Мария Сехина
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по реабилитации несовершеннолетних «Мир социальных отношений»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по реабилитации несовершеннолетних.
«Мир социальных отношений»
Составитель : воспитатель М. В. Сехина
Отрадненский район
ст. Попутная
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по реабилитации несовершеннолетних „Мир социальных отношений“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В разделе «Мир социальных отношений» раскрывается сущность нравственных отношений между людьми, на конкретных примерах, доступных детскому восприятию. Необходимо дать детям представление о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими их людьми, раскрыть их нравственную сущность. Нравственная сущность взаимоотношений заключается в умении через призму собственного восприятия постичь внутренний мир другого человека. Самый благодатный материал – литературные образы, поэтому на каждом занятии используется много произведений детской художественной литературы.
Благодаря художественному образу ребенок постепенно начинает оценивать себя – свои мысли, поступки, отношения с другими людьми, продвигаясь к пониманию, что рядом существует человек со своим внутренним миром. Анализируя поступки литературных героев, воспитатель помогает ребенку разобраться в поступке, понять мотивы, дать правильную нравственную оценку.
Практическая цель и задачи программы :
- воспитывать у детей нравственные качества: честность, отзывчивость, доброта;
- воспитывать умение сопереживать, приходить на помощь, заботиться друг о друге;
- определить принципы жизнедеятельности в коллективе, развивать коммуникативные возможности воспитанников;
- развивать умения правильного общения в обществе;
- коррекция межличностных отношений.
В соответствии с этими теоретическими положениями составителями определена главная цель программы : развитие коммуникативных навыков для успешной социализации ребенка.
Основные задачи программы :
- формирование у детей нравственных и эстетических представлений об общечеловеческих ценностях;
- иметь привычку быть приветливыми, доброжелательными, иметь навыки общения с младшими сверстниками, старшими детьми, взрослыми, самостоятельно разрешать конфликты, иметь постоянного лучшего друга, дружить со сверстниками своего и противоположного пола.
- социальной (проявление внимания к людям, заботы о них, способность понять интересы и проблемы другого человека, умение оказать помощь и попросить о помощи);
- воспитание волевых качеств: произвольности, способности ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, преодолевать трудности, умения управлять своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами.
Методика и технология реализации:
В образовательную программу входят следующие разделы:
Жестокое обращение с ребенком : технологии профилактики, работа с последствиями;
Помощь семье, находящейся в трудной жизненной ситуации;
Требования к функциональным характеристикам образовательной программы :
Использовать как традиционных форм работы: лекции, практические и семинарские занятия, так и новых актуальных форм обучения: семинары по обмену опытом, мастер-классы, тренинги, круглые столы, выездные мероприятия, консультации, проектная работа, индивидуальная работа на компьютере и др., что позволяет оптимизировать аудиторную нагрузку, создать во время занятий положительный психологический климат, высокую мотивацию на изучение материала, через практическую деятельность продемонстрировать слушателям специфику и преимущества тех или иных методов работы.
Форма обучения: лекционно-семинарская, очная.
Режим занятий: 1 раз в неделю по одному академическому часу продолжительностью 20 минут.
Форма контроля результатов: мониторинг.
Для выстраивания наиболее продуктивного и оптимального воспитательно- образовательного процесса, детского учреждения опирается на данные мониторинга проводимые в начале каждого учебного года и мониторингу по результатам реализации годового плана предыдущего года. Это позволяет максимально учесть индивидуальные особенности детей.
Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля: беседы, аудио, видео, записи, ноутбук, мультимедийный проектор.
Документ об образовании : удостоверение о повышении квалификации – для лиц, прошедших краткосрочное обучение (не менее 72 часов).
Практическая значимость программы :
Возможности дополнительного образования в становлении детей очень велика, потому что программа работает над формированием коммуникативной компетентности ребенка.
Составляя эту программу, полностью учитывают тот фактор, что у детей сформируются ценностные отношения к нравственным категориям (добро, воспитаются чувства доброты, чуткости, сострадания, доброжелательности, создадутся условия для воспитания нравственной культуры, смогут жить в согласии с людьми, появятся чувства доверия, открытости, умения слушать и понимать других.
Программа сформирована для решения этого комплекса проблем и задач нравственного воспитания, она направлена на всестороннее развитие личности ребенка, обеспечивает максимальную включенность в практическую деятельность, связанную с миром чувств ребенка, его эмоций.
Формы и методы организации образовательного процесса.
Данная программа предусматривает необходимые условия для ее успешного освоения. Основой образовательного процесса являются педагогические технологии сотрудничества и сотворчества, игровые технологии, а также методы развития познавательной активности.
Методы организации занятий:
- репродуктивный; словесные методы обучения; методы практической работы; метод наблюдения; исследовательские методы; метод проблемного обучения; проектно-конструкторский метод; метод игры; наглядный метод обучения; использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.
Формы работы с детьми: игровая деятельность, интегративная детская деятельность, беседа, рассказ, чтение, этюд – рассматривание, тест, тестирование, дискуссия.
Основной формой организации работы с детьми являются групповые занятия.
Организованная образовательная деятельность :
просмотр и обсуждение видеофильмов;
чтение и обсуждение программных произведений разных жанров; чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг;
создание ситуаций: педагогических, морального выбора;
беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы педагогов детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных жизненных ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
проектная деятельность.
рассматривание и обсуждение иллюстраций к знакомым произведениям.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в процессе освоения программы :
физкультурно-оздоровительные технологии;
обеспечение социально-психологического благополучия ребенка.
К ним относятся :
организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;
обеспечение адаптации и психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;
учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка;
здоровьесберегающие технологии: физминутки.
В своей практике воспитатели используют ситуативные игры-истории с элементами драматизации, направленные на обогащение дошкольника навыками эффективного социального взаимодействия.
Основная задача, которую предстоит решить детям в ходе игры, - помочь героям не поссориться. Взаимное сопротивление, эгоизм, часто встречающиеся в среде дошкольников, когда никто не хочет и не умеет уступать и договариваться, ведут к использованию антигуманных средств общения (грубость, жестокость и т. д., что может отрицательно отразиться на образовательном процессе в целом. Данная форма игры дает эффективность в развитии показателей коммуникативной компетенции.
Отсутствие шаблонности в действиях героев, разнообразие ситуаций, схожесть их с жизненными дают ребенку возможность выбора способа решения проблемы, не опираясь на присвоенные герою черты характера (неверные решения могут принимать оба героя. Они являются нейтральными героями, действия которых не предопределены их характерами. Нет заведомо «плохих» и «хороших» героев).
Серия таких игр-историй направлена на развитие следующих умений:
Сопереживать (отзывчивость)
Помогать, проявляя терпимость к чужим ошибкам и оплошностям.
Искать выход из сложных коммуникативных ситуаций, не избегая их.
Результаты освоения программы :
В результате освоения программы воспитанник будет сформирован к культуре общения. Научится заботиться друг о друге. Освоит основы без конфликтного общения, сформируются навыки конструктивного взаимодействия в коллективе сверстников, научатся жить в согласии с людьми.
У ребенка будет сформирована установка положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и самому себе;
ребенок будет активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности;
ребенок будет способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявлять чувство веры в себя, умеет выражать и отстаивать свою позицию.
Группа в которой я работала, рассчитана на детей в возрасте от 3 до 7 лет в количестве 7 человек. По результатам моей работы за один год прошло 45 человек. Охват воспитанников программы «Ступени к успеху» в рамках группы составил 100%.
Календарно-тематический план :
№ п/п
Название разделов и тем Кол-во часов
Раздел/ тема Дата проведения Всего
12 Теория
6 Практич
занятия.
7
Вводное занятие.
1. «Соблюдение правил техники безопасности» 1
1.1. Дружба начинается с улыбки 1 1
1.2. Дерево дружбы 1 1
1.3. Учимся прощать обиды. 1 1
1.4. Право честности и справедливости. 1 1
1.5. Надо быть щедрым. 1 1
1.6. Праздник доброты и вежливости 1 1
1.7. Правила дружбы 1 1
1.8. Без друзей жить нельзя. 1 1
1.9. Беседа о храбрости и трусости. 1 1
1.10 Настоящий верный друг 1 1
1.11 Быть честным человеком. 1 1
1.12 Давай дружить 1 1
Содержание программы :
Мир социальных отношений :
1.1Дружба начинается с улыбки. Понятие «друг», «дружба»
участие в игре. Оценка поступков других людей.
1.2. Дерево дружбы.
Понятие значение слова «друзья». Чувство взаимопомощи.
пословицы о дружбе.
1.3. Учимся прощать обиды.
Понятие «обида», и «злость». Основные этапы дружелюбия.
Выход из затруднения Сказка «Прости», упражнение
«Прикосновение к обиде»
1.4. Право о честности и справедливости.
Понятие «честность» «ложь»
«справедливость» Раскрыть правильное представление о честности.
Игра «Добрые дела»
1.5. Надо быть щедрым. Понятие «щедрый» развитие этических
качеств личности.
Упражнение-рассуждение. – Игра «Ленточка щедрости»
1.6. Праздник доброты и вежливости. Раскрыть понятий слов
«доброта», «вежливость». Воспитание дружеских взаимоотношений.
1.7. Правила дружбы.
Задачи и этапы доброжелательного отношения к людям.
Упражнение «Паутина добрых слов»
1.8. Без друзей жить нельзя.
Значение дружбы. Беседа о законах дружбы. Чтение и обсуждение
произведения «Вредная ворона», правила дружбы.
1.9. Беседа о храбрости и трусости.
Раскрыть знания о морально-нравственных качествах:
храбрости, трусости. Чтение и обсуждение произведения «Трус»
1.10. Быть честным человеком.
Понятие «честность» «искренность» «добросовестность», развитие
этических качеств личности. Пословицы о честности.
1.11. Настоящий верный друг
Помочь осмыслить значение слов «друг», «дружба»
Проявлять добрые чувства. Беседа о чувствах, чтение и обсуждение
Э. Кисилева «Мальчик-огонек».
1.12. Давай дружить.
Создание позитивных дружеских отношений, формировать
толерантное отношение друг к другу. Игра «Комплименты», беседа о дружбе.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Аверина Е. Н. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях.
2. Молодова Л. П. Нравственно – патриотическое воспитание младших школьников.
3. Петрова В. И. Нравственно воспитание дошкольников.
4. Алябьева Е. А. Корекционно-развивающие занятия для дошкольников.
5. Кисилева Д. А. Использование зарядки позитивного внушения.
6. Матвеева Е. М. Азбука здоровья.
7. Пазухина И. А. Тренинговое развитие и коррекция.