Наталья Медведева
Рекомендации педагога-психолога по развитию навыков социального взаимодействия у подростков с недоразвитием интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщая результаты изучения ценностных ориентаций подростков с интеллектуальной недостаточностью, необходимо отметить следующие особенности структуры и функционирования данных психических новообразований.
1. В процессе социального развития детей с интеллектуальной недостаточностью формирование ценностных ориентаций, отношений, обусловленных социальной ситуацией развития и психофизиологическим созреванием происходит с выраженной гетерохронностью и качественными деформациями.
Публикация «Рекомендации педагога-психолога по развитию навыков социального взаимодействия у подростков с недоразвитием интеллекта» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Психология подростка
- Психология школьников
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. В сфере основных социальных отношений, схематично обозначенных как направленность на основные виды деятельности, связанную с социальным и профессиональным становлением личности, отмечается незрелость, несформированность направленности установок, тенденций в поведении на социально значимые ценности, жизненно важные перспективы. Причём, негативность установок в учебной деятельности более проявляется у подростков с нарушением интеллекта как эмоциональный, мало осознаваемый компонент отношений, в то время как отношение к трудовой деятельности переживается как более позитивный компонент системы отношений. Эту особенность отношения подростков с нарушенным интеллектом к трудовой деятельности, на мой взгляд, можно объяснить отсутствием четких представлений о собственных перспективах трудового, профессионального становления.
3. Отношения к различным социальным группам людей (учителя, другие взрослые, сверстники) у подростков с недоразвитием интеллекта имеют выраженный позитивный эмоциональный и низкий вербальный компонент, что может свидетельствовать о недостаточной осознанности социальных связей и социальных отношений, психологической неготовности данной категории детей к социальному взаимодействию, которая проявляется на уровне социального интеллекта. Тем не менее, относительно высокая направленность на взрослых в социальных установках, большая зависимость от взрослых подростков с нарушением интеллекта по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками может свидетельствовать о замедленности процессов индивидуализации самосознания, развитии автономии и, как следствие, низкой самостоятельности, инфантильности данной категории детей.
Таким образом, результаты изучения ценностных ориентаций подростков с интеллектуальной недостаточностью свидетельствуют о необходимости организации психологической работы коррекционных учреждений, направленной на развитие ценностного компонента структуры личности данной категорий детей. Следствием этой работы должно стать формирование механизмов регуляции поведения и деятельности, повышение адаптивных возможностей подростков.
Ориентируясь на целостность и системность задач, я предлагаю следующие направления психологической работы:
1. Первое направление должно быть связано с задачами развития социальных интересов подростков. Реализация этого направления возможна посредством организации клубной работы в реабилитационном центре, включения данной категории детей в различные социальные, спортивные, профессиональные мероприятия, программы.
2. Второе направление связано с задачами оздоровления взаимоотношений подростков как в группе сверстников, так и со взрослыми, повышения конструктивности, эмоциональности этих отношений, создание ситуаций успеха в деятельности и общении, авансирование успеха.
3. Третье направление работы должно быть связано с задачами формирования профессиональной направленности личности подростков, их жизненным самоопределением. Реализация этих задач возможна лишь при условии соблюдения индивидуального подхода в отборе профиля профессионально-трудовой подготовки детей, обеспечения разнопрофильности этой подготовки, эффективной системы профориентационной работы.
4. Четвертое направление определяется задачами формирования функциональных систем личности и связано с созданием ситуаций социального взаимодействия, которые сопровождались бы выбором «Я» с различными свойствами, определяющими тенденции общения, деятельности, поведения. Реализация «Я» в этих ситуациях должна способствовать выработке референтных отношений, ценностных ориентаций личности.
В плане коррекционных методов психолого-педагогической работы по формированию навыков социального взаимодействия у подростков с недоразвитием интеллекта считаю возможным определить следующие:
коррекция отношения к себе – помощь подростку в формировании способности к объективной самооценке, уверенности в себе, адаптивности, коррекция полоролевого самоощущения и поведения, принятие адекватной социальной роли;
коррекция отношения к другим – способность к эмпатии, альтруистическая ориентация личности, воспитание навыков адекватного и равноправного общения, навыков культуры эмоциональной экспрессии;
коррекция отношения к жизни – формирование навыков выбора и принятия решений, самоорганизации, коррекция неадекватного образа жизни, девиантного поведения, социально-педагогической ситуации развития.