Марина Горева
Особенности социального развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
К основным критериям изучения социального развития ребенка относятся социальные умения и навыки, которые позволят ему стать полноправным членом социума и успешно обучаться в школе:
1. Уверенность в себе, в своих возможностях, стремление к достижению положительного результата. Умение заботиться о себе.
2. Представления о себе, гендерной принадлежности, семье, родственных отношениях.
3. Умение оценивать свои поступки, результаты деятельности, поведение. Самооценка.
Публикация «Особенности социального развития детей» размещена в разделах
4. Умение понимать эмоциональные состояния взрослых и детей в процессе общения. Эмоциональная отзывчивость, способность к сопереживанию.
5. Коммуникативные умения, средства общения. Умения пользоваться навыками общения в повседневной жизни.
6. Умение взаимодействовать с взрослыми.
7. Умение взаимодействовать со сверстниками.
8. Владение основными нормами и правилами нравственного поведения.
9. Умение использовать полученную информацию в разных видах деятельности (игре, при общении, рисовании и т. п.)
10. Владение основами безопасности собственной жизнедеятельности (правила поведения в общественных местах, в семье, в природе). Умение ориентироваться в окружающем мире, и воспринимать его адекватно.
Диагностические методики исследования особенностей социального развития дошкольника
1. Методика "Два дома"
Авторы: И. Вандвик, П. Экблад
Цель: изучение межличностных отношений, определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
Ход эксперимента.
Эксперимент проводится индивидуально. Воспитатель, экспериментатор (психолог) говорит ребенку: "Мы сейчас с тобой очень интересно поиграем. Перед тобой два домика (рассмотреть их). В одном, красивом, домике будут жить такие дети, которые часто поступают хорошо и нравятся тебе, а в другом, некрасивом, - такие, которые часто, по-твоему, поступают нехорошо. Себя ты тоже можешь поселить в один из домиков". Ребенок берет фотографию или символ (по одной, раскладывает по домикам, а экспериментатор спрашивает ребенка, почему он поместил его (ее) в этот домик. Все действия и ответы ребенка подробно фиксируются, а затем анализируются: - с кем поместил себя, - почему одних поместил в красивый домик, других - в малопривлекательный, - характер, особенности мотиваций.
2. Методика «Изучение самооценки и оценки личностных качеств детей группы»
Автор: Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина
Цель: Изучение представлений о себе, самооценки и соотношения «Я –реального» и «Я –идеального»
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста и состоит из 3-4 серий, в каждой из которых ребенок оценивает новое качество сверстников и себя.
Первая серия. Оцениваются качества, непосредственно воспринимающиеся детьми: внешняя привлекательность, жизнерадостность, физическая сила.
Вторая серия. Оцениваются нравственные качества: умение дружно играть, не драться, не ябедничать, доброта, отзывчивость.
Третья серия. Оцениваются волевые качества: умение довести дело до конца, прийти на помощь товарищу.
Четвертая серия. Оцениваются качества, обеспечивающие ребенку успех в той или иной деятельности" навыки и умения, от которых зависит успешность учебной, игровой деятельности, изобразительной, музыкальной, конструктивной и т. п.
Ход исследования:
Перед испытуемым раскладывают на столе фотографии всех детей группы, в том числе и его собственную, и ставят 3 игрушечных домика.
Ребенку предлагают отобрать в одну стопку, например, фотографии "самых добрых", а в другую стопку - фотографии детей "не очень добрых". Фотографии детей, которые "только иногда бывают добрыми", складываются в третью стопку. Свою собственную фотографию ребенок должен положить в одну из стопок, в зависимости от самооценки, данной по тому или иному качеству. Каждый ребенок раскладывает фотографии три раза.
Каждая стопка фотографий помешается в соответствующем игрушечном домике. После того как экспериментатор зафиксирует результаты, все фотографии снова раскладываются на столе.
3. Методика определения социальных качеств
«Цветовой тест отношений»
Автор: Эткинд А. М. и Е. Ф. Бажин
Цель: изучение субъективных коррелятов цветового портрета, под которыми подразумевается специфическое отношение, вкладываемое в определенный цвет.
Инструкция: Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластики, предлагается нарисовать:
1. Мама; 2. Папа; 3. Брат; 4. Сестра; 5. Воспитатель; 6. Друзья
«Личностные» характеристики цветов, входящих в ЦТО:
1. Синий: честный, справедливей, невозмутимый, добросовестный.
2. Зеленый: черствый, самостоятельный, невозмутимый.
3. Красный: отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный, чувствительный, сильный, обаятельный, деятельный.
4. Желтый: разговорчивый, безответственный, открытый, общительный, энергичный, напряженный.
5. Фиолетовый: несправедливый, неискренний, эгоистичный, самостоятельный.
6. Коричневый: уступчивый, завистливый, спокойный, добросовестный, расслабленный.
7. Черный: непривлекательный, молчаливый, упрямый, замкнутый, эгоистичный, независимый, враждебный, нелюдимый.
8. Серый: нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, несамостоятельный, слабый, пассивный.
4. «Кинетический рисунок семьи»
Автор: Кауфман
Цель: выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи. Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик.
Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом».
После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:
1. кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи,
2. где работают или учатся члены семьи;
3. как в семье распределяются домашние обязанности,
4. каковы взаимоотношения с остальными членами семьи.
5. Методика «Закончи историю»
Автор: (модифицированный вариант ситуаций Р. М. Калининой).
Цель: изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость — жадность, трудолюбие — лень, правдивость — лживость, внимание к людям — равнодушие, определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм и давать элементарную нравственную оценку.
Инструкция: В индивидуальной беседе ребенку предлагают продолжить каждую из предлагаемых историй («Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи», ответить на вопросы. После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).
Все ответы ребенка по возможности дословно фиксируются в протоколе.
Результаты данной методики позволяют выявить, какие нравственные нормы освоены детьми, как они понимают особенности чувств других людей, и предполагают выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил.