Получи документы

Особенности развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста

Марина Земскова
Особенности развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Практикум по детской практической психологии

на тему: «Особенности развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста»

Ф. И. О. : Земскова Марина Петровна МБОУ ГШИ №2, г. Ногинск

Содержание.

Введение.

I. Самооценка, виды и факторы формирования самооценки.

II. Факторы, влияющие на развитие самооценки.

1. Условия формирования низкой самооценки

2. Условия формирования высокой самооценки

Публикация «Особенности развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах

III. Особенности формирования и развития самооценки в раннем возрасте.

IV. Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте.

Заключение.

Литература.

Введение

В трудах отечественных и зарубежных психологов исследовалась проблема самооценки, как одна из центральных проблем.

Среди психологов можно выделим следующих авторов: Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, Л. С. Выготский, А. В. Захарова, Б. В. Зейгарник, А. Н. Леонтьев, А. И. Липкина, М. И. Лисина, B.C. Мерлин, В. С. Мухина, Е. И. Савонько, В. Ф. Сафин, Е. А. Серебрякова, А. Г. Спиркин, В. В. Столин, С. Л. Рубинштейн, И. И. Чеснокова, П. М. Якобсон; А. Адлер, У. Джемс, Ф. Зимбардо, К. Левин, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни.

Как считал С. Л. Рубинштейн, самооценка это стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка рассматривается в виде главной структуры личности [2].

Основой самооценки выступают ценности, принятые личностью и на внутриличностном уровне устанавливают механизм саморегуляции поведения.

Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение - устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности[3].

Целью работы: рассмотреть особенности развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста.

I. Самооценка, ее виды и факторы формирования самооценки

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям [4].

Виды самооценки :

- Актуальная - оценка себя в настоящем.

- Ретроспективная - оценка себя в прошлом.

- Прогностическая - оценка себя в будущем.

- Адекватная - достаточно объективная оценка собственных способностей, свойств и качеств.

- Неадекватная - представление личности о себе далеко от реального.

- Заниженная - неуверенность в себе, робость, невозможность осуществлять свои задатки и способности.

- Завышенная - идеализация представлений о своей личности, своей ценности для окружающих.

Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека [5].

Самооценка формируется в процессе всей жизни, и выполняет значимую функцию в ее развитии, регулирует разнообразные виды деятельности и поведения человека. Многие ученые изучали самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в ее развитии, обусловливающее поведение и деятельность человека, характер его взаимоотношений с окружающими людьми.

Выделяют следующие уровни развития самооценки :

Первый уровень процессуально - ситуативный. На этом уровне самооценки дети не устанавливают связи своими поступками и качествами личности. Он оценивает свое «Я» лишь по определенным непосредственным внешним результатам деятельности. В связи с тем, что эти результаты не адекватны личностным возможностям и могут быть полностью определены стечением внешних обстоятельств, самооценка имеет тенденцию к необъективности.

Второй уровень качественно – ситуативный. Для этого уровня характерно установление прямолинейных связей между своими поступками и качествами, т. е. совершение (несовершение) отдельного поступка отождествляется с наличием (отсутствием) соответствующего качества. Самооценка на этом уровне обладает необъективностью и неустойчивостью.

Третий уровень качественно-консервативный. Характеризуется разрешением прямолинейных, формальных связей между поступками и качествами личности. Качество личности абстрагируется человеком от конкретного поступка, выступает в его сознании как самостоятельная объективная реальность. Осознание того, что конкретный поступок не означает усвоение соответствующего ему качества, разрушение прямолинейных связей между ними, недостаточная осознанность новых сложных связей между свойствами личности и поведением приводят к определенному отрыву в сознании человека его внутреннего мира от непосредственного практического поведения.

Четвертый уровень качественно–динамический - осознание сложных связей между качествами личности и поступками. Самооценка обладает объективностью, динамичная в соответствии с изменениями во внутреннем мире человека и при этом устойчиво отражает реальный уровень развития качеств личности. Самооценка личности дается с учетом ее отношения к самовоспитанию. Самовоспитание становится вполне осознанным, планомерным и активным процессом [3].

II. Факторы, влияющие на развитие самооценки.

- Собственные достижения личности в различных видах деятельности, их оценка ею и соотнесение с общественной оценкой и оценкой теми членами коллектива, мнение которых по определенным для нее критериям является значимым.

- Формирование отношения личности к себе под влиянием общественного мнения.

- Сопоставление образа реального «Я» (то каким человек является на данный момент) с образом идеального «Я», то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть.

- В процессе формирования эмоционально-ценностного отношения личности к себе в большой степени сказывается влияние восприятия художественной литературы и различных видов искусства.

- Влияние индивидуальных особенностей личности и то насколько важно для нее то или иное оцениваемое качество или деятельность [2].

1. Условия формирования низкой самооценки :

- Стремление родителей поставить детей в подчиненное, зависимое положение, требуя от ребенка послушания, воспитывая у него умение подстраиваться к другим людям; зависимость от взрослых в повседневной жизни, бесконфликтное взаимодействие со сверстниками.

- Если родители внутренне не принимают ребенка, он оказывается для них неинтересен, вызывает неодобрение.

- Конфликтные отношения между родителями.

- Отсутствие заинтересованности окружающих в ребенке.

2. Условия формирования высокой самооценки :

- Высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью, где царит атмосфера взаимного доверия.

- Родителям принимают своего ребенка таким, какой он есть, невзирая на его умственные или физические данные.

- Предъявление к ребенку ясной и разумной системы требований.

- Проявление заинтересованности родителей в результатах учебы ребенка, знание родителями друзей ребенка, а также взаимодействие родителей с ребенком в беседе [5].

III. Особенности формирования и развития самооценки в раннем возрасте

Структура самооценки представлена двумя компонентами - когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй - его отношение к себе как меру удовлетворенности собой [1].

В деятельности самооценки эти компоненты работают в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых определяется значимостью для личности оцениваемого содержания.

Основой когнитивного компонента самооценки являются операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин.

В раннем возрасте у детей наблюдается слабое развитие когнитивного компонента самооценки, в образе самого себя преобладает эмоциональная составляющая, отражающая глобально-позитивное отношение ребенка к себе, заимствованное из отношения взрослых.

В 2-3 года дети начинают сравнивать себя с другими, вследствие чего у них постепенно складывается определенная самооценка[2].

При сравнении ребенок, обычно, ориентируется на социальные нормы, допустимые в его окружении. Часто мы слышим, как родители и другие взрослые говорят: «Какая хорошая девочка, она моет руки». Сравнивая себя с этой девочкой, малыш приходит к выводу о том, к какой категории себя отнести. Положительное самоощущение формируется у ребенка тогда, когда взрослые, устанавливают ясные «границы», поощряют его самостоятельность. В противоположном случае у ребенка может появиться чувство стыда, он начнет сомневаться в собственных способностях.

Многие дети уже в раннем возрасте отмечают свои успехи или неудачи в деятельности подобающими эмоциональными реакциями на них. Большое количество детей этого возраста просто констатируют достигнутый результат. Некоторые воспринимают успех или неудачу, с положительными и отрицательными эмоциями.

В этой же возрастной группе наблюдаются первые отдельные проявления самооценки, только в основном лишь после успеха в деятельности. Ребенок не просто радуется успеху, но проявляет своеобразное чувство гордости, сознательно и выразительно демонстрирует свои достоинства. Но такие элементарные самооценочные реакции в этом возрасте редкие.

В 3,5 года у детей уже можно наблюдать массовые реакции на успех и неудачу, связанные с самооценкой. Соответствующие результаты деятельности ребенок воспринимает как зависящие от его способностей, причем итог собственной деятельности им соотносится с личными возможностями и с самооценкой [4].

Самооценка ребенка, понимание предъявляемых к нему требований появляются примерно к 3-4 годам на основе сравнения себя с другими людьми.

IV. Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте

Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует. Пока еще он по-настоящему ничего не знает о себе, о своих качествах.

А. И. Липкина полагает, что в самооценке интегрируются знания ребенка, полученные от других и его собственная возрастающая активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

К среднему дошкольному возрасту у многих детей формируется умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, не только в игровой, но и в других видах деятельности: учении, труде и общении [2].

Это достижение важно рассматривать как еще один шаг на пути к обеспечению нормального обучения в школе в будущем, так как с началом школьного обучения ребенку постоянно приходится оценивать себя в различных видах деятельности. И если его самооценка является неадекватной, то и самосовершенствование в данном виде деятельности просто запаздывает.

Особенной ролью в планировании и прогнозировании результатов личностного развития ребенка выступает представление о том, как дети разного возраста воспринимают и оценивают своих родителей. Некоторые родители являются хорошим объектом для подражания и в то же время вызывают к себе положительное отношение ребенка, способны оказывать сильное влияние на его психологию и поведение [3].

В некоторых исследованиях рассматривается то, что самое зримое воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от 3 до 8 лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. К примеру, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Этот период времени охватывает годы от трех до восьми лет. Что касается мальчиков, то они значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от 5 до 7 лет, т. е. на три года меньше.

В старшем дошкольном возрасте дети придают немалое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Дошкольник не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремится получить похвалу, очень старается ее заслужить [5].

Все это говорит о том, что ребенок уже вступил в сензитивный период развития, для формирования и укрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других жизненно полезных личностных свойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность его учебной, профессиональной и других видов деятельности.

Заключение

На формирование и развитие самооценки наибольшее влияние оказывают социальные факторы, в особенности отношение родителей к детям в периоды младенческого возраста и раннего детства.

Самооценка активно развивается в разные возрастные периоды, каждый из которых является важным в формировании личности ребенка.

В период младенчества важным условием для развития адекватной самооценки в будущем является доброжелательное отношение к ребенку со стороны окружающих его людей, в частности родителей.

В период раннего детства основным источником информации о себе и о других людях являются взрослые. И от того, как будут относиться, и оценивать ребенка взрослые зависит и самооценка самого ребенка, так как он принимает на веру все, что ему говорят.

В дошкольном возрасте формирование самооценки опирается на производимый детьми учет успешности своих действий, оценок окружающих и одобрение родителей.

Литература

1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Психология и педагогика. Учебник для вузов. - СПб. : Питер, 2001.

2. Джеймс У. Психология / У. Джеймс. - М., 2000.

3. Зелуганова Е. А. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности / Е. А. Зелуганова. – М., 1995.

4. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан – СПб. - 2002.

5. Сергеенкова И. В. Психологическое развитие детей Издательство : Феникс, 2007.

Приложение

Рекомендации по формированию

адекватной самооценки дошкольника

- Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

- Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала также, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

- Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

- Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинство другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

- Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра);

Приложение:

Игры с детьми, направленные на повышение самооценки

«За что меня любит мама»

Цель: повышение значимости ребенка в глазах окружающих его детей.

Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.

Затем можно попросить одного из детей (желающего, чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.

После этого обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

«Я – лев»

Цель: повышение у детей уверенности в себе.

Инструкция ведущего: «А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев». Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.

Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я – лев Андрей». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой».

«Клеевой дождик»

Цель: сплочение детей, снижение тревожности, повышение самооценки.

«Ребята, вы любите играть под теплым летним дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождик. Но дождик оказался не простым, а волшебным – клеевым. Он склеил всех нас в одну цепочку (дети выстраиваются друг за другом, держа за плечи впереди стоящего) и теперь предлагает нам погулять».

Дети, держась друг за друга, передвигаются по комнате, преодолевая различные препятствия: обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от диких животных и др. Главное условие – дети не должны отцепляться друг от друга.

«Ну вот, дождик закончился, и мы снова можем спокойно двигаться. Высоко в небе светит ласковое солнышко, и нам захотелось прилечь в мягкую траву и позагорать».

«Я очень хороший»

Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.

Инструкция ведущего: «Ребята, садитесь на стульчики и пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом – обычным голосом, а затем – прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»).

И, наконец, дружно: «Я очень хороший (хорошая)».

Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит, например: «Я – Катя! Я – очень хорошая!» или «Я – Саша! Я очень хороший!»

Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем все вместе: «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим».

«Ладошки»

Цель: повышение самооценки.

Детям предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести ее по контуру. Затем взрослый просит на каждом, получившемся на бумаге, пальце написать или нарисовать что-нибудь хорошее о себе. После этого ведущий собирает «ладошки», читаем их или показывает группе, а дети угадывают где, чья ладошка.

«Комплименты»

Цель: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети.

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…». Принимающий комплимент кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу.

После упражнения обсудить с детьми, что они чувствовали, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

«Зайки и слоники»

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «А теперь покажите, что делают зайки, когда слышат шаги человека»? Дети разбегаются по группе, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?» Психолог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как?» Дети показывают. «Покажите, что делают слоны, когда видят тигра?» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

Публикации по теме:

Особенности речевого развития детей раннего возраста Симонова О. В. воспитатели МБДОУ д/с № 37 «Соловушка» город Старый Оскол, Белгородская область Аннотация: данная статья предназначена.

Возрастные особенности развития детей младенческого и раннего возраста. Часть 2 1.3.1. Сензитивный период развития речи Длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет (вспомним естественную.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста» «Особенности речевого развития детей раннего возраста». После двух лет даже самые молчаливые детки начинают говорить. Хотя происходит это.

Особенности физического развития детей дошкольного возраста 1.1 Особенности физического развития детей дошкольного возраста В период дошкольного детства формируется фундаментальная основа для здоровья.

Особенности психологического развития детей раннего возраста «Особенности психологического развития детей раннего возраста» Подготовила: старший воспитатель МДОБУ ЦРР – д/с №24 «Улыбка» Ващенко Е. В.

Особенности развития детей раннего возраста В возрасте ребенка от года до 3 лет довольно четко прослеживаются 3 периода. Первый период - от года до полутора лет. Ребенок, начавший.

Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 8 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Научная публикация на тему: Особенности эмоционального развития детей дошкольного.

Пути развития оптимальной самооценки у детей старшего дошкольного возраста По мере того как происходит развитие ребенка, он учится понимать себя, свое Я, давать оценку собственным качествам, то есть происходит формирование.

Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы.

Возрастные особенности развития детей раннего возраста . В первые три года жизни ребенка наблюдаются специфические особенности развития детей раннего возраста и весьма быстрый темп развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста
Опубликовано: 8 августа 2018 в 23:14
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Земскова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД