Наталья Логунова
Особенности развития воображения у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы.
Возможность создать что-то новое, необычное закладывается в детстве через развитие высших психических функций таких, как мышление и воображение. Воображение следует активно развивать в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот возраст является наиболее сензитивным в его развитии. В этом дошкольном возрасте ребёнок приобретает колоссальные знания о человеке, обществе, природе, технике, искусстве, что составляет основу любой деятельности дошкольника. Притом, достаточно высокий уровень воображения старшего дошкольника является необходимым условием его успешной подготовки к школьному обучению. Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися нового учебного материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно –воспитательной деятельности дошкольника. «Воображение, пишет С. Л. Рубинштейн, - связано с нашей способностью и необходимостью творить новое. Это отлёт от прошлого опыта, преобразование данного, осуществляемое в образной форме».
Публикация «Особенности развития воображения у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Будучи тесно связано как с чувственным, так и с опосредованным познанием воображение практически вплетается во все познавательные процессы, выступая в качестве интегративной функции. Как писал Л. С. Выготский, воображение надо рассматривать как более сложную форму психологической деятельности, которая является реальным объединением нескольких функций в их своеобразных отношениях.
Что касается загадочности этого феномена, то она состоит в том, что до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо –физиологической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного ответить не можем. Зато мы знаем, какое место воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм.
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них ест элементы фантазии, вымысла. Воображение является основой наглядно- образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Правильно рассматривать процессы мышления и воображения как функциональные компоненты целостной деятельности. Если лишить мышление воображения оно становится творчески бесплодным и не способным к новым конструкциям. В тоже время, если изолировать воображение от мышления, то само воображение становиться бесцельным, иначе говоря, это единственный интеллектуально – волевой процесс.
Воображение является центральным психологическим новообразованием дошкольного возраста. Формируется воображение в игровой деятельности, которая является ведущей в этом возрастном периоде. В ситуации игры воображение дошкольника получает широкий простор и проявляется в наиболее ярких, красочных формах, в связи, с чем создается впечатление, что маленький ребёнок живёт наполовину в мире своих фантазий и что его воображение сильнее, богаче, оригинальнее воображения взрослого. Но это всё зависит от опыта. Поскольку опыт ребёнка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека, интересы элементарнее и проще, вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребёнка богаче. Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребёнок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся неожиданными и оригинальными.
Не только от богатства личного опыта младшего дошкольника, но и от степени сформированности у него навыков к перекомбинированию элементов этого опыта, то есть от уровня развитости воображения,
будет зависеть в дальнейшем успешное формирование наглядно-образного мышления у ребёнка в старшем дошкольном возрасте.
Неполноценная речевая деятельность у детей с общим недоразвитием речи накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.
Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем : они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырёх предметов после перестановки, не замечают неточностей в рисунках – шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Ещё труднее сосредотачивается и удерживается их внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Дети с ОНР отстают в развитии словесно – логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Это характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения.
Одним из диагностических признаков может служить диссоциация между речевым и психическим развитием. Это проявляется в том, что психическое развитие детей с ОНР, как правило, протекает более благополучно, чем развитие речи. Их отличает критичность к речевой недостаточности. Первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. Однако по мере формирования словесной функции речи и устранения собственно речевых трудностей их интеллектуальное развитие приближается к норме.
Б. Г. Ананьев, А. Р. Лурия, В. П. Глухов, В. Н. Касаткин и другие подтвердили предположение о том, что нарушение речи неминуемо ведёт к различным расстройствам со стороны как произвольного, так и непроизвольного воображения.
Существенное значение в развитии и функционировании воображения имеет речь. Отмечается, что мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи, что дети с задержкой речевого развития оказываются отстающими и в развитии мышления, и в развитии воображения. У этих детей чрезвычайно бедные формы воображения.
Речь освобождает ребёнка от власти непосредственных впечатлений, позволяет выйти за их пределы. Ребёнок может выражать словами и то, что не совпадает с точными сочетаниями реальных предметов или соответствующих представлений. Это дает ему возможность свободно обращаться в сфере предметных отношений и придавать им личностный характер.
Благодаря развитию речи, а в связи с этим и развитию понятийного мышления, воображение детей претерпевает существенное изменение, это освобождается от чисто конкретных, образных компонентов и приобретает ряд элементов абстрактного мышления.
Таким образом, дети, с преобладающим развитием второй сигнальной системы, как правило, характеризуются и более высоким уровнем сформированности воображения. Участие второй сигнальной системы в формировании и развитии образов воображения, по мнению Е. И. Игнатьева, помогает «разворачиванию» этих образов, способствует их совершенствованию. Дети, речевое развитие которых идёт с отклонениями от нормы, в том числе и дети с ОНР, оказываются с чрезвычайно бедными формами воображения и развитием мышления. Поэтому так важна роль речи в процессе становления и развития детского воображения.