Юлия Файрузова
Особенности воображения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
За последние десятилетия произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки к реальной жизни. Дети готовится к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в коллективе, быть готовым к быстрому переучивания в ответ на обновление знаний и повышение требований на рынке труда. В этой связи особую значимость и актуальность приобретают умения неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи,проектировать предвосхищаемый конечный результат.
Публикация «Особенности воображения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Творческий подход к решению поставленных задач способствует быстрому и эффективному преодолению существующих преград, достижению поставленных целей и постановке новых, обеспечивает свободу выбора средств и методов при осуществлении той или иной деятельности. Творческий подход в процессе жизнедеятельности становится одним из ключевых условий воспитания активной жизненной позиции личности.
Исследование воображения стало представлять особый интерес для западных психологов начиная с пятидесятых годов двадцатого столетия. Построение и создание образов как функция воображения была признана учёными важнейшей человеческой способностью. В рамках творческого процесса роль функции воображения приравнивалось к роли знаний и суждений (1,с. 58).
Фундамент для творческого развития и саморазвития личности закладывается ещё в детстве. Воображение ребенка планомерно формируется период от пяти до пятнадцати лет. В этой связи объективно возросли требования, предъявляемые к начальному этапу становления личности ребенка, в частности в рамках такого института социализации, как дошкольное образовательное учреждение.
В дошкольном возрасте у детей наблюдается очень бурное развитие воображения, что объективно обусловлено интенсивными изменениями в жизни ребенка и получением огромного потока новой, не известной ранее, информации, которую следует проанализировать и использовать на практике.
Индивидуальные особенности воображения ребенка особенно ярко проявляются в процессе творчества. В указанной сфере деятельности воображение по своей значимости ничем не уступает мышлению. При этом очень важно знать, что для развития воображения необходима достаточная свобода для проявления самостоятельности, инициативности, для раскованности и уверенности (1, с. 102).
Развитие детского воображения характеризуется постепенным переходом к объективному и верному отражению окружающей действительности. Происходит плавный переход от произвольного комбинирования представлений к логически аргументированному комбинированию. Так, следующий пример наглядно подтвердит указанное выше: когда ребенку три или четыре года, то для представления автомобиля может потребоваться лишь, например, кусочек пластика или же палочка; в возрасте шести или семи лет ребенок уже не может удовлетвориться этим, он требует внешнего сходства с представляемой моделью, т. е. нужны колеса, крышка, капот, багажник и т. д. ; ребенок способен самостоятельно сконструировать модель автомобиля.
Проблема реализма в детском воображении связан с вопросом об отношении возникающих у детей образов к действительности. Он проявляется у ребенка во всех доступных ему формах деятельности: в игре, в изобразительной деятельности и т. д. Так, в процессе игровой деятельности по мере взросления у ребенка увеличивается требовательность к реализму игровой ситуации (1, с. 232).
В старшем дошкольном возрасте ребенок тщательно производит отбор необходимого для игры материала. При этом данный отбор производится по критерию наибольшей схожести выбранного предмета с реальной моделью, представляемой во время игры.
Большую роль в образовательном процессе в дошкольном возрасте играет уровень развития познавательных процессов: памяти, воображения, внимания, восприятия, наблюдения, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в данном направлении, вследствие чего будет активно расширяться познавательные возможно детей.
Литература
1. Кудрявцев В. Т. Воображение ребенка : природа и развитие//Психологический журнал. - 2011.- С. 57-68.
2. Морозова О. В. Творческое воображение// Инновации в науке. -2013 С. 102-110.
3. Соловей Л. Б. Факторы, влияющие на развитие воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста// Известия РГПУ им. А. И. Герцена. -2012.-С. 230-232.