Мария Терлецкая
Особенности развития словаря у детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Терлецкая Мария Павловна,
отделение педагогических специальностей,
специальность: дошкольное образование.
Научный руководитель: Пасюкова Е. В. ,
преподаватель ПЦК психологии и педагогики ЮСПК СахГУ
Аннотация: в данной статье рассматриваются теоретические аспекты развития словаря. Особенности развития словаря у детей раннего дошкольного возраста
Публикация «Особенности развития словаря у детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова : речь, словарь, дошкольный возраст, активный словарь, пассивный словарь.
В настоящее время проблема развития словаря у детей раннего дошкольного возраста становится весьма актуальнойв связи с тем, что на современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и помыслов. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребёнком речи. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [1].
Исследованию речевого развития посвятили свои труды такие выдающиеся психологи, педагоги как Л. С. Выготский [2], А. А. Леонтьев [3], Д. Б. Эльконин [4], В. А. Звегинцева [5], О. С. Ушакова [6], В. В. Гербова [7], Е,И, Тихеева [8] и др.
Богатство словаря выступает признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребенка. Так, в процессе развития словаря происходит накопление и уточнение представлений, формирование понятий, развитие содержательной стороны мышления. Вместе с тем, осуществляется развитие операциональной стороны мышления, т. к. овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Как отмечает А. Н. Леонтьев [3], овладение словарем выступает существенным условием умственного развития ребенка, т. к. в процессе своего развития, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов ребенок усваивает содержание исторического опыта. В свою очередь, бедность словаря препятствует полноценному общению ребенка, а следовательно, и общему развитию ребенка. Поэтому проблема развития словаря детей остается актуальной и сегодня.
Развитие словаря является достаточно долгим процессом количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и развития способности применять их в тех или иных условиях общения.
В ходе развития словаря ребенка, происходит уточнение его представлений, углубление его чувств, формирование его социального опыта. Все эти процессы играют важную роль в развитии ребенка в дошкольный период, т. к. именно они становятся основой для развития мышления и речи, формирования социальных контактов и для формирования личности в целом.
Слова, составляющие наш язык, не являются абсолютно обособленными элементами, все они связаны между собой и составляют общую лексическую систему. Таким образом, в составе лексической системы слова являются лексическими единицами. Все лексические единицы связаны друг с другом посредством тех или иных отношений, проявляющихся в значении, форме и т. д. Кроме того, место лексической единицы зависит от его многозначности, совместимости с другими лексическими единицами. При овладении лексикой эти связи начинают взаимодействовать, в результате чего вокруг каждого слова образуются смысловые (семантические) поля, или если говорить иначе - вербальные сети. Таким образом, можно сделать вывод, что ребенок, овладевая лексикой, усваивает как отдельные лексические единицы (слова, так и их взаимосвязи.
Отечественный исследователь В. А. Звегинцев [5] выделил основные стороны значения слова, которыми должен овладеть ребенок, к ним он отнес сопоставление слова с предметом, сопоставление слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка, а также взаимосвязь слова с конкретным понятием.
Также исследователи выделяют два основных направления в работе по развитию словаря детей :
1. Освоение ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания;
2. Усвоение слова как лексической единицы в составе лексической системы, его связей с другими лексическими единицами.
Также среди особенностей развития словаря детей можно выделить тот факт, что словарная работа тесно переплетена со всей воспитательно-образовательной деятельностью, осуществляемой с детьми. Так, например, пополнение словарного запаса совершается в ходе знакомства детей с окружающим их миром, а также в процессе выполнения любого вида детской деятельности, в быту и в ходе взаимодействия со взрослыми и с другими детьми.
Ранний возраст сензитивен для развития речи. Д. Б. Эльконин [4] подчеркивал, что речь здесь выступает не как функция, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями. Это средство развития самостоятельной предметной деятельности. Д. Б. Эльконин [4] писал, что для периода раннего детства характерно интеллектуальное решение задач, т. е. такое решение, которое основано на учитывании ребенком соотношения элементов ситуации, орудий (предметов) и достижения цели. В этот период интенсивно развивается речь. Ребенок от автономного, аффективно окрашенного, ситуативного слова переходит к словам, имеющим предметную отнесенность, несущим функциональную нагрузку, выражающим целые предложения, а потом к расчлененному предложению и речевой форме коммуникации в собственном смысле слова.
К настоящему времени выделены два аспекта развития словаря у детей раннего дошкольного возраста :
• количественный рост словарного запаса,
• усвоение значений слов.
