Стрелкова Татьяна
Влияние неблагополучной семьи на социальную адаптацию ребенка младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ГБУ
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Бельского района
Тверской области
Статья на тему: «Влияние неблагополучной семьи на социальную адаптацию ребенка младшего школьного возраста».
Педагог-психолог
Т. А. Стрелкова
Публикация «Влияние неблагополучной семьи на социальную адаптацию ребенка младшего школьного возраста» размещена в разделах
Рассматривая семью как институт воспитания детей, можно выделить ряд особенностей: изменилось качество воспитания, семья оказалась в нетипичной социально-экономической, психологической, педагогико-воспитательной ситуации. Перестройка экономических отношений в России отбросила большинство семей за черту бедности, за грань среднего прожиточного уровня, разрушила их стереотип идеала семьи, ролевых позиций, ослабила самовосприятие, поселила в них неуверенность, низкую самооценку. Материальные и психологические трудности, переживаемые семьей, привели к ряду проблем воспитания. Семья, страдающая алкоголизмом, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.
Основными характеристиками семьи являются ее функции - направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. К ним относят:
- функцию продолжения рода (репродуктивная) – это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода.
-хозяйственную функцию, которая обеспечивает хозяйственные многообразные потребности семьи.
- функцию организации досуга – восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей.
- воспитательную функцию – важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения, воспитании ребенка, формирование его личности, развитие его способностей, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого его члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи, побуждающее их к самовоспитанию.
- функцию социального контроля – ответственность семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее.
- социально-статусную функцию – предоставление членам семьи определенного положения в обществе.
- эмоциональную функцию – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии. Семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д.
- функцию первичной социализации – постепенное введение ребенка в общество для того, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, в которой он растет, ее нравственным нормам, традициям народа.
Каждая из перечисленных функций может быть с большим или меньшим успехом реализоваться вне семьи, но совокупность их выполняется только в семье. На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Между ними существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость. Поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.
Увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно - бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. «На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием». Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.
Известный детский психиатр М. И. Буянов считает, что все в мире относительно – и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья – это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально – психическое состояние. «Для одного ребенка, - подчеркивает М. И. Буянов, - семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная».
Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания, - считает М. И. Буянов, - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи».
Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.
В семьях данной категории ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод, т. е. все то, что отражает неблагополучие. При этом семья может быть полной или неполной, многодетной, материально обеспеченной или находящейся ниже черты бедности. Данные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.
Под неблагополучием в данной семье понимаются его разные проявления:
Психическое (угрожают, подавляют, запугивают, разрушают психику, не понимают, навязывают свой образ жизни);
Физическое (жестоко наказывают, избивают, не кормят, заставляют зарабатывать разными способами деньги, а потом их отбирают, насилуют, принуждают);
Социальное (выгоняют из дома, бросают на произвол судьбы, продают квартиру, оставляя ребенка без крыши над головой, продают ребенка кому-то, забирают документы и шантажируют, заставляя делать то, что необходимо делать взрослым).
В этой работе под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».
С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи мы условно разделили на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия – так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально – криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные).
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны.
Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно – психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Поскольку семья – это сложная система, социальный педагог принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.
Родительская подсистема (мать-отец). Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей ребенка (детей, принятые в семье нормы взаимоотношений: мать – дети, отец – дети, стиль родительского отношения.
Воспитательный потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в системах требований и влияние семьи на ребенка.
Подсистема «братья - сестры». Социальный педагог концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении обязанностей между братьями – сестрами.
Отношения между детьми в семье – незаменимый опыт общения и взаимодействия длительного характера, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых. Однако здесь скрыт значительный потенциал десоциализирующего влияния (отношения подчинения, «семейная дедовщина», моральное и психологическое насилие, конкурентное противостояние и многое другое).
Подсистема «родители-дети». Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой.
Социально - педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости, социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов, педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.