Виктория Прядкина
Особенности восприятия и осмысления мира взрослых детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности восприятия и осмысления мира взрослых детьми старшего дошкольного возраста
Каковы же психологические особенности ребенка старшего дошкольного возраста, позволяющие говорить об определяющем влиянии мира взрослых, как образце - ориентире на трудовую деятельность, поведение ребенка, на воспитание трудолюбия? Для поиска ответа на данный вопрос рассмотрим особенности мотивационной, когнитивной, эмоциональной, поведенческой, чувственной сфер детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Особенности восприятия и осмысления мира взрослых детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
По мнению Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Е. В. Субботского, С. Г. Якобсон и др., именно в период дошкольного детства происходит интенсивное развитие мотивационной сферы личности, главным новообразованием которой является проявление мотивов, связанных с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением и желанием быть похожими на них. Не менее значимым становится такой мотив как интерес к содержанию и процессу новых, осваиваемых видов деятельности, в том числе и трудовой. На протяжении всей жизни человека значимыми являются общественные и личностные мотивы. Исследования Я. З. Неверович, доказали, что в дошкольном возрасте общественные мотивы деятельности (например, стремление к достижению общего результата в деятельности, приобретают доминирующее влияние, становятся более значимыми, чем личные мотивы [39]. По мнению А. Н. Леонтьева, как общественные, так и личные мотивы находятся в определенных взаимоотношениях, соподчинении. Это соподчинение, иерархия мотивов и является важным новообразованием этого возрастного периода. А. Н. Леонтьев пишет: «Только в дошкольном возрасте мы можем впервые обнаружить эти более высокие по своему типу соотношения мотивов, устанавливающиеся на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе других» [32, с. 207]. Взрослый человек побуждает ребенка к установлению контактов с ним. Разнообразные социальные контакты ребенка способствуют структурированию социального мира ребенка и формированию отчетливого представления о взрослых людях.
В рамках данного исследования важно рассмотреть особенности развития такого сложного психического процесса, как восприятие человека. Восприятие ребенком взрослого является не только важным условием удовлетворения потребности ребенка в общении, но и в познании, деятельности. Уже к концу первого года жизни взрослый выступает для ребенка не только как человек, способный удовлетворить органические потребности, но и как руководитель ориентировки в окружающем мире. Кроме этого, в период раннего возраста интенсивно происходит и развитие речи детей (С. Л. Рубинштейн, Е. И. Тихеева и др.). Овладение речью оказывает значительное влияние на процесс формирования у ребенка восприятия взрослого. По мнению А. А. Бодалева, взрослый начинает выступать в восприятии ребенка как лицо, обладающее не только непосредственными чувственно данными свойствами, но и сигнализируемыми ими психическими свойствами [5]. Ученый отмечает, что положительную оценку дети дают тому взрослому, к которому испытывают доверительные отношения и привязанность. Таким образом, активно развивающаяся социальная перцепция, способствует тому, что ребенок начинает дифференцировать не только внешний облик взрослого, но и глубже воспринимает его с разных сторон, выделяя существенные качества и свойства его личности (в том числе и трудолюбие как нравственное качество личности).
Формирование произвольного внимания, согласно исследованиям Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., начинается с того момента, когда взрослый посредством слов, жестов привлекает внимание ребенка к определенным явлениям социальной жизни. Ученые объясняют, что постепенно дети самостоятельно начинают пользоваться этими средствами для организации своего внимания, в результате чего оно приобретает произвольный характер. Решающее значение для формирования внимания и придания ему произвольного характера имеет деятельность ребенка (трудовая, в которой ребенок учитывает правила, требования, оценку, которую ему дают взрослые.
Важным свойством внимания дошкольника является его устойчивость, которая увеличивается от младшего дошкольного возраста к старшему. По мнению А. А. Люблинской, дети старшего дошкольного возраста не только более длительное время могут заниматься малоинтересной для них работой по указанию взрослого, но и меньше делают отвлечений от нее [37].
