Приложение МААМ

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста

Кристина Лебедева
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Речь ребёнка постоянно вызывала интерес таких великих педагогов - исследователей как Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, Р. Е. Левин, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, Д. Б. Эльконин, Р. О. Якобсон. Пробуждение сознания - это первые слова ребёнка.

В ходе развития детей, речь тесно связывается с характером деятельности и общения. Практическое применение речи с возрастом совершенствуется. При перестройке детского организма речь становится показателем развития психических процессов, орудием мышления [Арушанова, 2005].

Публикация «Особенности речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Одной из ведущих задач, дошкольных образовательных организаций - речевое развитие. Умение ребёнка пользоваться речью в игре, обсуждении рисунка, картины, спектакля, в индивидуальной беседе может зависеть его статусное положение, успешность, принятие сверстниками в коллектив.

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной области «Речевое развитие» всегда направлено на достижение цели - формирование устной речи и навыков речевого общения через решение таких задач:

- овладение устной речью как средством общения;

- обогатить активный словарь;

- развитие связной речи : диалогической, монологической;

- формирование речевого творчества;

- развитие фонематического слуха, звукового анализа, интонации;

- знакомство с культурой книги, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров;

- формирование синтаксической активности как предпосылки обучения грамоте [ФГОС ДО].

Периодизация в психологии выделяет несколько возрастных этапов. Их можно охарактеризовать определенным речевым развитием.

Младенческий возраст - до одного года. Ребёнок в этот период проявляет реакцию на голос близких людей, появляется улыбка, смех, лепет жесты, начальные проявления экспрессивной функции речи. Возникает необходимость в общении. Речь вербальная к концу года встречается редко. Появляются проявления номинативной функции речи, называние предмета.

Ранний возраст - от 1 года до 3 лет. В раннем возрасте формируется обобщающая функция слова. Дети могут называть вещи, расширяя при этом словарь, развивая мышление. Происходит единство общения и обобщения. Усваивается состав слова по слогам. Речь связана с игрой, познанием окружающих предметов и способов их использования.

Младший возраст. В младшем возрасте у детей совершенствуется произношение слов, речь становиться более понятной. Дети четвёртого года жизни знают и правильно называют предметы ближайшего окружения. Называют игрушки, одежду, посуду, мебель. Широко используют в речи прилагательные, предлоги, наречия, меньше - глаголы и существительные. Появляются первые проявления монологической речи - простые распространённые предложения.

Дети могут отмечать неточности озвучивания слов у сверстников несмотря на то, что самостоятельно выделить в слове звук не могут. Речь не точна в словарном отношении, носит ситуативный характер. С помощью взрослого малыши могут передать содержание любимой сказки, наизусть прочесть четверостишье. В общении со взрослым инициатива принадлежит ребёнку.

Средний возраст. У многих детей к пяти годам заканчивается процесс овладения звуками, отмечается улучшение произносительной стороны речи. В целом речь становиться сравнительно отчётливой. В структурном отношении речь не бывает совершенной и имеет ситуативный характер, несмотря на овладение монологической речью. Речевая активность возрастает.

Дети пятого года могут строить длинные высказывания, что говорит о частых грамматических ошибках. Происходит рост активного словаря. Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слова.

Старший возраст. На этом возрастном этапе идёт совершенствование всех сторон речи. Она становится отчётливей в произношении. Высказывания точны, фразы развернуты.

На шестом году, дети начинают устанавливать причинно - следственные связи между предметами и явлениями, выделяют признаки предметов. Воспитанники детского сада имеют практически сформированную речь, пробуют отвечать на вопросы и высказываться так, чтобы окружающие их понимали. Малыши критично относятся к своим высказываниям и речи сверстников. При описывании предмета или явления появляются попытки эмоционального отношения к ним [Выготский, 2004].

У старших воспитанников появляется речевая конструкция : ребёнок сначала произносит местоимение («она», «он»). Если он чувствует неясность своего изложения, то добавляет пояснение существительным. Например: «он (мальчик) ушёл», «она (коза) забодала», «он (волк) съел».

Ситуативный способ излагать свои мысли, прерывается пояснением. В речевом развитии это очень важный этап. У ребёнка появляется желание рассказать, о чём-либо понятно и подробно. Появляется основа для возникновения интеллектуальной функции речи, которая выражается во «внутреннем монологе» [Алексеева, 2000].

Понижается ситуативность речи. Это выражается снижением наречий места, в высказывании уменьшаются изобразительные жесты. Большое значение и влияние на связные формы речи оказывает словесный образец, где проистекает изживание ситуативных моментов [Богуш, 2008].

В этом возрасте расширяется круг общения, интересов познания мира и соответственно ребёнок овладевает контекстной речью. Обучение в системе позволяет овладеть ею. Это имеет большое значение для усвоения грамматического строя родного языка. Слушая ребёнка, становится понятным содержание, что он раскрывает в самом контексте речи.

В любой деятельности предполагается преподносить материал отвлечённым

содержанием, когда дети играют. Появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые присваиваются детьми из речи взрослых. Из этого следует, что речевой образец взрослого очень важен для маленького ребёнка [Горецкий, 1973].

