Махида касенова назировна
Двигательная активность детей раннего возраста и ее особенности
▼ Скачать + Заказать документы
Касенова Махида Назировна
воспитатель первой категории
Казахстан Северо- Казахстанская область
г. Петропавловск КГУ ДОМ РЕБЕНКА
«Двигательная активность детей раннего возраста и ее особенности»
(из опыта работы воспитателя)
Движение- это жизнь. Ничто так не истощает и
не разрушает человека, как продолжительное
физическое бездействие»,-наставлял древнегреческий философ Аристотель.
Публикация «Двигательная активность детей раннего возраста и ее особенности» размещена в разделах
Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста выделяют главную цель развитие индивидуальной неповторимой личности каждого ребенка дошкольных учреждений.
Проблема социального развития детей раннего возраста призвана реализовывать более глобальные идеи, развитие социально-активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста будет воспитывать в нем человека-гражданина, который способен преобразовать окружающий мир.
Физиологи отмечают что движение является врожденной жизненной необходимой потребностью человека, именно поэтому важно ее полное удовлетворение в дошкольном возрасте когда формируется все основные системы и функции организма.
Так у малоподвижных детей наблюдается отставание моторного нервно-психического развития и часто эти дети подвержены простудным заболеваниям. Таким образом интенсивность и характер психофизического развития детей и здоровье зависит от двигательной активности.
Взрослые глубоко ошибаются, думая, что овладение ходьбой – вертикальным перемещением в пространстве очень легкое достижение, которое приходит к малышу «само собой»! Ребенок упорным «трудом» завоевывает этот навык. Поэтому нужно создать малышам комфорт для передвижения в группе. Центральная часть игровой должна быть свободной, дети должны хорошо видеть пути передвижения хорошо видимое пространство формирует первоначальную ориентировку в ближайшем окружении и элементарную самостоятельность. Дети стараются снова и снова повторять удавшееся ему действие, они как бы «тренируются». Детей привлекают внимание все приспособления для занятий это дорожки, модули, обручи мячи, пенечки, горочки и другие они часто падают, поднимаются и с помощью воспитателя начинают сначала.
Таким образом, формируются виды движении ребенка в пространстве, координация и устойчивость в вертикальном положении, чувство равновесия. Особое значение для детей от 1 года до 3 лет имеет развитие движений совершенствование ходьбы ребенка. Ограничение двигательной активности может обернуться нервным срывом для детей. Они начинают демонстрировать свое «неповиновение», раздражение, нервозность и часто вялость, безразличие ко всему. Очень важно начало своевременно и правильно взять старт развития 2 го года жизни детей на занятиях на утренней гимнастике побуждать детей к самостоятельной ходьбе в пространстве не наталкиваясь друг на друга, обучать ходьбе за воспитателем, ходьбе по ограниченным поверхностям и другим видам ходьбы.
Создавать ситуации которые побуждают детей к перемене тела в пространстве например; повороты, наклоны, приседания при выполнении тех или иных упражнений давать детям в руки легкие пособия например; цветные шарики диаметр 20, флажки цветные, султанчики, кубики, резиновые мячи диаметр 20, погремушки, кубики, гимнастические палочки (длина 55 – 60 см, диаметр 3 см) и другие пособия которые имеются в наличии.
Дети с удовольствием выполняют упражнения с султанчиками с флажками пусть даже не у всех получается но они стараются повторять за воспитателем. В ходе проведения различных занятии двигательной активности у детей расширяется запас понимаемых слов активизируется лепетная речь, например: топ-топ, кати-кати, лови- лови, беги, дай, лети-лети. При выполнении тех или иных упражнений дети должны постоянно слышать от воспитателя поощрительные слова видеть улыбку воспитателя все это способствует развитию двигательной активности ребенка. Ограничения детей в стремлении (бегать, ползать, лазить, прыгать) приводят к возникновению тревожности, раздражительности, агрессивному поведению. В возрасте от 1 года до 3 лет развитие детей зависит не только от его состояния здоровья и темперамента но и от системы его воспитания и ухода. В развитии двигательной активности детей от 1 года до 3 лет можно разделить на три периода:
1. период (с 1 года до 1 ,5 лет) – ребенок научился ходить, становится более самостоятельным, исследует и познает мир, он лезет кругом и всюду, падает, набивает себе шишки, неловко бегает, умеет бросать мяч, бьет мяч ногой, самостоятельно встает с пола.
2. период (1,5 лет до 2 лет) — все более совершенствуется в обретенных навыках проявляет свой характер, уверенно бегает, поднимается и спускается на несколько ступенек держась за руку взрослого, нагибается и поднимает с пола предметы, влезает на горку и съезжает с нее, прыгает на месте.
