Александрия
Особенности требований матери к учебной деятельности своего ребенка младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Существенные требования матери к учебе своего ребенка младшего школьного возраста
В психологии (Л. И. Айдарова, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. К. Дусавицкий, Ю. А. Полуянов, В. В. Репкин, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин и др.) установлены закономерные периоды и кризисы психического развития ребенка младшего школьного возраста, характеризуемые возрастными новообразованиями психики, сменой ведущего типа деятельности, изменившимися требованиями социальной среды (зоны ближайшего развития) ребенка.
Публикация «Особенности требований матери к учебной деятельности своего ребенка младшего школьного возраста» размещена в разделах
Ребенку младшего школьного возраста добавляются новые правила, связанные с его учебой, требованиями родителей и учителей. Исследования требований современных матерей к учебе ребенка немногочисленны, обратимся к отдельным из них. По мнению А. А. Савинковой, А. Н. Латынцевой, И. Б Агуповой, мать «видит» учебную деятельность своего ребенка в соответствии с тем, какие требования она предъявляет ребенку относительно его учебы. Согласно Е. Л. Солдатовой, требования матерей связаны с их возрастными особенностями, занимаемым социальным положением, разными представлениями матери об «идеальной форме», эталоне ученика, образа успешности в учебе.
Возникают вопросы. Какие требования к учебе ученика начальной школы предъявляют родители в современных условиях? На какие новообразования младшего школьного возраста направлены требования к учебе ребенка современной матерью? Как контролирует мать выполнение ребенком учебных требований?
Для поиска ответов на эти вопросы разработана авторская методика структурированного интервью: опросник «Требования родителей к учебе своего ребенка». Опросник содержит 10 открытых вопросов. В исследовании приняли участие 69 родителей, имеющих детей - учеников начальной классов Краснодара.
В ходе эмпирического исследования выявлена специфика требований матерей. Большая часть респондентов (70%) предъявляют к своему ребенку требования, обращенные к рефлексивным качествам ребенка : «требования к выполнению режима дня», «внешнему виду», «режиму питания» и т. д.
Больше половины респондентов (64%, говоря о требованиях к ребенку в его учебной деятельности, обращаются к когнитивным способностям ребенка : «слушать учителя на уроке», «самостоятельно выполнять домашнее задание» и т. д.
Меньше половины респондентов (26%) предъявляют к своему ребенку требования, обращенные к его коммуникативным качествам: «умению дружить»», «умению общаться и находить общий язык» и т. д.
Таким образом, у современных матерей, в контексте образовательной деятельности их детей, обнаружены существенные свойства требований к своим детям, обращенные к возрастным новообразованиям младшего школьника. Зафиксирована тенденция к предъявлению матерями требований ребенку, направленных на развитие его рефлексивных способностей. Мать обращается к рефлексии ребенка : способности уметь оценивать свои как физические возможности, так и психические способности и навыки.
Почти на таком же уровне важности для матерей находится принцип «научить учиться». Матери требуют от детей выработки навыков к обучению: «слушать учителя на уроке», «хорошо выполнять домашнее задание».
Незначительная часть матерей, кроме рефлексивных и коммуникативных способностей ребенка, отмечает важность умения ребенка общаться с другими : «находить общий язык с родителями», «общаться с одноклассниками», «уметь общаться с учителем».
Таким образом, выявлена иерархия материнских требований к своему ребенку в его учебе, обращенных к его возрастным новообразованиям : рефлексивные (70%, когнитивные (64%) и коммуникативные (26%).
Изучение проблемы «Мать — материнские требования к учебе — ребенок» продолжим исследованием особенностей контроля матери за выполнением учебных требований ее ребенком.