Елена Ващенко
Особенности психологического развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности психологического развития детей раннего возраста»
Подготовила: старший воспитатель
МДОБУ ЦРР – д/с №24 «Улыбка» Ващенко Е. В.
Ранний возраст - это возраст самый простой и самый сложный. Воспитатель в этой группе должен быть и мамой и волшебником. Мамой - обнять и поцеловать, пожалеть пальчик и т. д. волшебником - иногда ох как сложно догадаться чего хочет малыш, а догадаться необходимо, для того, что понять малышей нужно просто их любить.
Публикация «Особенности психологического развития детей раннего возраста» размещена в разделах
Личностно-ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. Важнейшими среди них являются искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность. Остановимся на каждом из них.
Искренность. Необходимо быть искреннем по отношению к маленьким детям, так как они очень чувствительны к отношению взрослых, интуитивно угадывают недоброжелательность, равнодушие.
Позитивное принятие другого человека подразумевает положительное отношение к ребенку без каких-либо условий, например, я люблю тебя только тогда, когда ты хорошо себя ведешь". Безусловное принятие ребенка относится к восприятию его личности в целом, но не исключает и порицания неправильного поведения. Взрослый может выражать ему не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его. Оценка поведения, а не личности.
Эмпатия — это способность принимать точку зрения другого человека, его чувства, переживания. Эмпатия требует умения слушать ребенка, наблюдать, понимать не только его слова, но и то, о чем он умалчивает или то, чего он даже не осознает. В ходе эмпатического общения взрослый выслушивает ребенка, говорит о своем понимании его, разделяет с ним радость, помогает облегчить огорчение – позиция мамы, приласкать, обнять, пожалеть.
Эмоциональность — качество, особенно необходимое в общении с маленькими детьми. Теплота, отзывчивость, живая мимика, выразительная речь взрослого вызывают расположение к нему детей, рождают отклик, приподнятое настроение, способствуют установлению в группе благополучного климата. В общении с таким педагогом ребенок приобретает собственный эмоциональный опыт.
Воспитатель должен быть грамотным, тактичным, быть образцом для ребенка во всем, и в одежде и в манере поведения, и в речи.
Для того чтобы создать положительную обстановку в группе, понимать детей, необходимо знать в чем особенности психического развития детей раннего возраста, так как именно это объясняет многое поведения детей, то что мы считаем не воспитанностью, оказывается простым возрастной особенностью высшей нервной деятельности.
Психическое развитие - развитие психических процессов и психических свойств личности под влиянием обучения и воспитания, оно протекает по определенным стадиям (этапам, соответствующим определенному возрастному периоду.
Характерные особенности нервной деятельности детей раннего возраста :
1. Быстрая утомляемость, снижение работоспособности
В течение первых 3 лет, особенно в первые 2 года, быстро повышается работоспособность нервной системы. Однако по сравнению с детьми более старшего возраста, даже на 3-м году работоспособность их ниже, вследствие чего они быстро утомляются.
2. Дети не могут длительно сохранять одну и ту же позу, делать много раз одно и тоже движение Нервная система ребенка обладает сравнительно малой выносливостью. Дети быстро устают от длительного действия одного и того же раздражителя и не выдерживают действия многих сильных раздражителей. При длительном однообразном занятии быстро возникает торможение — ребенок перестает слушать, отвлекается. Поэтому занятия должны быть не продолжительными со сменой деятельности, эмоционально окрашены и насыщены наглядностью. Резкие звуки приводят к перевозбуждению, либо вызывают повышенную раздражительность. (В кинотеатре дети либо засыпают, либо перевозбуждаются, не могут длительно идти за ручку в одном направлении).
3. Ребенку тяжело ожидать чего то, при этом ничего не делая
Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется неуравновешенностью двух основных нервных процессов: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
4. Дети могут выражать радость или отрицательное состояние, не только эмоциями, но и различными движениями рук и ног.
При выполнении какого-либо действия он часто производит много лишних движений. Радость у ребенка проявляется часто не только улыбкой, а сопровождается общими оживленными движениями, громким визгом, хлопанием в ладоши. Постепенно в результате многократных действий с предметами, в детских играх, на специальных занятиях формируются более координированные движения, постепенно исчезают лишние движения.
5. Ребенку сложно быстро переключаться с одного действия на другое.
Часто можно наблюдать, как дети во время гимнастики продолжают предыдущее движение, хотя воспитательница показывает другое. Это происходить в связи с тем, что у детей сравнительно слаба подвижность нервных процессов. Ребенок не может быстро ответить или затормозить какое-либо действие. Поэтому нельзя требовать от детей быстрого начатого ими действия или выполнения какого-либо движения и быстрого переключения с одного действия на другое. Например требование: Сейчас же перестань смотреть книжку и иди одевайся, трудно выполнимо для ребенка, а если ребенка заставлять это выполнить, это приведет к повышенной раздражительности со стороны ребенка.
6. Трудно сосредоточить внимание, если рядом происходит что то интересное.
Например, они легко отвлекаются от еды, если входящая в это время медицинская сестра начинает разговаривать с воспитательницей. Трудно сосредоточить внимание детей на занятии, если в комнате в это время проводятся какие-либо интересные для них действия.
7. Неустойчивость эмоционального состояния
Маленький ребенок очень эмоционален: чувства занимают большое место в его жизни. Многое в его поведении зависит от того, положительно ли к нему относятся, хочется ему или не хочется.
Непременным условием правильно организованной работы с детьми является реализация воспитателями индивидуального подхода к ним, что, прежде всего, предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка : его характера, привычек, предпочтений, вкуса и пр.