Наталья Чигирева
Особенности речевого развития у детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности речевого развития у детей с РАС
Аутизм — нарушение психического развития, которое характеризуется расстройствами речи, моторики и выражающееся в стереотипности деятельности и поведения, что приводит к нарушениям взаимодействия с окружающим миром.
Начиная с раннего возраста нарушения психических функций проявляются в развитии речи ребёнка с РАС. К таким нарушениям относятся:
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• Мутизм - отсутствие речи или отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации;
• Эхолалия - повторение слов, фраз, сказанных другим лицом, часто отставленные;
• Нарушение грамматического строя речи;
• Нарушение звукопроизношения;
• Нарушение просодических компонентов речи - модуляция голоса часто вычурна и неестественна;
• Нарушение связной речи и спонтанности высказывания, автономность речи - отсутствие потребности в речевом общении проявляется в несостоятельности диалога при хорошо развитой монологической речи с большим словарным запасом, развёрнутой взрослой фразой.
Мутизм в одних случаях отмечается с рождения, а в других первые речевые реакции, проявляющиеся в норме в виде гуления, лепета у детей с РАС, могут запаздывать, частично отсутствовать или быть обеднёнными.
Для детского аутизма характерны эхолалии — повторения слов, фраз, сказанных другим лицом. Они часто бывают отставленными, то есть воспроизводимые спустя некоторое время и смягчёнными, когда сказанное другим лицом несколько видоизменяется.
Нарушения коммуникативной функции речи со всей отчётливостью проявляются в отсутствии обращения, что отмечается с самых первых речевых проявлений. «мама», «папа», «баба» и т. п. — даже если эти слова оказываются у ребёнка в числе первых, они не обращены к кому-либо, в том числе, к матери.
Для большинства детей с РАС характерны нарушения грамматического строя речи: определённые трудности грамматические категории числа, времени, лица, сложные предложения и т. д. В то же время, у отдельных детей с РАС отмечается врождённое чувство языка, когда ребенок имеет способность легко схватывать структуру не только родного, но и других языков.
Нарушения звукопроизношения при аутизме не характеризуются какими-либо специфическими паттернами ошибок. Характерно, что нарушения звукопроизношения могут быть обусловлены не только недостаточностью коммуникативной функцией речи, а также и органическими нарушениями нервной системы и периферического речевого аппарата.
В исследованиях особенностей речи при РАС большое внимание уделяется нарушениям просодики, так как она взаимодействуя с синтаксисом, грамматикой, семантикой, представляет собой один из центральных компонентов речи. Также она тесно связана с эмоциональной стороной речи и обычно взаимодействует с невербальными коммуникативными проявлениями.
У некоторых детей с аутизмом при хорошо развитой монологической речи отмечается несостоятельность в диалоге. Такая речь ребёнка при внимательном рассмотрении оказывается не только монотематичной в русле сверхценного интереса, но и насыщенной многочисленными заимствованиями из книг, разговоров взрослых, телепередач, мультфильмов, рекламы и т. п. Вместе с тем, влияние аффективной сферы на развитие речи детей обнаруживается в автономности речи. При аутизме автономная речь в значительно большей степени, чем при типичном психическом развитии сохраняет своё значение, сдерживает и затрудняет развитие коммуникативной стороны речи.
Нарушения спонтанности высказывания связаны во многом со сходными причинами, поскольку зависят от способности осознать ситуацию, достаточно быстро среагировать на неё и вербализовать реакцию, что удаётся далеко не всегда.
Формально практически все перечисленные симптомы отклонений в речевом развитии могут встречаться и при других вариантах патологии. Однако, при РАС у них, как правило, выявляются характерные для аутизма особенности. Отечественные специалисты связывают это с нарушением или недоразвитием коммуникативной функции речи, западные исследователи — с нарушение прагматической стороны речи, что позволяет говорить о специфичности нарушений речевого развития при РАС и обусловливает необходимость специального подхода к их коррекции или, по крайней мере, учёта логопедом особенностей психического развития детей с аутизмом.
Литература
1. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Ульянова Р. К., Морозова Т. И. Дети с нарушением общения. — М., 1989.
2. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребё нок: пути помощи. — М., 1997.
Аутизм — нарушение психического развития, которое характеризуется расстройствами речи, моторики и выражающееся в стереотипности деятельности и поведения, что приводит к нарушениям взаимодействия с окружающим миром.
Начиная с раннего возраста нарушения психических функций проявляются в развитии речи ребёнка с РАС. К таким нарушениям относятся:
• Мутизм - отсутствие речи или отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации;
• Эхолалия - повторение слов, фраз, сказанных другим лицом, часто отставленные;
• Нарушение грамматического строя речи;
• Нарушение звукопроизношения;
• Нарушение просодических компонентов речи - модуляция голоса часто вычурна и неестественна;
• Нарушение связной речи и спонтанности высказывания, автономность речи - отсутствие потребности в речевом общении проявляется в несостоятельности диалога при хорошо развитой монологической речи с большим словарным запасом, развёрнутой взрослой фразой.
Мутизм в одних случаях отмечается с рождения, а в других первые речевые реакции, проявляющиеся в норме в виде гуления, лепета у детей с РАС, могут запаздывать, частично отсутствовать или быть обеднёнными.
Для детского аутизма характерны эхолалии — повторения слов, фраз, сказанных другим лицом. Они часто бывают отставленными, то есть воспроизводимые спустя некоторое время и смягчёнными, когда сказанное другим лицом несколько видоизменяется.
Нарушения коммуникативной функции речи со всей отчётливостью проявляются в отсутствии обращения, что отмечается с самых первых речевых проявлений. «мама», «папа», «баба» и т. п. — даже если эти слова оказываются у ребёнка в числе первых, они не обращены к кому-либо, в том числе, к матери.
Для большинства детей с РАС характерны нарушения грамматического строя речи: определённые трудности грамматические категории числа, времени, лица, сложные предложения и т. д. В то же время, у отдельных детей с РАС отмечается врождённое чувство языка, когда ребенок имеет способность легко схватывать структуру не только родного, но и других языков.
Нарушения звукопроизношения при аутизме не характеризуются какими-либо специфическими паттернами ошибок. Характерно, что нарушения звукопроизношения могут быть обусловлены не только недостаточностью коммуникативной функцией речи, а также и органическими нарушениями нервной системы и периферического речевого аппарата.
В исследованиях особенностей речи при РАС большое внимание уделяется нарушениям просодики, так как она взаимодействуя с синтаксисом, грамматикой, семантикой, представляет собой один из центральных компонентов речи. Также она тесно связана с эмоциональной стороной речи и обычно взаимодействует с невербальными коммуникативными проявлениями.
У некоторых детей с аутизмом при хорошо развитой монологической речи отмечается несостоятельность в диалоге. Такая речь ребёнка при внимательном рассмотрении оказывается не только монотематичной в русле сверхценного интереса, но и насыщенной многочисленными заимствованиями из книг, разговоров взрослых, телепередач, мультфильмов, рекламы и т. п. Вместе с тем, влияние аффективной сферы на развитие речи детей обнаруживается в автономности речи. При аутизме автономная речь в значительно большей степени, чем при типичном психическом развитии сохраняет своё значение, сдерживает и затрудняет развитие коммуникативной стороны речи.
Нарушения спонтанности высказывания связаны во многом со сходными причинами, поскольку зависят от способности осознать ситуацию, достаточно быстро среагировать на неё и вербализовать реакцию, что удаётся далеко не всегда.
Формально практически все перечисленные симптомы отклонений в речевом развитии могут встречаться и при других вариантах патологии. Однако, при РАС у них, как правило, выявляются характерные для аутизма особенности. Отечественные специалисты связывают это с нарушением или недоразвитием коммуникативной функции речи, западные исследователи — с нарушение прагматической стороны речи, что позволяет говорить о специфичности нарушений речевого развития при РАС и обусловливает необходимость специального подхода к их коррекции или, по крайней мере, учёта логопедом особенностей психического развития детей с аутизмом.
Литература
1. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Ульянова Р. К., Морозова Т. И. Дети с нарушением общения. — М., 1989.
2. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребё нок: пути помощи. — М., 1997.