З. М. Истомина, изучавшая особенности произвольной памяти дошкольника, пришла к выводу, что ребенок осознает цель деятельности тогда, когда сталкивается с условиями, требующими от него активного припоминания и запоминания. Но этого недостаточно, важен мотив, побуждающий ребенка к деятельности и осознание ее цели [21].
Согласно исследованиям А. Г. Ананьева, одной из важных предпосылок формирования у ребенка трудовой деятельности, умения действовать с предметами, орудиями труда, являются изменения, происходящие в сенсорной и моторной сферах ребенка [2]. Ученый утверждает, что уже на первом году жизни происходит интенсивное формирование произвольных движений руки, закладываются основы согласованной работы руки и глаза. Во многом эти «преобразования» объясняются тем, что с ранних лет видит действия, которые совершает взрослый человек. Сам смысл трудовых действий ребенку еще не понятен, но главное состоит в том, что ребенок хочет выполнить трудовые действия, для него они являются привлекательными. Именно в процессе совместной деятельности со взрослым ребенок осваивает человеческие навыки, которые П. Я. Гальперин назвал «орудийными операциями».
Большую роль в формировании у ребенка осознанного отношения к взрослому, к его деятельности играет мышление. Основой мышления детей дошкольного возраста являются знания и представления, получаемые ребенком в процессе познания окружающего мира. Н. Н. Поддъяковым было выделено два пути формирования представлений детей об окружающем. Первый путь - это формирование представлений в процессе непосредственного восприятия предметов, но без их практического преобразования. Второй путь заключается в формировании представлений в процессе практической деятельности самого ребенка [49]. Эту этапность в формировании представлений дошкольника важно учитывать при организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
В период дошкольного возраста у детей происходит развитие произвольности поведения. Первоначально, это происходит под влиянием указаний взрослого, затем ребенок начинает самостоятельно управлять своим поведением, подчиняя его решению какой-либо задачи, достижение какой-либо цели. Но ребенок контролирует не только свое поведение, но и познавательные процессы - восприятие, память, мышление. Все это обеспечивает не только планирование деятельности самим ребенком, но и ее контроль.
У дошкольника появляется способность оценивать деятельность другого человека (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин и др.). Учитывая эту особенность, можно говорить о формировании у детей интереса к трудовой деятельности взрослого, ее результатам, представление о своих возможностях в плане ее осуществления.
В дальнейшем происходит развитие нравственных, эстетических, интеллектуальных чувств, их дифференциация, углубление, что способствует воспитанию трудолюбия у детей в процессе ознакомления с миром взрослых. В трудовой деятельности, которая направлена на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, удовлетворение от выполнения своих обязанностей. По мнению П. М. Якобсон, чувства ребенка к возрасту пяти лет теряют ситуативность, становятся более глубокими по своему смыслу. В этот период формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет ребенка переживать за результаты своей деятельности, предвидеть реакцию людей на то или иное действие. Старший дошкольник может предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты свой деятельности [87].
Это отмечал и Л. С. Выготский, считая, что главным направлением в развитии эмоциональной сферы является увеличение интеллектуальности эмоций [12].
Изучение психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, специфика развития мотивационной, когнитивной, эмоциональной, поведенческой, чувственной сфер, позволяют говорить об определяющем влиянии мира взрослых на формирование личности, на воспитание трудолюбия как нравственного качества личности дошкольника.
Вопрос об изучении влияния мира взрослых на становление личности ребенка стал предметом исследования многих ученных (Л. И. Божович, Е. Б. Весна, Л. С. Выготский, А. Н. Дьяконова, А. Д. Кошелева, ИЛ. Лейбман, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Н. И. Непомнящая, Н. Н. Обозов, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Рузская, В. И. Слободчиков, В. И. Тютюнник, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.).