Рассмотрим каждый из этих аспектов подробнее:
Количественный рост словарно запаса зависит от особенностей жизни и воспитания ребенка. В связи с этим, данные о количественном росте словаря детей в научной литературе разнятся. Однако в целом, первые осмысленные слова начинают появляться у ребенка к концу первого года жизни. Нормой для ребенка одного года считается развитие словаря до 10–12 слов. При этом, развитие понимания речи намного опережает активный словарь ребенка. Затем, начиная 1,5 лет идет быстрое пополнение активного словаря ребенка, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Как отмечают исследователи, такой большой скачок в количественном развитии словаря детей раннего дошкольного возраста осуществляется не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов.
Все слова, которые знает ребёнок, являются его словарный запасом. При этом те слова, которые ребенок понимает он сам не произносит, относится к пассивному словарю. А те слова и фразы, которые постоянно использует в повседневной речи входит в активный. Пассивный словарь - слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадается по контексту.
Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и активно употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях - ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка.
Например, если годовалого ребенка спросить «где кошка?» и он покажет на питомца или на соответствующую картинку пальчиком, значит слово «кошка» уже есть в его пассивном словаре. Когда малыш самостоятельно скажет «кошка» или «коска», или любой другой звук, обозначающие для ребёнка кошку, можно сказать что слово перешло в активный лексикон.
Также исследователи отмечают, что в составе словаря ребенка проявляются его интересы и потребности, а также то, что его окружает. Так, согласно данным исследования, проведенного В. В. Гербовой [7], большую часть употребляемых детьми раннего дошкольного возраста существительных составляют названия предметов обихода (36%); следующее место занимают названия объектов живой природы (16,5%); затем идут названия средств передвижения (15,9%).
Как показывают различные исследования, процесс развитие словаря наиболее активно происходит в возрасте 2-4 лет. Новые слова дети выстраивают по законам языка на основе подражания тем формам, которые они слышат от окружающих взрослых.
Работа по развитию словаря проводится с учетом возраста ребенка и личных особенностей его словаря, развития его психики в целом, а также с учетом текущих воспитательных задач. Вместе с тем, существуют метод и приемы, которые являются необходимыми для всех возрастных периодов.
Исследователи выделяют две группы методов развития словарного запаса дошкольников : методы накопления содержания детской речи и методы закрепления и активизации словаря, развития его смысловой стороны.
Первая группа включает методы:
• Непосредственного ознакомления с окружающим миром; рассматривание и обследование предметов; наблюдение; целевые прогулки.
• Опосредованного ознакомления с окружающем миром; рассматривание картин; чтение художественных произведений; показ видеофильмов.
Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря :
• Рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, игры и упражнения.
Однако, исследователи отмечают, что помимо указанных методов и приемов развитие словаря детей раннего дошкольного возраста происходит также в ходе выполнения различных видов деятельности. При этом, важную роль в этом процессе играет бытовая деятельность, в ходе которой дети раннего возраста осваивают жизненно необходимый обиходный словарь. Естественность ситуаций общения в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность приводят к тому, что дошкольник достаточно быстро запоминает слова, а также осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на характерных признаках. Необходимо отметить большое значение игровой деятельности для развития словаря детей раннего дошкольного возраста, т. к. играя, манипулируя с предметами и взаимодействуя друг с другом, дети неизменно прибегают к использованию соответствующих слов.
Теоретический анализ источников по проблеме развития словаря у детей раннего дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы целенаправленная работа по развитию словаря уже в младшей группе детского сада значительно содействует обогащению словаря детей. В ходе такой работы дети раннего дошкольного возраста начинают интересоваться наименованием предметов. При этом, интенсивное развитие словаря детей оказывает положительное воздействие на их поведение, а также улучшает их предметную и игровую деятельность.
Список использованной литературы
1. ФГОС ДО Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М. : Издательство АСТ, 2008.
3. Гербова, В. В. Учусь говорить [Текст] / В. В. Гербова. - М. : Просвещение, 2001.-159с.
4. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей / Р. Е. Левина, М. А. Арутюнян // Школьный логопед. – 2012. – № 2. – С. 35–47.
5. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников/ Н. А. Стародубова. - М., 2006.
6. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития : лекции. М. : Педагогический университет Первое сентября 2010. - 68 c.
7. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 2005. - 159 с.
8. Эльконин Д. Б. Психология развития человека. - М. : Аспект- Пресс, М., 2001. - 460 с.