Инна Абдалова
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности сенсорного развития детей раннего
возраста
Кускова Инна Владимировна воспитатель ГБОУ СОШ №13,
г. о. Чапаевск Детский сад №33 «Дружная семейка»
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены направления развития детей дошкольного возраста. В таком направлении как познавательное развитие предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира - форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени и др. Решение данной задачи педагогами дошкольных учреждений осуществляется в рамках сенсорного развития.
Публикация «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Сенсорное развитие у детей прослеживается в различных образовательных областях (в соответствии с ФГОС ДО) :
1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.
2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.
3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.
4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.
5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки развития сенсорных способностей лежат в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Кроме важности решения задач сенсорного развития, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, актуальность проблемы исследования заключается еще и в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Развитая сенсорика основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Основные задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста :
1) формирование у детей систем перцептивных действий;
2) формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
3) формирование умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
Задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста тесно связаны с содержанием работы по данному вопросу. Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем свойств и признаков предметов, которые ребёнок должен постичь на протяжении дошкольного возраста.
Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем – с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти. Усвоению полученных знаний способствуют игры, когда ребенок самостоятельно изображает, а затем раскрашивает и вырезает различные фигурки. Представителями дошкольной педагогики были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Ребенок раннего возраста развивается путем «социального наследования», которое в отличие от наследования биологического предполагает не наличие врожденных способностей, а приобретение способностей при усвоении общественного опыта.
Большинство родителей детей раннего возраста начинают задумываться, как же ребенку запомнить цвета, различать их, а затем их называть. Для этого существует много способов. Я изготовила дидактическую игру "Цветная гусеница".
Дидактическое пособие «Цветная гусеница» является частью развивающей предметно-пространственной среды группы и создает условия для познавательной активности детей, побуждает их к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительной деятельности.
Цель и задачи дидактического пособия
Цель дидактического пособия : Формирование сенсорных способностей детей через обеспечение накопления представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных качеств, и свойств, предметов, которые составляют фундамент общего умственного развития, необходимый для успешного обучения в детском саду и школе.
Задачи дидактического пособия для детей :
• Развивать и совершенствовать все виды восприятия, обогащать чувственный опыт, тактильные и кинестетические ощущения, микро- и макромоторику;
• Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия, качества и свойства предметов;
• Формировать способность к использованию сенсорных эталонов в повседневной жизни;
• Воспитывать бережное отношение к предметам, учить использовать предметы в соответствии с их назначением и свойствами.
В раннем, младшем возрасте :
• способствовать накоплению представлений о цвете, форме, величине.
Задачи дидактического пособия для родителей :
• Повышать уровень знаний по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
• Активизировать участие родителей в воспитательно-образовательном процессе, в организации сенсорной среды групп.
Задачи дидактического пособия для педагогов :
• Повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
• Создать условия для обогащения сенсорного опыта детей.
Ожидаемые результаты использования дидактического пособия
У детей в соответствии с возрастом :
Развита мелкая моторика пальцев рук, зрительное и тактильное восприятие, внимание, память, речь;
Развито умение различать и называть цвета и формы предметов;
Обогащен активный словарь;
Сформированы представления о цвете, форме, величине предметов, положении их в пространстве.
Для родителей:
Организация совместной работы с родителями по изготовлению и апробации сенсорного методического материала и дидактических игр;
Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах сенсорного воспитания дошкольников.
Для педагогов:
Организация и обогащение в группах развивающей предметно-пространственной среды по сенсорному развитию детей;
Повышение педагогической компетенции педагогов в вопросах сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста;
Накопление положительного опыта организации сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Описание изготовления дидактического пособия.
Гусеницы нарисована на листе бумаге (5 шт.) на ней изображены цвета:
• оранжевый;
• красный;
• жёлтый;
• белый;
• зелёный;
• синий.
Цвета повторяются на каждой гусенице, но местами меняются. Также изготовлены фишки к игре в форме круга из цветного картона, цвета те же. Сама игра находится в коробке, картинки с гусеницами находятся в файлах. Дети берут игру и играют самостоятельно, также играют друг с другом. Хочу заметить, что игра детям нравится и они в неё часто играют, так же я принимаю участие в этой игре. Задаю вопросы им такие как:
посчитай кружки;
назови цвета;
какой по счёту и т. д.
Области применения дидактического пособия
Дидактическое пособие «Цветная гусеница» может быть использована педагогами не только для организации дидактических, развивающих, сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр с детьми, но и может оказать помощь в организации:
1. непосредственно образовательной деятельности с детьми по любой из образовательных областей;
2. совместной деятельность детей и взрослых;
3. индивидуальной работы с детьми;
4. сюрпризного момента.
В процессе подготовки к образовательной деятельности с использованием дидактического пособия «Цветная гусеница» каждый педагог, проявляя фантазию и воображение, может пополнять его новыми вариантами игр.
В результате сенсорного развития младший дошкольник овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Наиболее доступными для детей младшего дошкольного возраста сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра.
Таким образом, особенностями сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста являются : формирование чувственного опыта, направленное на развитие полноценного восприятия; воспитание умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, формирование внимания к этим свойствам; ознакомление детей с сенсорными свойствами предметов в процессе различных видов деятельности.