В исследованиях ученых мир взрослых, взаимоотношения с ним рассматривается как: источник личностного развития ребенка (Е. Б. Весна, Д. И. Фельдштейн и др.); его активной включенности в межличностные отношения, в учебно-воспитательный процесс (А. Н. Дьяконова, Н. Н. Обозов и др.); система отношений, определяющая направление развития нового уровня эмоциональной сферы - уровня сопричастности переживания ребенка взрослому и имеющая для дошкольника особую значимость (А. Д. Кошелева, С. Л. Рубинштейн и др.); способ и опора представления детьми своего будущего, как основание становления внутреннего, субъективного мира ребенка, как «носитель» идеальной формы его будущего (В. И. Слободчиков, Д. Б. Эльконин и др.); процесс взаимодействия ребенка и взрослого, в результате, которого формируется базовое чувство доверия к миру (Э. Эриксон).
Образ взрослого человека выступает ориентиром, моделью в усвоении ребенком норм человеческих отношений, источником становления социального опыта, формирования его личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. И. Слободчиков и др.).
Самостоятельно, без помощи взрослого, ребенок не может выработать определенные типы поведения и способы деятельности. В значительной степени это относится к периоду дошкольного детства, который А. Н. Леонтьев назвал «периодом первоначального фактического склада личности, периодом развития личностных механизмов поведения» [31]. В период дошкольного детства у ребенка возникают и развиваются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство субъекта — единство личности. По словам Л. С. Выготского, социальное формирование личности начинается с момента установления устойчивого контакта со взрослым. Это, по мнению ученого, является исходной точкой в становлении отношений ребенка с другими людьми [11]. Развивая идеи Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконин подчеркивает, что дети представляют свое будущее только через образ взрослого. Ученый отмечает, что в подсистеме «ребенок -взрослый» последний выступает перед ребенком как носитель определенных видов общественной по своей природе деятельности. «Есть основания предполагать, что усвоение детьми задач, мотивов и норм отношений, существующих в деятельности взрослого, осуществляется через воспроизведение или моделирование этих отношений в собственной деятельности детей, в их сообществах, группах и коллективах» [84, с. 123].
Придерживаясь этой точкой зрения В. И. Слободчиков, отмечает, что взрослый человек является фундаментальным основанием становления внутреннего, субъективного мира ребенка [61]. М. И. Лисина отмечая, что первой социальной потребностью ребенка является потребность в непосредственно - эмоциональном общении со взрослым, «потребность во взрослом», утверждает, что ее появление зависит и от того, какую позицию занимают взрослые люди по отношению к ребенку [33].
В исследованиях названных ученых убедительно доказано, что уже в течение первого года жизни связь «ребенок-взрослый» наиболее тесная, взрослый становится центром каждой жизненной ситуации. Не случайно психологи отмечают, что весь период дошкольного детства вращается вокруг взрослого человека.
Интерес для нас представляет исследование В. И. Тютюнника, который процесс воспитания трудолюбия детей связывает с изменением формы взаимодействия ребенка со взрослым. Он полагает, что трудовое развитие зависит от смены стадий труда при условии активной позиции дошкольника как субъекта данного процесса. В этом смысле трудовое развитие представляет собой развертывание новых форм взаимодействия, в которых ребенок выступает как субъект деятельности. Отмечая, что смена стадий труда связана с изменением сферы отношений ребенка со взрослыми, В. И. Тютюнник полагает, что в этой ситуации должны быть соблюдены следующие условия:
- прямое научение (подчинение) ребенка взрослым;
- совместно разделенное взаимодействие ребенка и взрослого;
- внешний контроль за самостоятельной деятельностью со стороны самого ребенка;
- самостоятельная деятельность (творческая или исполнительская) [74].
Проблема воспитания трудолюбия как качества личности была исследована Н. И. Непомнящей. Воспитание трудолюбия она рассматривала в контексте отношений «Я-другой», где в качестве другого выступает взрослый. Ею были выделены типы отношений «Я-другой» (ребенок-взрослый, в русле которых осуществляется воспитание трудолюбия как качества личности ребенка-дошкольника. Для нашего исследования важна характеристика отношений «ребенок-взрослый», в которых дошкольник стремится, и «быть собой» и «быть другим» и может найти выход из любой ситуации. Данный тип отношений является показателем оптимального уровня развития личности дошкольника. Для ребенка, который находится во взаимодействии со взрослыми в сфере этих отношений, ценностность имеет продуктивная деятельность, личные отношения со взрослыми. Мы полагаем, что именно в сфере таких отношений создаются наиболее благоприятные условия для воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста, поскольку в результате трудовой деятельности ребенок создает продукт как результат труда, складывается его система личностных отношений со взрослым, создаются условия для «принятия» ребенком его образа, его качеств (трудолюбия, стремление проявлять их в своей деятельности. Ребенок выделяет образ взрослого, воспринимает его как образец для подражания, и осознает его независимо от ситуации, проявляет действенное, эмоционально отношение к труду через взрослого [41].
Анализ психологических исследований позволяет говорить о том, что процесс познания ребенком мира взрослых, его активная включенность в сферу этих взаимоотношений, происходит на протяжении всей жизни ребенка, претерпевая изменения на каждом этапе развития. Но именно в дошкольном возрасте формируются первые устойчивые отношения ребенка с миром взрослых, которые носят последовательный характер. В связи с этим нами были определены этапы и уровни восприятия и осмысления ребенком мира взрослых. Этапы восприятия и осмысления ребенком мира взрослых представлены в схеме 1.
Схема 1. Этапы восприятия и осмысления ребенком мира взрослых
В соответствии с выделенными этапами определены уровни восприятия ребенком мира взрослых :
I. Уровень - уровень наблюдений. Этот уровень характеризуется тем, что взрослый человек является центром ситуации развития ребенка. Взрослый стимулирует становление у ребенка новых эмоций, социальных потребностей в познании, общении, деятельности. Именно на этом уровне ребенок наблюдает за действиями, которые совершает взрослый человек. Но смысл этих действий ребенку еще не понятен. В контексте этой социальной ситуации развития у ребенка появляется желание выполнять различные трудовые действия, так как для него они являются привлекательными.
II. Уровень — уровень узнавания. На этом уровни у ребенка возникает важная социальная потребность — потребность в общении со взрослыми, возникает первый вид деятельности ребенка- деятельность в общении, где предметом становится взрослый человек (М. И. Лисина). У ребенка возникает и развивается устойчивый интерес к предметному миру, к действиям с предметами. Во многом это обусловлено возникновением манипулятивной деятельности с предметами, в процессе которой ребенок стремиться к достижению результатов и к получению оценки его действий взрослым. Таким образом, дошкольник постепенно осваивает орудийные действия, которые являются важной предпосылкой формирования трудолюбия.
III. Уровень — уровень отношений. Это уровень можно охарактеризовать как ситуацию совместной деятельности ребенка и взрослого на основе сотрудничества. В этом смысле важна система устойчивых отношений, которая складывается к этому периоду. Ребенок осознает цели труда взрослого человека. Осознавая цели деятельности взрослого человека, у ребенка постепенно формируется уважительное отношение к труду взрослых, знания и представления об их деятельности.
IV. Уровень — уровень деятельности. Ребенок, подражая взрослому, проявляет трудолюбие в самостоятельной элементарной трудовой деятельности. Складывается устойчивая система отношений «ребенок — взрослый».
Вопрос о влиянии мира взрослых на развитие личности ребенка-дошкольника, воспитание его личностных качеств, является предметом исследования и педагогической науки (З. И. Борисова, В. И. Глотова, О. В. Дыбина, Р. И. Жуковская, С. А. Козлова, С. М. Котлярова, Н. М. Крылова, М. В. Крулехт, А. Е. Лагутина, В. И. Логинова, Л. А. Мишарина, Е. И. Радина, Д. В. Сергеева, М. М. Стрекаловская, Т. И. Тарабарина, А. Г. Тулегенова, А. Ш. Шахманова и др.). В исследованиях ученых мир взрослых, ознакомление с ним рассматривается как:
- объект изучения для ребенка (Р. И. Жуковская, А. Е. Лагутина и др.);
- носитель творческого начала (С. А. Козлова, О. В. Дыбина и др.);
- источник знаний об окружающем мире, в том числе и о труде взрослых (Р. С. Буре, С. М. Котлярова, М. В. Крулехт, Н. М. Крылова, В. И. Логинова, Л. А. Мишарина, М. М. Стрекаловская и др.);
- сфера отношений, где взрослый выступает организатором и партнером в совместной трудовой деятельности с дошкольником (Р. С. Буре, В. И. Глотова, Е. И. Радина, Д. В. Сергеева и др.);
- сфера отношений, в процессе которой взрослый приобщает ребенка к самостоятельной трудовой деятельности (Т. И. Тарабарина, А. Г. Тулегенова, А. Ш. Шахманова и др.).