3. период (с 2 лет до 3 лет)- активное умственное развитие ребенка умеет прыгать, самостоятельно поднимается и спускается с лестницы. Перепрыгивает через невысокие предметы, бросает и ловит мяч, играет в подвижные игры, умеет координировать свои движения и сохранять равновесие.
Дети стараются подражать действиям взрослого, но при этом они не придерживаются точно заданной формы движения. Для них главное - многократно самостоятельно повторять движения и действия и при этом ощущать огромную радость. Действия ребенка могут выполняться в различных комбинациях (разные направления, скорость, темп). Воспитателю важно найти правильное сочетание пособий и движений, не допуская их однообразия, в таких условиях у ребенка быстро появляется умение переносить уже хорошо знакомые движения в новую обстановку. Во время двигательной активности ребенка следует обращать внимание на то. Чем он занят, и в случае необходимости переключать его с одного вида деятельности на другой.
Дети от 1 года до 3 лет любят выполнять поручения взрослых, поэтому надо часто привлекать малышей к расстановке и уборке пособий дети моей группы перед физкультурным занятием по просьбе воспитателя достают нужные пособия раскладывают их на ковре и на полу, например:
- «Колечка, принеси обручи, Андрюша, достань султанчики. Алиночка разложи дорожки» - (если пособия тяжелые помогает воспитатель, остальные снимают свою обувь, ставят аккуратно в сторонку, чтобы не мешало занятию, садятся на стульчики и ждут указаний воспитателя. Дети получают огромное удовольствие от выполнения разнообразных движений и от эмоционального положительного контакта с воспитателем. В то же время у детей внимание еще не устойчиво, он часто отвлекается и переходит от одного вида деятельности к другому. К трем годам дети производят большое количество движений, они подражая взрослому имитируют действия птиц, животных, транспорта. Большое место в двигательной активности детей играют различные подвижные игры, где полно реализуется высокая потребность ребенка в движении, она значительно увеличивается в процессе подвижных игр с использованием физкультурных пособий. Действия детей с пособиями очень просты он обыгрывает их: Например: в руках флажки машем вверх - вниз, а теперь –спрятали (ручки за спинками, ходьба по дорожке - в руках кубики, сели в ямки (дети садятся внутрь обручей) в руках шишки массажируем ладошки и много других действий, показ этих действии и разнообразие пособий вызывает интерес у детей к движениям важно воспитателю показать эти действия и поиграть вместе с ними.
Предлагаю несколько несложных игр с пособиями :
1. Бегите ко мне. Дети стоят у стены в руках маленькие кубики или шарики. Дается команда «бегите ко мне!» дети подбегают к воспитателю и бросают пособия в корзину, которую держит воспитатель.
2. Шарики собери. Дети стоят в большом кругу. Воспитатель, высоко поднимая корзину или коробку высыпает цветные мячи или шарики «количество 15- 20 штук» и произносит: - Раз, два, три, шарики собери! Дети с удовольствием бегают за катящимися шариками и собирают в корзину или коробку, которая стоит на стульчике.
3. У меня флажок. Дети стоят в большом кругу расстояние друг от друга 1 метр воспитатель раздает по два флажка. Поднимаем высоко – раз, опускаем низко – два, спрятали за спинку – три.
4. Попади в цель. Дети встают по кругу в руках мячи в центре глубокий мягкий модуль в виде ямы по сигналу воспитателя «Раз, два, три мячик лети «-- бросают мячи в корзину или в модуль.
5. Попрыгай как зайчик. Воспитатель держит мягкую игрушку зайку и вместе ним прыгает, дети стараются повторять прыг- скок, прыг-скок. После 4-6 подпрыгиваний дети отдыхают.
6. Паровоз идет по рельсам. Дети становятся друг за другом держась за одежду воспитатель первый- поехали- пу-у-у-у-у-чих- чих- чих двигаемся во все стороны по игровой.
Дети постепенно в игровых условиях осваивают разные виды ходьбы, развивают внимание, равновесие, обогащают свой активный словарь при многократном повторении формируется правильная осанка.
После освоения каких либо движений воспитатель изменяет ситуацию, повышая требования, то есть создает условия благоприятные для развития формирования закрепления и использования еще недостаточно закрепившихся двигательных умений. Очень важно учитывать их индивидуальные возможности и способности каждого ребенка. Для детей с некоторой задержкой двигательного развития, физически более слабых необходимо часто привлекать к участию в доступных им играх, усложняя их постепенно.
Литература
1. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. – М. : Просвещение, 1978
2. Шишкина В. А. Движение + движение. - М. : Просвещение, 1992.
3. Бопем журнал №6 май 2012.
4. Осокина Е. И. Игры и развлечения детей на воздухе. - М. : Просвещение, 1982
5. Отбасы жне балабаша журнал №6 ноябрь декабрь 2009.