Юлия Бородинова
Особенности работы воспитателя в группе детей школьного возраста в условиях СРЦН
▼ Скачать + Заказать документы
Отсутствие коммуникативных навыков свойственно детям, поступающим в реабилитационные центры. Поэтому важнейшая задача воспитателя – помочь ребёнку жить в социуме, научить правильно общаться, знать к кому и куда обратиться за помощью, как самому преодолевать жизненные трудности. Развитие коммуникабельности непрерывно осуществляется в течение каждой рабочей смены : в процессе индивидуальной работы с детьми, во время творческих поручений и трудовых заданий, при проведении праздников и мероприятий в центре, во время выездов в город для экскурсий, общении со сверстниками и взрослыми и др.
Публикация «Особенности работы воспитателя в группе детей школьного возраста в условиях СРЦН» размещена в разделах
Коррекционно-реабилитационная работа по развитию социальных навыков у воспитанников центра в дальнейшем способствует : развитию творческих способностей, пробуждению социальной активности, воспитывает чувство собственного достоинства, стремление к самоопределению, формированию способности к выбору.
Первостепенная задача, которая стоит перед воспитателем - это создание условий для успешной адаптации ребенка. Необходимо объяснить ребенку, что окружающие его люди желают ему добра, необходимо принять ребенка как личность. Адаптация ребенка в нормальном человеческом обществе невозможна без таких видов деятельности, как игра, учеба, труд, общение. Отсюда мы можем вывести вторую важную задачу - это восстановление и развитие этих важнейших форм жизнедеятельности каждого ребенка.
Дети из неблагополучных семей, как правило, не владеют или владеют не в том объеме элементарными навыками, такими как культурно-гигиенические, творческие, трудовые. И работу с ними в этих направлениях, как правило, приходится начинать с нуля. Необходимо подготовить ребенка к жизни в нормальной семье, способствовать развитию его личности, дать возможность проявить себя в различных видах деятельности.
Ещё одной важной задачей воспитания является восстановление социальной роли ученика, человека «познающего», пробуждение в детях интереса к новым знаниям.
Социально-педагогическая реабилитация проводится воспитателями и педагогами дополнительного образования по следующим направлениям:
- организация и помощь в обучении;
- трудовая реабилитация;
- активизация познавательной деятельности в учебной сфере и во внеурочной деятельности;
- художественно-эстетическое воспитание;
- духовно-нравственное развитие;
- физкультурно-оздоровительная работа;
- музыкально-педагогическая работа.
Работа воспитателя с детьми школьного возраста проводится в групповой и индивидуальной форме. Групповая форма работы предусматривает :
- выполнение режимных моментов;
- проведение общегрупповых воспитательских занятий по направлениям воспитательной работы «см. приложение №2»;
- организация досуговой деятельности.
В своей деятельности воспитатель работает над формированием следующих социальных знаний и навыков у воспитанников, которые им необходимы в самостоятельной жизни:
- формирование коммуникативных навыков
- формирование трудовых навыков и самообслуживание
- формирование санитарно-гигиенических навыков
- формирование коммуникативных навыков
- развитие познавательной сферы
- развитие игровой деятельности.
- творческое развитие
Группа воспитанников школьного возраста включает в себя детей от 7 до 17 лет, поэтому при организации групповых занятий учитывается разновозрастность детей.
Индивидуальная работа выполняется в процессе выполнения домашнего задания, ежедневного общения с ребенком и направлена на индивидуальную коррекцию тех или иных недостатков в развитии ребенка.
Для детей, поступающих в СРЦН характерны, в большинстве случаев, низкий уровень знаний, узкий кругозор, отрицательное отношение к учебе, всевозможные способы уклонения от предлагаемых им видов деятельности. Анализ по работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, выявил следующую закономерность: дети, не имеющие возможности наблюдать вокруг себя взрослых успешно работающих, занимающихся любимым делом, зачастую не могут правильно ориентироваться, выбрать в соответствии со своими возможностями то направление деятельности, которое было бы для них успешным. Включение педагогами детей и подростков в разнообразные виды деятельности через программы социально-педагогической реабилитации способствует развитию сотрудничества между взрослыми и детьми, дают возможность для восстановления социальных потребностей и социальных инициатив у несовершеннолетних.
В центр в основном поступают дети, которые выросли в условиях разносторонней депривации – сенсорной, когнитивной, эмоциональной, социальной. Естественно, что тяжелые условия жизни и жестокое обращение негативно влияют на психическое развитие ребенка, сдерживают и деформируют его. Работа воспитателей строится на основе разработанных индивидуальных программ социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних. Отслеживание реализации программ происходит после адаптационного периода нахождения ребенка в центре, по истечению половины реабилитационного периода и в конце. На каждом этапе проводится коррекция программ.
Реабилитационная работа с ребенком в учреждении строится по следующим основным этапам:
- подготовительный - это сбор информации: знакомство с ребенком, с семьей, социальным окружением и условиями среды, обследование и социальная диагностика физического и психического состояния;
- организационный - анализ информации, выявление возможностей, дифференциация проблем и нужд, разработка программы индивидуальной работы;
- практический - реализация индивидуальной программы, непосредственно реабилитационная деятельность.
Серьезное внимание в реабилитации несовершеннолетних уделяется развитию навыков культуры поведения. Специалисты центра корректируют взаимодействие детей в совместной деятельности, прививают им навыки культуры принятия пищи, приучают к выполнению санитарно-гигиенических процедур, развивают творческие и трудовые навыки.
Важнейшим и самым сложным направлением работы в центре является работа с подростками. Подростки 12-15 лет составляют небольшую часть контингента наших воспитанников, всего 12-14% в год, но и работа с ними наиболее сложная. Среди них немало тех, кто прошел уличные «университеты». На этой возрастной ступени социально-психологическая дезадаптация детей, попадающих в центр, выражается в широком спектре личностных деформаций. У них искажено нравственное сознание-понятие о добре и зле, ограничен круг потребностей, интересы носят примитивный характер.
Искажение ценностных ориентаций отражается в мотивах поведения подростков. Отмечается наличие трёх групп ведущих мотивов :
- узкопотребительские устремления;
- желание развлечься, показать силу, ловкость, смелость, утвердить себя в глазах окружающих;
- желание добыть средства для приобретения спиртного, сигарет, месть, озлобление, хулиганство.
Трудности в общении, возникающие у подростков, прибывающих в центр, вызывают у них, естественно, чувство неудовлетворенности. Эту неудовлетворенность дети компенсируют по-разному. Младший подросток в такой ситуации стремится принизить ценность общения. Он подменяет не складывающееся, недостающее ему общение либо агрессивными действиями, либо погружением в мир воображаемых образов, фантазий. У старшего подростка реакция на деформации в общении также проявляется в разных вариантах:
- изоляция, т. е. стремление уйти от общения, избежать контактов как с детьми, так и с воспитателями;
- оппозиция, характеризующаяся неприятием предложений, требований, исходящих от окружающих, даже если они весьма доброжелательны; оппозиция выражается и в демонстративных действиях негативного характера. Подросток не приемлет те нормы, к которым привыкли взрослые и в рамки которых хотят его заключить;
- агрессия-стремление к разрушению отношений и предметной среды, к действиям, направленным на нанесение физического или психологического вреда, ущерба. Агрессивные способы поведения у подростков могут быть и следствием неудовлетворенной потребности в самоутверждении. Важнейшим направлением в работе с подростками является работа по профилактике самовольных уходов из центра. В этих целях воспитатель должен хорошо понимать ребенка, его состояние, его намерения, его окружение, от которого также можно получить необходимую информацию и принять все необходимые меры, чтобы не допустить ухода из центра, возможно, привлечь для этого других специалистов: социального педагога, психолога и администрацию. В центре разработан алгоритм и инструкция действий специалистов по профилактике самовольных уходов.
В работе с подростками требуются такие качества как терпимость, сдержанность, умение избежать конфликта, предупредить его, а также способность войти в доверие к ребенку. Именно такие качества стараются воспитать у себя все воспитатели, работающие с детьми и подростками.