Светлана Кореневская
Особенности словарной работы с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Кореневская С. А. г. Москва 2012 г. ГОУ Д/С № 1941 Ясельная группа
Вся работа по формированию словарного запаса и активной речи основана на программно-методическом обеспечении, на личном примере и грамотном поведении. Для этого требуется самообразование воспитателя и повышение грамотности самих родителей.
В работе с детьми раннего возраста следует учитывать, что ребенок познает мир с помощью взрослого, путём подражания.
Публикация «Особенности словарной работы с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Ребенок любит исследовать свойства предметов: открывать, закрывать, бросать, трогать, нюхать. Но только с помощью взрослого он узнает функциональное назначение предмета: ложкой едят суп, лопаткой копают, книгу читают. Из этого мы делаем вывод: занятия с малышами основываются на подражании взрослому, его движениям, действиям, словам, а не на объяснении, беседе, внушении.
Так для раннего возраста необходимо совмещать игру с обучением. Элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.
Малыши не очень любят постоянного разнообразия в играх, они чувствуют себя более уверенно в ходе знакомых и любимых игр. Отсюда делаем вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.
Материал для игр и занятий должен подбираться в соответствии с детским опытом и быть ярким и наглядным.
Например: Игра «Привет! Пока!»
Цель: Развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой здороваясь.
Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании игра повторяется - педагог машет рукой.
Пока! Пока!
Затем предлагает малышу попрощаться.
-Помаши ручкой на прощание. Пока!
Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми, позволяет педагогу включать в игру новые слова.
Игра «Киса, Киса! Брысь!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта; обучение умению переключаться с одного игрового действия на другое.
Ход игры: Педагог предлагает поиграть ребенку в кошечку. Для этого взрослый объясняет и показывает, как гладят кошечку, со словами : «Киса, киса!», как прогоняют кошку, со словом : «Брысь!». При этом сначала взрослый ласково поглаживает вытянутые вперед ладошки ребенка, а затем пытается их легонько ударить - при этом малыш должен быстро спрятать руки за спину.
- Давай поиграем в кошечку! Когда кошечку гладят - «Киса, киса!» - держи ладошки. А когда говорят «Брысь!» - быстро спрячь ладошки за спину. Вот так. Киса, киса! Брысь!
Многие дети не сразу включаются в эту игру, так как она требует более активного участия, содержит элемент риска. Возможно, при первом знакомстве с этой игрой придется пригласить к участию кого-нибудь из близких ребенку взрослых, которым малыш доверяет. Или для начала показать, как можно играть, задействовав другого участника - ребенка или взрослого, чтобы малыш получил возможность понаблюдать за игрой со стороны.
Когда ребенок научится играть в эту игру, можно предложить поменяться ролями. При этом если ребенок не пользуется активной речью, взрослый может комментировать ход игры, даже в том случае, когда ребенку достается активная роль. Дети видели и гладили кошку.
Игра «Ладушки-ладушки!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку послушать потешку и похлопать в ладоши. Педагог вместе с ребенком хлопает в ладоши. Педагог вместе с ребенком хлопает в ладоши. На последних строчках помашите кистями рук, как крыльями, затем мягко опустите ладони на голову малыша.
Давай похлопаем в ладоши - вот так.
Ладушки-ладушки!
-Где были?
У бабушки!
Что ели?
Кашку!
Что пили?
Бражку!
Кашку поели,
Бражку попили!
Ш-у-у-у, полетели,
На головку сели!
Позволяет установить общение друг с другом Необходима чёткая структура занятий. Игра должна иметь начало, продолжение и конец. Необходима смена видов деятельности. Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными.
Чтобы навыки и знания закреплялись надо их постоянно использовать в жизни, игре. Малышам необходима положительная оценка их деятельности. Поэтому старайтесь отмечать любые даже незначительные достижения и успехи. А заострять внимание на неудаче не стоит. Лучше сказать: «Потом попробуем ещё», «Ты старался, - молодец!»
Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе речевого общения. Взрослый берет на себя активную роль: объясняет и показывает задает вопросы и сам же на них отвечает, предлагает несколько вариантов ответов на выбор. Необходимо многократное повторение материала.