Так, в исследованиях С. А. Козловой, О. В. Дыбиной мир взрослых представлен как носитель творческого начала, способов поведения и деятельности, который ярко раскрывается детям при ознакомлении с предметами как продуктами творческой мысли человека - труда. В данном исследовании было доказано, что творческое начало взрослого становится ориентиром для ребенка, если оно действенно и побуждает ребенка взаимодействовать со взрослыми, подражать ему, принимать его способы действия и поведения.
Рассматривая характеристику мира взрослого, как образца для подражания в деятельности, поведении ребенка, важно учитывать ту позицию, которую занимают взрослые по отношению к ребенку. Мир взрослых по отношению к ребенку занимает разный статус, разную позицию, разную степень приближенности (А. Н. Леонтьев, С. А. Козлова). Одни из них находятся в непосредственном окружении детей и заботятся о них, другие находятся в опосредованном окружении детей, их контакты ограничены. Третьи несут в себе обобщенную характеристику образа взрослого человека привлекательного и доступного для подражания - это герои художественных произведений, исторические личности. От степени приближенности взрослых к детям зависит характер и содержание их взаимодействия, эффективного развития личности ребенка.
Для нашего исследования важно рассмотреть мир взрослых в соотношении с его трудовой активностью, показателем его трудолюбия и положительного отношения к труду. В этом плане интерес представляют научные работы Т. И. Тарабариной, А. Г. Тулегеновой, А. Ш. Шахмановой.
Т. И. Тарабарина отмечает, что в процессе совместного труда взрослый выступает как образец трудовой активности, как личностно значимое для детей лицо. Чтобы взрослый человек выступал как образец деятельности для дошкольника, необходимо помнить, что труд должен быть интересен детям и личностно значимым, объем труда должен быть допустим с общепедагогической и гигиенической точек зрения, в совместной деятельности необходимо разделение функций между детьми и взрослыми [69].
А. Г. Тулегенова полагает, что воспитанию у дошкольников положительного отношения к труду, способствуют следующие условия : эмоциональная насыщенность средств и методов воспитания, специальные методы воздействия на детей, затрагивающие их эмоциональную сферу [71]. В исследовании А. Ш. Шахмановой, посвященному воспитанию положительного отношения к человеку-труженику, отмечается, что ориентация ребенка на образ взрослого, как на образец поведения, нравственный эталон возможны при раскрытии им эмоционально - привлекательного образа трудящегося человека. Исследователь подчеркивает, что уже в течение периода дошкольного детства ребенок ориентируется на взрослого, как на образец поведения. А. Ш. Шахманова определяет следующие условия, при которых у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать положительное отношение к человеку-труженику:
- формирование положительного отношения к обобщенному образу человека-труженика путем поэтапного раскрытия детям эмоционально-привлекательных образов конкретных людей труда;
- учет специфики уровней приближенности взрослого по отношению к ребенку;
- построение педагогического процесса на основе сопоставления положительных и отрицательных нравственных норм [82].
Анализ психолого-педагогических исследований позволяет нам рассматривать мир взрослых как особую социальную среду развития дошкольника, включающую в себя родителей, воспитателей, близких для ребенка людей, находящихся с ним во взаимодействии, в ходе которого ребенок, ориентируясь на них как на образец, выстраивает свою деятельность и поведение.
Анализ научной литературы подвел нас к выводу, что, несмотря на разработанность вопроса о влиянии мира взрослых на развитие личности дошкольника, формирование у него положительного отношения к труду, мало изученными остаются вопросы об изучении влиянии роли взрослого как носителя трудолюбия, как образца-ориентира для подражания ребенком, о выявлении и реализации педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых.