МААМ-картинки

«Особенности работы с одаренными детьми в ДОУ.»

диляра ахмеджанова
«Особенности работы с одаренными детьми в ДОУ.»
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности работы с одарёнными детьми

в условиях предшкольного образования

В настоящее время проблемы раннего выявления и развития одарённых детей, разработки инновационных подходов к организации учебно-воспитательного процесса для данной категории являются одними из наиболее актуальных в современной отечественной и зарубежной педагогике. Они напрямую связаны с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, требующего активного формирования интеллектуальных ресурсов общества, и, следовательно, организации целенаправленного образования людей с ярко выраженными способностями в той или иной области знаний.

Публикация «„Особенности работы с одаренными детьми в ДОУ,“» размещена в разделах

Одарённость - одно из самых интересных явлений человеческой психики, по-прежнему во многом остающееся для нас загадочным. Специалисты называют одарённостью генетически обусловленный компонент способностей, в значительной мере определяющий темп и результат развития индивида. Внешнее окружение либо подавляет его, либо помогает (если это благоприятная окружающая среда и квалифицированное психолого-педагогическое руководство) природному дару ребёнка трансформироваться в выдающийся талант, а самому ребёнку стать успешной творческой личностью.

Одарённый дошкольник отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. В процессе подготовки детей к школе это можно использовать по-разному. Самый простой путь - попытаться дать такому ребёнку как можно больше знаний по программе начальной школы. Но, как показывают исследования, в большинстве случаев этот путь приведё т лишь к ускорению умственного развития: у малыша, в пятилетнем возрасте освоившего азы школьной премудрости, больше возможностей раньше поступить в школу и, соответственно, раньше её окончить, но не более того. Поэтому эффективным будет другой путь - не дать одарённости угаснуть, способствовать её дальнейшему максимальному развитию.

Одарённые дети 6-7 лет остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими особенностями, которые необходимо учитывать, избегая «овзросления» детей, на которое может наталкивать педагога высокий уровень умственного развития его воспитанников. Необходимо отметить, что к одарённым дошкольникам (так же, как и к дошкольникам вообще) неприменимы школьные требования и приёмы обучения. Воспитательно-образовательная работа с одарёнными детьми имеет характерные сложности, в которых значительную роль играют опережающее развитие и нетрадиционный взгляд на мир.

Существует мнение, что одарённость всегда «глобальна», в силу чего дети с незаурядными умственными возможностями достигают высоких успехов в обучении, так как им вообще нравится учиться. Однако это явление не столь закономерно. Нередко наблюдается специфическая направленность познавательной мотивации одарённых детей : высокий уровень мотивации наблюдается лишь в тех областях знания, которые связаны с их ведущими способностями. При этом одарённый ребёнок может не только не проявлять интереса к другим областям знания, но и игнорировать «ненужные», с его точки зрения, предметные области, вступая из-за этого в конфликт со взрослыми. В этой связи особенно важно, чтобы работа с одарёнными детьми велась с учётом их существенных потребностей, специфических индивидуальных и типологических особенностей на разных возрастных этапах.

Ведущей деятельностью одарённых детей, также как и обычных, продолжает оставаться сюжетно-ролевая игра, неизменно вызывающая их интерес и эмоциональный отклик. Соответственно она остаётся и основной формой проведения развивающих занятий, на которых большая часть заданий даётся в игровой, максимально привлекательной для детей форме. Кроме того, в процессе образовательной деятельности следует использовать принципы максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; возрастания роли нерегламентированной деятельности; создания условий для совместной работы детей при минимальном участии педагога, а также принцип свободы выбора одарёнными детьми дополнительных образовательных услуг, помощи со стороны взрослых или сверстников.

Работа с одарёнными дошкольниками предполагает использование специальных методов и способов преподнесения заданий, различных педагогических технологий, позволяющих таким детям самостоятельно искать и находить ответы на интересующие их вопросы. Ведущими и основными являются методы творческого характера (проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные) в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, имеющие высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствующие уровню познавательной активности и интересов одарённых детей.

