Ирина
Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воображение человека зависит от многих факторов: возраста, умственного развития, индивидуальных особенностей личности, а также от процесса обучения и воспитания. Для того, чтобы правильно построить процесс обучения и воспитания, а также развития воображения у детей дошкольного возраста, необходимо выявить особенности воображения у детей дошкольного возраста.
Публикация «Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Очевидно, что воображение у ребенка дошкольного возраста и у взрослого различное. Воображение у ребенка беднее, чем у взрослого несмотря на то, что до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, так как они живут больше в фантастическом мире, чем в реальном. Однако, интересы у ребенка проще и элементарнее, его взаимоотношения с внешней средой не такие сложные и многообразные, как у взрослого человека, а это все является главными факторами, которые и определяют работу воображения.
В процессе развития ребенка развивается и его воображение. Именно поэтому труды настоящего воображения во всех областях творческой деятельности относятся только к уже созревшей взрослой фантазии. Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни. До трехлетнего возраста воображение у детей существует внутри других психических процессов. В этот период у детей познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова.
В три года начинает формирование словесных форм воображения и в данном периоде воображение уже выступает как самостоятельный процесс. Ребенок в данном возрасте способен замещать одни предметы другими, также использовать одни предметы в роль других. При этом воображение ребенка будет приковано к тому предмету, который он видит и может обыграть.
В этом возрасте у детей преобладает репродуктивное воображение, которое механически воспроизводит полученные ими впечатления в виде образов. Этими впечатлениями могут выступать те, которые получены детьми в результате восприятия действительности – игр с детьми и взрослыми, поездки, прогулки и путешествия, прослушивания сказок, чтения книг, просмотра мультфильмов.
В данном типе воображения еще немного точного сходства с реальностью и нет творческого отношения. Сами образы восстанавливают действительность, опираясь не на интеллектуальную, а больше на эмоциональную основу. В них зачастую воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него определенную эмоциональную реакцию, что было для него наиболее интересным и запоминающимся.
В целом же воображение детей-дошкольников является еще довольно слабым. Дети в младшем дошкольном возрасте еще не способны полностью восстановить картину по памяти, творчески ее преобразовать. Однако воображение играет в жизни ребенка очень большую роль, больше, чем в жизни взрослого. Оно проявляется в детстве чаще, а также детское воображение допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. Особенностью воображения детей дошкольного возраста является то, что дети верят в то, что придумывают. Воображаемый мир не так отграничен у них от реального, как у взрослых. Поэтому и переживания, эмоции, которые вызваны у дошкольника воображаемыми действиями и событиями значительно сильнее и красочнее.
Дети 4-5 лет могут оплакивать судьбу колобка или зайчика, угрожать злому волшебнику, ругать злодея, выдумывать пути спасения от хитрой лисы. То, что происходит в воображаемом пространстве - в сказке, на словах, на сцене, вызывает у детей наиболее сильные эмоции, дети верят в воображаемого персонажа и искренне хотят ему помочь.
Повышенная эмоциональность также является отличительной особенностью воображения детей дошкольного возраста. Придуманные персонажи, герои мультфильмов и сказок, приобретают для ребенка личную значимость и живут в его сознании как совершенно реалистичные.
В возрасте 5-6 лет ребенок начинает или уже умеет планировать свою деятельность, составлять в уме некий план предстоящих ему действий. В этот период воображение детей развивается по-другому. Отрицательные эмоциональные переживания символически выражаются в героях услышанных или увиденных ими сказок.
Познавательное воображение в старшем дошкольном возрасте изменяется, он становится более управляемым. Формируются действия воображения : замысел в форме наглядной модели, образ воображаемого предмета или существа, образ действия с предметом или с существом.
Воображение перестаёт только сопутствовать рассматриваемым рисункам, прослушиваемым сказкам. Оно приобретает самостоятельность, отделяясь от практической деятельности.
Воображение в старшем дошкольном возрасте объединяется с мышлением в процессе творчества, в процессе которого воображение выполняем специфическую функцию - оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует её разрешению. Ребёнок начинает контролировать и определять характер своего воображения - воссоздающего или творческого. При этом он сам контролирует движение образов воображения. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.
В 6-7 лет воображение носит уже активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуются специфичностью и содержательностью, начинают появляться элементы творчества.
В данном возрасте у детей начинает появляться произвольность в запоминании, воображение из механически воспроизводящего действительность начинает превращаться в творческое. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. К возрасту около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире.
Воображение предохраняет растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи.
В этом возрасте ребёнок уже осваивает основные образцы поведения и получает свободу в оперировании ими. Он может отходить от стандартов, комбинировать их, используя эти стандарты при построении продуктов воображения.
В случае устойчивых конфликтов с реальностью дети обращаются к замещающему воображению. Творческие виды деятельности могут выступать как способы компенсации травмирующих переживаний.
Итак, основными особенностями воображения в дошкольном возрасте является то, что:
-воображение приобретает произвольный характер, предусматривающий создание образов, планирование и реализацию замыслов;
- воображение превращается в особую деятельность - фантазирование, с помощью которого ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
- воображение сводится на внутренний план, отходит необходимость у ребенка в наглядной помощи для создания образов.
В качестве особенностей воображения у детей дошкольного возраста можно отметить и некоторые опасности, связанные с развитием воображения у детей. Одна из которых - появление детских страхов. В возрасте четырех-пяти лет у детей могут возникать различные страхи - боязнь темноты, «бабаек» и прочего.
Возникновение подобных страхов у детей является спутником и своего рода показателем развивающегося воображения. Явление это нежелательное, и в случае появления страхов, необходимо помочь ребенку избавиться от них. Надо стараться не допускать на детей воздействий, которые могут травмировать и вызвать в воображении образы, которых ребенок будет бояться.
Вторая опасность, которая таится в развитии детского воображения, это то, что ребенок может полностью уйти в мир своих фантазий. Ведь уже со старшего дошкольного возраста все выдуманные ситуации ребенок может проигрывать про себя, никак не сопровождая это внешними действиями. В этом и таится опасность ухода от реальности в мечту, фантазию. Жить без мечты невозможно, но, если ребенок живет только ими, и не воплощает их в жизнь, не очень хорошо.
Поэтому очень важно начиная со старшего дошкольного возраста помогать ребенку воплощать свои мечты и идеи в реальность, помочь подчинить его воображение определенным целям, сделать его продуктивным.