Папки-передвижки

Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте «Непроизвольное внимание»

Семенова Елена
Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте «Непроизвольное внимание»
▼ Скачать + Заказать документы

Внимание как процесс высшей нервной деятельности зависит по большей части от уровня развития основных процессов нервной системы человека.

С возрастом, когда меняются большинство процессов самой нервной системы, а также психической деятельности, само внимание таким же образом и терпит значительные изменения.

Изменения процессов внимания в старшем дошкольном возрасте происходят по всем видам и свойствам самого психологического феномена.

Публикация «Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте „Непроизвольное внимание“» размещена в разделах

При рассмотрении развития свойств внимания у данной группы детей (старший дошкольный возраст) происходит увеличение объёма внимания – в отличие от предыдущей возрастной группы, старший дошкольник может взаимодействовать одновременно с 2-5 предметами.

Соответственно, и появляется возможность для распределения внимания. Так происходит, потому что ребёнок уже может автоматизировать многие свои действия.

Но в этом возрастном периоде ещё слабо развиты распределение внимание и переключение внимания, в основном, по причине отсутствия опыта в каком-либо из видов деятельности.

Рубинштейн С. Л. посвятил свою жизнь и научную деятельность исследованиям по устойчивости внимания дошкольников. По результатам исследований, С. Л. сделал вывод о том, что рост устойчивости внимания максимально интенсивен в период с 3 до 7 лет.

Как главная особенность, подмеченная учёным, стала неустойчивость произвольного внимания дошкольников. Внешние раздражители легко сбивают внимание ребёнка, но даже при этом, в отличие от ребёнка младшего дошкольного возраста, у ребёнка старшего дошкольного возраста, в 2 раза увеличивается эта самая устойчивость.

Максимальная продолжительность 1 игры у годовалого ребёнка – 14 минут, в 3 года – 27 минут, 6-7 лет – от 1 часа и даже дольше часа игры, образовательная деятельность концентрирует внимания такого ребёнка на полчаса.

Благодаря развитию таким внутренним качествам ребёнка как любознательность, время устойчивого внимания на определенном объекте или деятельности увеличивается.

Учёными также было зафиксировано, с помощью наблюдений, уменьшение отвлечения внимания в зависимости от возрастной группы : 3-летний - в течение 10 минут отвлёкся трижды, у 5-летнего – дважды, а семилетний – только 1 отвлечение. Происходит значительное снижение количества ошибок при выполнении заданий: до 10 и менее.

Развитие внимания у старших дошкольников связано в появлением новых видов деятельности у последних (игровая, трудовая, продуктивная). В свою очередь, внимание ребёнка на каком-либо явлении в этом возрасте отражает те интересы, увлечения, которые, с большей долей вероятности, станут в будущем определяющими в его жизни, профессии, деятельности.

Преобладание непроизвольного внимания у ребёнка в 2-3 года сменяется на произвольное только к 5-7 годам (в зависимости от развития ребёнка).

Необходимо прояснить, что для детей старшего дошкольного возраста начинает иметь значение какой-либо процесс, явление, предмет, который, по их мнению, представляет собой интеллектуальную значимость или интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа).

Именно на этих объектах ребёнок и концентрирует своё максимальное внимание. К 7 годам внимание в интеллектуальной деятельности становится значительно устойчивым. Произвольное внимание получает интенсивное развитие внутри ребёнка. В последствии, именно произвольное внимание определяет успех в любой интеллектуальной деятельности ребёнка, в том числе и школьной.

По мере получения большего количества знаний ребёнком возрастает и его концентрация и устойчивость внимания, особенно, в случаях, если ребёнок.

Произвольное внимание со всеми его свойствами развивается благодаря тренировке деятельности, которая позволяет ребёнку сосредоточиться на самом действии. Внимание избирательно, потому и не представляется возможным отследить его какое-либо развитие, так как многое зависит от того, какие у личности потребности, интересы.

Процесс возбуждения и торможения определяет общее психологическое состояние ребёнка. В раннем возрасте процесс торможения уступает возбудительным, в то время как у детей старшего дошкольного возраста возбуждение и торможение как процессы происходят практически одновременно и довольно быстро. Проявление в этом возрасте обострённого рефлекса на новые вещи, процессы, явления существенно влияет на психику ребёнка.

По мнению В. С. Мухиной, только сильные качества раздражителя (яркость, резкий запах и т. д.) привлекают внимание младших дошкольников, в отличие от старших, для которых важнее соответствие предмета их внимания с прошлым опытом ребёнка (встречался ли он с этим объектом действительности ранее).

П. Я. Гальперин: за формированием регулируемого восприятия и активного владения речью, приобретающего планирующую функцию, происходит появление и развитие произвольного внимания. Для того, чтобы научить дошкольника контролировать собственное внимание, нужно просить его о рассуждениях вслух - так он будет контролировать свою мысль.

В момент овладения активной речью ребёнок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания.

Л. С. Выготский: с первых моментов жизни развитие внимание ребёнка происходит в среде, которая включает двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Во-первых, это сами окружающие предметы, приковывающие внимание наблюдателя своей яркостью и необычными характеристиками. Во-вторых, это речь взрослого ребёнка, произносимые им слова, выступающие, прежде всего, в качестве стимулов,которые направляют непроизвольное внимание.

Общая последовательность культурного развития по мнению Л. С. Выготского состоит в том, что на первоначальном этапе взрослые люди воздействуют на ребёнка, затем уже он самостоятельно взаимодействует с окружающими, а уже при окончании процесса, описываемого нами, он действует на самого себя:

«Сначала взрослый направляет словами внимание ребёнка на вещи, вырабатывая тем самым из этих слов стимулы-указания; затем малыш активно участвует в этом указании и пользуется словом и звуком как средством указания. Теперь он может сам обратить внимание взрослых на интересующий предмет».

Таким образом, стоит признать то, что речь взрослого человека для ребёнка выступает в качестве универсального средства организации внимания. Сначала взрослый организует внимание ребёнка благодаря словесным стимулам-указаниям, затем, ребёнок сам начинает обозначать словесно те предметы и явления, которые привлекают его внимание.

Процесс произвольного внимания, который направляет речь взрослого, является для ребёнка скорее процессом внешнего контроля, нежели саморегуляцией. Но, спустя некоторое время, через повторения этого средства овладения вниманием по отношению к самому себе, ребёнок переходит к саморегуляции поведения, т. е. произвольному вниманию.

Выводы об особенностях развития внимания у детей старшего дошкольного возраста напрашиваются сами собой:

1. Внимание - один из главных показателей в оценке психического развития личности ребёнка. Внимание у старших дошкольников имеет свои нюансы, которые важны - как для психодиагностики готовности ребёнка к обучению, так и создания условий для обучения и воспитания.

2. Критерием качественного развития внимания в старшем дошкольном возрасте является управление со стороны ребёнка собственным вниманием, концентрацией на предмете, объекте, явлении, т. е. возникает произвольное внимание

3. Важное значение в формировании произвольного внимания имеет волевая сфера личности. Волевое поведение, а именно управляемое, определяется прямым следованием до цели, вне зависимости от трудностей на пути её достижения.

4. Формирование произвольного внимания происходит при включении взрослыми ребёнка в другие, новые виды деятельности, благодаря определённым средствам направляют и организуют внимание. Ребёнок получает те средства, с помощью которых в будущем он будет управлять своим вниманием.

5. Особенностью развития внимания в Ст. Дош. Воз. :

- значительно возрастает его концентрация, объём

- внимание неустойчиво

- слабо развиты такие свойства внимания, как распределение и переключение

- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов

6. Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста тесно связано

1) С развитием речи

2) С пониманием значения предстоящей деятельности

3) Осознанием её цели

4) С освоением норм и правил поведения

5) С становлением волевого действия;

6) Со способностью сосредоточиться на действиях, которые имеют для них интеллектуальное значение.

Исследование особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, проведённое в виде эксперимента с использованием таких методик, как «Расставь точки» А. П. Венгера, «Шифровка» Д. Векслера, «Корректурные пробы» Б. Бурдона определили ряд особенностей, которые характеризуют внимание у детей в этом возрасте.

Анализ полученных результатов позволил сделать выводы:

1) У детей старшего дошкольного возраста значительно увеличивается объём внимания, ребёнок способен безошибочно воспроизвести 5-6 предметов или явлений.

2) У детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе наблюдается высокий уровень концентрации внимания, развивающийся на основе мотивации и возникновения интереса к учебной деятельности.

3) У детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе ещё слабо развиты такие свойства внимания, как переключение и распределение, что связано с отсутствием опыта в данном виде деятельности и недостаточно сформированными волевыми качествами. Способность к переключению и распределению внимания формируется в процессе практической деятельности, путём упражнения и накопления соответствующего опыта.

4) Внимание у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе ещё не устойчиво и имеет тенденцию к понижению при продолжительной работе. Это объясняется особенностью нервной системы детей данного возраста и быстрой утомляемостью.

5) Когнитивные способности у девочек в экспериментальной группе выше, чем у сверстников-мальчиков.

Таким образом, выбранные методики для экспериментального исследования особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста доказывают, что в этом возрасте наблюдается достаточно высокий уровень развития внимания, обусловленный тем, что дети начинают, управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, следовать поставленной цели задания, т. е. возникает непроизвольное внимание.

Список литературы:

1) Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте : психологическое исследование/ Л. И. Божович. М. : Просвещение, 1998. 464 с.

2) Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Выготский Лев Семёнович; Ред. Л. М. Штутина, Л. М. Малова; Послесловие, коммент. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика-Пресс, 1999. С. 473

3) Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст]/ П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницккая. – М. : Издательство Московского университета,1974. – 99 с.

4) Гальперин, П. Я. К проблеме внимания//Психология как объективная наука/ П. Я. Гальперин. – М. : Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модек,1998. С. 415-424

5) Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания/Педагогика,2006 № 8. С. 12-32

6) Лурия А. Р. Внимание и память. М. : Просвещение, 2001. 436 с.

7) Мухина, Валерия Сергеевна. Детская психология: Учеб. Для студентов пед. Ин-тов/ В. С. Мухина. -2. Изд. – М. : Апрель пресс: ЭКСМО- пресс, 1999. С. 58

8) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2006. С. 67

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Картотека дидактических игр в старшем дошкольном возрасте в летний период Цель дидактической игры в старшем дошкольном возрасте — это сделать процесс обучения простым, интересным, не вызывающим утомления и скуки.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игрЛего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.

Мастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрастеМастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вам мастер – класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте. К сожалению, эта.

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития»Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Наш речевой центр называется «Каркуша - Говоруша». Цель.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Строительно-конструктивные игры в старшем дошкольном возрасте Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте «Непроизвольное внимание»
Опубликовано: 11 ноября 2020 в 19:51
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте «Непроизвольное внимание»» (включая файлы) размещена пользователем Семенова Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД