Стрельникова Наталья
Особенности речевой выразительности и культуры речи воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дошкольники получают образец родного языка, культурной речи. Поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произношение, но и выдержанной в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания.
Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, но и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.
Публикация «Особенности речевой выразительности и культуры речи воспитателя» размещена в разделах
От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.
Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов, стремиться к их устранению.
Чаще всего речь воспитателя страдает небрежным, неряшливым произношением, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы, не договаривают окончания слов, невнятно произносят согласные. Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи имеющиеся акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.
Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, не торопливой. Речь воспринимается лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. А ускоренный темп делает речь смазанной, не четкой. При чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемым в данный момент содержанием, являться средством художественной выразительности.
Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств художественной выразительности, вызовет у детей интерес, заставит сопереживать, а тот же рассказ, прочитанный сухо в быстром темпе, без эмоций, может вызвать лишь скуку и безразличие.
Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но четко пересказывать содержание текста, передавать собственные наблюдения, последовательно излагать мысли. Говоря, воспитатель не должен загромождать свою речь длинными фразами, непонятными ребенку словами. Но, тем не менее, нельзя ограничиться употреблением только простых предложений, важно уместно использовать сложные распространенные предложения и обороты.
Воспитателю в общении с детьми, необходимо использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности детей.
Вот некоторые основные требования к речи взрослого :
- правильно произносить все звуки родного языка;
- иметь четкую, внятную дикцию;
- использовать литературное произношение;
- стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;
- в общении с детьми пользоваться только речью, слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;
- связно и в доступной форме излагать содержание текстов;
- не допускать в общении грубых выражений!
ТЕХНИКА РЕЧИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ
Дыхание: является основой речи. От правильного дыхания зависит чистота, правильность и красота голоса. Прежде, чем начать говорить, необходимо сделать вдох.
Упражнения:
- стать прямо. Плечи и шея расслаблены. Сделать небольшой вдох, задержать на некоторое время выдох. Выдохнуть, раскрыв рот, как при звуке «А», расслабиться.
Дикция: четкое, ясное произношение всех звуков языка, с правильной артикуляцией.
Упражнения:
-свободно опускать нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца
- произносить гласные звуки на одном выдохе, беззвучно (с голосом)
- слитно и протяжно произносить несколько гласных на одном выдохе: А---Э, А--- Е,
А---И, И---А, И---Я, И---А---У
- смыкание и растягивание губ в улыбке, вытягивание трубочкой.
Интонация- усиливает значение слова, фразы.
Звучащая речь легко воспринимается, если она содержательна, правильна и интонационно выразительна.
Значение речи педагога в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить: это и образец еще только усваивающих родную речь детей, и средство воздействия на них.
Помня об этом, воспитатель должен считать своим профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.