Основной акцент в образовательном процесс делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одарённому ребёнку предоставляется возможность свободно распоряжаться временем и пространством, не торопясь с выполнением задания и не перескакивая с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия в практической деятельности. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в сущность проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

Традиционная педагогическая стратегия - от знаний к проблеме – не даёт возможности выработать умения и навыки самостоятельного научного поиска, поскольку для усвоения даются его готовые результаты. Следовательно, от педагога требуется не сообщать знания в готовом виде, а ставить перед детьми проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. При этом образовательный процесс строится вокруг ребёнка, вся работа организуется в малых группах. Роль взрослого сводится к наблюдению, поддержке - не более. Результатом проведения занятий с использованием проблемно-поисковой технологии становится не просто более качественное усвоение знаний, но также мощное развитие интеллекта, творческих способностей детей, так как она предполагает постоянную включенность в познавательную ситуацию и внутренний поиск, принципиально иную организацию мышления как активного процесса осмысления и переработки информации, приводящего к озарениям, находкам, собственным открытиям.

В максимальной степени развитию умственных способностей старших дошкольников способствуют действия по построению и использованию наглядных моделей, которые без специального вмешательства взрослых создаются детьми в разных видах деятельности: рисовании, аппликации, конструировании, в сюжетно-ролевой игре. Однако при этом дошкольники обычно не выделяют их соотношения с изображаемой действительностью, что уменьшает возможности развития умственных способностей. Если же наглядные модели становятся средством обучения, т. е. их построение и использование осуществляется детьми сознательно, под руководством взрослых и направлено на решение умственных задач, связанных с усвоением определенных знаний, - максимально реализуются потенциальные возможности развития способностей : от построения и использования реальных (графических, предметных, двигательных) моделей дети постепенно переходят к их построению и использованию «в уме». В результате средства обучения превращаются в средства собственного мышления: построения замыслов, планирования действий, решения различных умственных задач.

Положительных результатов в работе с одарёнными дошкольниками позволяет достичь использование проектной исследовательской деятельности, способствующей эффективной реализации особенностей их развития без ущерба для окружающих и образовательного процесса. В исследовательской деятельности развиваются оригинальность и самостоятельность мышления детей, формируется устойчивость интересов в какой-либо области, складываются детские коллективы «по интересам». При участии в проектной деятельности ребёнку необходима помощь и педагога, и родителей. При этом необходимо работать вместе с малышом, а не вместо него, навязывая линию поведения и ведя к запланированному результату.

Публикации по теме:

Индивидуальная программа работы с одаренными детьми Содержание 1. Пояснительная записка 2. Индивидуальный план работы на 2014-2015 учебный год 3. Карта сопровождения и учета динамики одаренного.

Консультация для воспитателей «Особенности работы с детьми с синдромом нарушения внимания и гиперактивности» Высокая частота распространения СДВГ у детей (поданным большинства исследователей колеблется в пределах 5-16 % и существенно преобладает.

Особенности логопедической работы на логопедическом пункте с детьми ОНР 1 слайд: Особенности логопедической работы на логопедическом пункте с детьми с ОНР. Группа «Снежинка» 2 слайд: Учим ребёнка слушать, слышать.

Особенности музейной работы с детьми дошкольного возраста Первая проблема с которой столкнуться педагоги и родители, планируя посещение музея, связанна с определением возраста ребенка, сенситивного.

Особенности организации интеллектуально-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Особенности организации интеллектуально-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста». Проблема: у многих детей, приходящих.

План работы с одаренными детьми План работы с одаренными детьми №п/п Содержание Срок 1. Выявление одарённых детей. Сентябрь-октябрь 2. Подбор индивидуальных программ.

Система работы с одаренными детьми в ДОУ «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они при приложении к.

Проектные технологии в работе с одаренными детьми Проектные технологии в работе с одаренными детьми Бурханова С. В., руководитель НОО «МАГ» МАОУ «СОШ № 29» В Национальной доктрине образования.

Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки»Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки» Система и методы работы с музыкально-одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки».В возрасте от трех до семи лет закладываются основы нравственного.

Выявление и система работы с одаренными детьми в ДОУ Выявление и система работы с одаренными детьми в ДОУ. В современном обществе возросла потребность в людях неординарно мыслящих, творческих,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Особенности работы с одаренными детьми в ДОУ.»
Опубликовано: 11 апреля 2016 в 11:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Особенности работы с одаренными детьми в ДОУ.»» (включая файлы) размещена пользователем диляра ахмеджанова (УИ 535808) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД