Кристина Лебедева
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речь ребёнка постоянно вызывала интерес таких великих педагогов - исследователей как Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, Р. Е. Левин, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, Д. Б. Эльконин, Р. О. Якобсон. Пробуждение сознания - это первые слова ребёнка.
В ходе развития детей, речь тесно связывается с характером деятельности и общения. Практическое применение речи с возрастом совершенствуется. При перестройке детского организма речь становится показателем развития психических процессов, орудием мышления [Арушанова, 2005].
Публикация «Особенности речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Одной из ведущих задач, дошкольных образовательных организаций - речевое развитие. Умение ребёнка пользоваться речью в игре, обсуждении рисунка, картины, спектакля, в индивидуальной беседе может зависеть его статусное положение, успешность, принятие сверстниками в коллектив.
Согласно ФГОС ДО содержание образовательной области «Речевое развитие» всегда направлено на достижение цели - формирование устной речи и навыков речевого общения через решение таких задач:
- овладение устной речью как средством общения;
- обогатить активный словарь;
- развитие связной речи : диалогической, монологической;
- формирование речевого творчества;
- развитие фонематического слуха, звукового анализа, интонации;
- знакомство с культурой книги, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров;
- формирование синтаксической активности как предпосылки обучения грамоте [ФГОС ДО].
Периодизация в психологии выделяет несколько возрастных этапов. Их можно охарактеризовать определенным речевым развитием.
Младенческий возраст - до одного года. Ребёнок в этот период проявляет реакцию на голос близких людей, появляется улыбка, смех, лепет жесты, начальные проявления экспрессивной функции речи. Возникает необходимость в общении. Речь вербальная к концу года встречается редко. Появляются проявления номинативной функции речи, называние предмета.
Ранний возраст - от 1 года до 3 лет. В раннем возрасте формируется обобщающая функция слова. Дети могут называть вещи, расширяя при этом словарь, развивая мышление. Происходит единство общения и обобщения. Усваивается состав слова по слогам. Речь связана с игрой, познанием окружающих предметов и способов их использования.
Младший возраст. В младшем возрасте у детей совершенствуется произношение слов, речь становиться более понятной. Дети четвёртого года жизни знают и правильно называют предметы ближайшего окружения. Называют игрушки, одежду, посуду, мебель. Широко используют в речи прилагательные, предлоги, наречия, меньше - глаголы и существительные. Появляются первые проявления монологической речи - простые распространённые предложения.
Дети могут отмечать неточности озвучивания слов у сверстников несмотря на то, что самостоятельно выделить в слове звук не могут. Речь не точна в словарном отношении, носит ситуативный характер. С помощью взрослого малыши могут передать содержание любимой сказки, наизусть прочесть четверостишье. В общении со взрослым инициатива принадлежит ребёнку.
Средний возраст. У многих детей к пяти годам заканчивается процесс овладения звуками, отмечается улучшение произносительной стороны речи. В целом речь становиться сравнительно отчётливой. В структурном отношении речь не бывает совершенной и имеет ситуативный характер, несмотря на овладение монологической речью. Речевая активность возрастает.
Дети пятого года могут строить длинные высказывания, что говорит о частых грамматических ошибках. Происходит рост активного словаря. Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слова.
Старший возраст. На этом возрастном этапе идёт совершенствование всех сторон речи. Она становится отчётливей в произношении. Высказывания точны, фразы развернуты.
На шестом году, дети начинают устанавливать причинно - следственные связи между предметами и явлениями, выделяют признаки предметов. Воспитанники детского сада имеют практически сформированную речь, пробуют отвечать на вопросы и высказываться так, чтобы окружающие их понимали. Малыши критично относятся к своим высказываниям и речи сверстников. При описывании предмета или явления появляются попытки эмоционального отношения к ним [Выготский, 2004].
У старших воспитанников появляется речевая конструкция : ребёнок сначала произносит местоимение («она», «он»). Если он чувствует неясность своего изложения, то добавляет пояснение существительным. Например: «он (мальчик) ушёл», «она (коза) забодала», «он (волк) съел».
Ситуативный способ излагать свои мысли, прерывается пояснением. В речевом развитии это очень важный этап. У ребёнка появляется желание рассказать, о чём-либо понятно и подробно. Появляется основа для возникновения интеллектуальной функции речи, которая выражается во «внутреннем монологе» [Алексеева, 2000].
Понижается ситуативность речи. Это выражается снижением наречий места, в высказывании уменьшаются изобразительные жесты. Большое значение и влияние на связные формы речи оказывает словесный образец, где проистекает изживание ситуативных моментов [Богуш, 2008].
В этом возрасте расширяется круг общения, интересов познания мира и соответственно ребёнок овладевает контекстной речью. Обучение в системе позволяет овладеть ею. Это имеет большое значение для усвоения грамматического строя родного языка. Слушая ребёнка, становится понятным содержание, что он раскрывает в самом контексте речи.
В любой деятельности предполагается преподносить материал отвлечённым
содержанием, когда дети играют. Появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые присваиваются детьми из речи взрослых. Из этого следует, что речевой образец взрослого очень важен для маленького ребёнка [Горецкий, 1973].
Овладевая, языком как средством общения формируется связная речь. В этом возрасте общение носит непосредственный характер. Речь разговорная представляет собой связные высказывания - сообщение, рассказ. Она не состоит из отдельных, не связанных друг с другом предложений. Появляется потребность разъяснить сверстникам и взрослым содержание и правила игры, механизм и использование игрушки. Ситуативные моменты в устной речи уменьшаются, понимание происходит на основе собственных языковых средств. Формируется объяснительная речь [Федоренко, 1984].
В возрасте 5-6 лет связная речь достигает существенного уровня. Ребёнок объясняется точными и развернутыми ответами. Последовательно составляет описательный или сюжетный рассказ на предложенную тему. Дети нуждаются в речевом образце воспитателя. Эмоционально передавать отношение к предметам и явлениям, недостаточно развито [Лаврентьев, 2001].
При развитии звуковой стороны речи, дети правильно слышат подлинно произносимую фонему, не смешивают её с другими звуками. Понемногу овладевают их произношением. Этого не достаточно для перехода к обучению грамоте [Кулагина, 1997].
Овладеть правильным произношением фонем, важно отчётливо иметь представление о звуковом составе слов. Главной предпосылкой правильного обучения грамоте является умение слышать отдельный звук в слове, анализировать звуковой состав слова. Обучение грамоте - важнейшей этап формирования понимания звуковой стороны языка [Гавриш, 1991].
Мышцы артикуляционного аппарата детей шестого года жизни достаточно окрепли. Они способны точнее произносить все звуки родного языка. Некоторые в этом возрасте только заканчивают правильное усвоение шипящих звуков, звуков «л», «р». При их усвоении дети начинают внятно выговаривать слова различной сложности.
Не все владеют правильным произношением звуков. Могут быть задержки. У некоторых детей может быть неверное формирование «р». Одно горловое, другое ударное. Звуки «ш», «ж» - боковые, «с», «з» - межзубные. Не всегда чётко дифференцируют в словах шипящие и свистящие звуки. Смещение звуков наблюдается в произнесении слов, включающих одновременно два звука. Слово сушка произносят как «шушка». В произнесении слов не встречается ошибок, в которых есть один из звуков - собака, кошка. Слова и фразы, с такими звуками, проговариваются детьми не всегда внятно [Максаков, 2006].
Представляет интерес изучение возможностей анализировать звуковой состав слов. Самостоятельно разложить слово ребёнок не может, хотя в отдельных звуках замечает разницу. До начала обучению грамоте появляется желание анализировать слова. Не умея читать, но случайно зная некоторые буквы, он говорит: «Мама, я знаю, какие буквы (звуки) в слове «вечеринка». Это «в», «ч», «р» – «ин» – «ка» [Гуткина, 1993].
Выделение звука в слове несложно, неумение их выделять, не является возрастной особенностью. Такой задачи не ставится, ребёнок не ощущает в этом необходимости. Намеренно организованное обучение, даёт возможность легко владеть звуковым анализом слов. Дети могут узнавать тот или иной звук в слове, самостоятельно выделять его [Ельцова, 2010].
В общении со сверстниками и взрослыми, малыши при необходимости могут соизмерять силу голоса. Говорят тихо, громко. Замедленной речь обычно бывает в пересказе текста, в обычном, повседневном общении используется умеренный темп. При просмотре любимого фильма, прочитанной сказки, в моменты эмоционального подъёма ребёнок не в состоянии контролировать силу голоса, говорит громче.
Внятность речи зависит от скорости произнесённых слов.
Ускоренная речь даёт возможность не произносить в словах некоторые звуки, недоговаривать окончания, «проглатывать» некоторые слова. Неправильное звуковое произношение, нечёткая речь кроется в дефектах строения артикуляционного аппарата или недостаточная его неподвижность. На ухудшение произношения, дикции влияет смена молочных зубов [Максаков, 2006].
В старшем дошкольном возрасте ребёнок переходит к сознательному овладению речи - основная особенность.
Развитие речи в дошкольном возрасте идё т по двум направлениям: совершенствуется осмысление речи взрослых и формируется детская активная речь. Старшие воспитанники овладевают всеми формами устной речи, присущими взрослому. Не всегда речь бывает интересной, содержательной, грамматически правильно выстроенной. Процесс овладения речью к моменту поступления в школу не заканчивается. На протяжении дальнейшей жизни обогащается словарный запас, развивается грамматически правильно выстроенная речь, совершенствуется умение выражать свои мысли - развивается критическое мышление. Насколько он научится слушать, слышать, запоминать, думать, рассуждать, настолько успешно будут формироваться его речевые навыки. Среда, в которой находятся дети, должна быть познавательной, речевой, побуждающей его на общение, познание, рассказывание. Чем лучше будет развита речь ребёнка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Поэтому проблема речевого развития - одна из важнейших проблем дошкольного образования.