Овладевая, языком как средством общения формируется связная речь. В этом возрасте общение носит непосредственный характер. Речь разговорная представляет собой связные высказывания - сообщение, рассказ. Она не состоит из отдельных, не связанных друг с другом предложений. Появляется потребность разъяснить сверстникам и взрослым содержание и правила игры, механизм и использование игрушки. Ситуативные моменты в устной речи уменьшаются, понимание происходит на основе собственных языковых средств. Формируется объяснительная речь [Федоренко, 1984].

В возрасте 5-6 лет связная речь достигает существенного уровня. Ребёнок объясняется точными и развернутыми ответами. Последовательно составляет описательный или сюжетный рассказ на предложенную тему. Дети нуждаются в речевом образце воспитателя. Эмоционально передавать отношение к предметам и явлениям, недостаточно развито [Лаврентьев, 2001].

При развитии звуковой стороны речи, дети правильно слышат подлинно произносимую фонему, не смешивают её с другими звуками. Понемногу овладевают их произношением. Этого не достаточно для перехода к обучению грамоте [Кулагина, 1997].

Овладеть правильным произношением фонем, важно отчётливо иметь представление о звуковом составе слов. Главной предпосылкой правильного обучения грамоте является умение слышать отдельный звук в слове, анализировать звуковой состав слова. Обучение грамоте - важнейшей этап формирования понимания звуковой стороны языка [Гавриш, 1991].

Мышцы артикуляционного аппарата детей шестого года жизни достаточно окрепли. Они способны точнее произносить все звуки родного языка. Некоторые в этом возрасте только заканчивают правильное усвоение шипящих звуков, звуков «л», «р». При их усвоении дети начинают внятно выговаривать слова различной сложности.

Не все владеют правильным произношением звуков. Могут быть задержки. У некоторых детей может быть неверное формирование «р». Одно горловое, другое ударное. Звуки «ш», «ж» - боковые, «с», «з» - межзубные. Не всегда чётко дифференцируют в словах шипящие и свистящие звуки. Смещение звуков наблюдается в произнесении слов, включающих одновременно два звука. Слово сушка произносят как «шушка». В произнесении слов не встречается ошибок, в которых есть один из звуков - собака, кошка. Слова и фразы, с такими звуками, проговариваются детьми не всегда внятно [Максаков, 2006].

Представляет интерес изучение возможностей анализировать звуковой состав слов. Самостоятельно разложить слово ребёнок не может, хотя в отдельных звуках замечает разницу. До начала обучению грамоте появляется желание анализировать слова. Не умея читать, но случайно зная некоторые буквы, он говорит: «Мама, я знаю, какие буквы (звуки) в слове «вечеринка». Это «в», «ч», «р»«ин»«ка» [Гуткина, 1993].

Выделение звука в слове несложно, неумение их выделять, не является возрастной особенностью. Такой задачи не ставится, ребёнок не ощущает в этом необходимости. Намеренно организованное обучение, даёт возможность легко владеть звуковым анализом слов. Дети могут узнавать тот или иной звук в слове, самостоятельно выделять его [Ельцова, 2010].

В общении со сверстниками и взрослыми, малыши при необходимости могут соизмерять силу голоса. Говорят тихо, громко. Замедленной речь обычно бывает в пересказе текста, в обычном, повседневном общении используется умеренный темп. При просмотре любимого фильма, прочитанной сказки, в моменты эмоционального подъёма ребёнок не в состоянии контролировать силу голоса, говорит громче.

Внятность речи зависит от скорости произнесённых слов.

Ускоренная речь даёт возможность не произносить в словах некоторые звуки, недоговаривать окончания, «проглатывать» некоторые слова. Неправильное звуковое произношение, нечёткая речь кроется в дефектах строения артикуляционного аппарата или недостаточная его неподвижность. На ухудшение произношения, дикции влияет смена молочных зубов [Максаков, 2006].

В старшем дошкольном возрасте ребёнок переходит к сознательному овладению речи - основная особенность.

Развитие речи в дошкольном возрасте идё т по двум направлениям: совершенствуется осмысление речи взрослых и формируется детская активная речь. Старшие воспитанники овладевают всеми формами устной речи, присущими взрослому. Не всегда речь бывает интересной, содержательной, грамматически правильно выстроенной. Процесс овладения речью к моменту поступления в школу не заканчивается. На протяжении дальнейшей жизни обогащается словарный запас, развивается грамматически правильно выстроенная речь, совершенствуется умение выражать свои мысли - развивается критическое мышление. Насколько он научится слушать, слышать, запоминать, думать, рассуждать, настолько успешно будут формироваться его речевые навыки. Среда, в которой находятся дети, должна быть познавательной, речевой, побуждающей его на общение, познание, рассказывание. Чем лучше будет развита речь ребёнка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Поэтому проблема речевого развития - одна из важнейших проблем дошкольного образования.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Игра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возрастаИгра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возраста Сегодня я хочу вам показать игру на развитие речевого дыхания, которую я сделала для детей. Игру я назвала "Волшебный лабиринт", который.

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаИгры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаРечь невозможна без речевого дыхания. Дыхание.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В последние годы значительно увеличилось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 ноября 2021 в 12:35
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности речевого развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Лебедева (УИ 1163338) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД