Людмила Хрящева
Особенности личностного развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В качестве особенностей социально-личностного развития старших дошкольников и их возрастных возможностей выступают следующие.
Под влиянием взрослого у ребёнка возникает новая форма общения - внеситуативно-личностное, в процессе которого он ориентируется на мир людей, осваивает взаимосвязи в социальном мире. Возникновение и развитие этой формы общения связано в значительной мере с развитием игры, в которой детей интересуют взаимоотношения людей, правила поведения в обществе.
Публикация «Особенности личностного развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Старшие дошкольники стремятся не просто к доброжелательному вниманию взрослых и сотрудничеству с ними, но и к уважению со стороны взрослых, взаимопониманию и сопереживанию. В общении со сверстниками в игре и других видах деятельности осуществляются обмен информацией, планирование, разделение и координация функций, т. е. всё, что способствует общности детей, выполняющих совместную деятельность. С возрастом общение приобретает самостоятельную ценность, выражающуюся в стремлении ребенка к сопереживанию, взаимопониманию, эмоциональной близости со сверстником.
К 7 годам ребенок выделяет личностные особенности сверстника («Интересные игры придумывает», «Хорошо бегает», «Очень добрый» и т. д.). У детей, если они вместе провели несколько лет, возникает достаточно сплочённое детское общество, увеличивается по сравнению с младшими дошкольниками интенсивность и широта круга общения. Возрастает устойчивость игровых объединений, их средняя величина достигает 3-4 человек, иногда, особенно у мальчиков, возникают игровые объединения по 8- 9 человек.
У детей старшего дошкольного возраста наблюдается более высокий уровень коммуникативных умений и более гибкое их использование.
У детей седьмого года жизни резко возрастает потребность в дружеских отношениях со сверстниками. Ребёнок становится более самостоятельным, независимым от взрослых. Обогащается его социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими. Это позволяет ему более полно осознать себя, свои достоинства и недостатки.
В отличие от детей раннего и младшего дошкольного возраста, которые в силу ограниченности знаний о себе принимают на веру оценку взрослого, у старшего дошкольника появляются элементы самостоятельного представления о себе и оценивания себя, своих действий и внешних качеств.
В этом возрасте ребёнок чаще начинает оценивать свои личностные нравственные качества, осознавать, дифференцировать эмоциональные состояния. Возрастает самостоятельность и критичность детской оценки и самооценки.
Дети, прежде всего, оценивают те качества и особенности поведения сверстников и самих себя, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых в большей степени зависит их положение в группе.
На протяжении всего дошкольного детства дети объективнее оценивают других, чем себя. Вместе с тем самооценка старших дошкольников, как и младших, часто завышена.
На протяжении дошкольного детства самооценка ребенка, его оценочные суждения о себе становятся более полными, детализированными, развернутыми. Ребёнок способен осознать себя, своё положение среди взрослых и сверстников, отношение к себе окружающих («Костя меня любит: он играет со мной, даёт игрушки, угощает»).
К концу старшего дошкольного возраста у ребёнка появляется важное новообразование. Осознание своего социального «я» и появление на этой основе внутренней позиции - понимание ребёнком разного отношения к нему людей и стремление занять определённое положение среди взрослых и сверстников.