Юлия Глазкова
Возрастные особенности развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
.
В первые три года жизни ребенка наблюдаются специфические особенности развития детей раннего возраста и весьма быстрый темп развития организма ребенка. Это единственный период, в котором можно увидеть, как в течение короткого времени у беспомощного и не имеющего никаких навыков существа образуются рефлексы, привычки, сенсорика и речь, не говоря уже о стремительном наборе веса и увеличении роста. Ежемесячная прибавка в весе составляет 200-250 граммов, а в росте 1 см. Деятельность активного периода бодрствования у детей до полутора лет составляет 3-4 часа, двух лет – 4-5,5 часов. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребёнку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку». Постепенно ходьба совершенствуется. В начале второго года жизни дети много лазают: взбираются на горку, на диванчики, а позже на шведскую стенку. Они перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет в простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом (8-10 чел.) При обучении и правильном отборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрёшки и др., строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребёнок воспроизводит и после показа взрослого, и путём отсроченного подражания. Постепенно малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамидку, из строительного материала возводит по образцу забор, паровозик, башенку и др. Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет необходимый для завершения действия (одеяло, мисочку). К концу второго года в игровых действиях детей отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, её кормят и укладывают спать. Второй год жизни – период интенсивного формирования речи. Связи между предметом (действием) и словами, их обозначающими, формируются в 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения, что позволяет детям узнавать предметы, изображённые на картинке. (26) Дети старше полутора лет способны поддерживать диалог-воспоминание со взрослым о недавних событиях и вещах, связанных с их личным опытом: «Куда ходили?» - «Гулять». – «Кого видели?» - «Собачку». Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. После 1года 8-10 мес. происходит скачок, и активно используемый словарь состоит теперь из 200-300 слов. В нём много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда ит. д., а также предлоги. Упрощённые слова заменяются обычными, пусть и несовершенными в фонетическом отношении. После полутора лет ребёнок чаще всего воспроизводит контур слова (число слогов, наполняя его звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слышимому образу. Попытки улучшить произношение, повторяя слово за взрослым, в этом возрасте не приносит успеха. Это становится возможным лишь на третьем году. Ребёнок, в большинстве случаев после полутора лет, правильно произносит губно-губные звуки (п, б, м, передние нёбоязычные (т, д, н, задние нёбоязычные (г, х). Свистящие, шипящие и сонорные звуки, а также слитные фонемы в словах, произносимых ребёнком, встречаются крайне редко. К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трёх-, четырёхсловных предложений. Ребёнок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопросами. На втором году жизни ребёнок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения. Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Расширяется ориентировка в ближайшем окружении, что помогает ребёнку выполнять несложные поручения взрослых. Постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно, нельзя, нужно». На втором году закрепляется и углубляется потребность общения со взрослым по самым разным поводам. При этом к двум годам дети постепенно переходят с языка жестов, мимики к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством общения со взрослыми. На втором году жизни у детей сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. По двое-трое они самостоятельно играют друг с другом в разученные ранее при помощи взрослого игры («Прятки», «Догонялки»). Однако опыт взаимообщения у детей невелик и основа его ещё не сформирована. Имеет место непонимание со стороны предлагаемого партнёра. Ребёнок может расплакаться и даже ударить жалеющего его. Он активно протестует против вмешательства в свою игру. Игрушка в руках другого гораздо интереснее для малыша, чем та, которая стоит рядом. Отобрав её у соседа, но не зная, что делать дальше, малыш её просто бросает. Не следует проходить мимо подобных фактов, чтобы у детей не пропало желание общаться.
Публикация «Возрастные особенности развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Взаимообщение детей возникает в процессе предметно-игровой деятельности и режимных процессов. Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, вести себя в группе соответствующим образом.
Основными приобретениями второго года жизни можно считать: совершенствование основных движений, особенно ходьбы.
Подвижность ребёнка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях и наблюдении.
Быстрое разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания детей во второй группе раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства.
Быстрое развитие разных сторон речи и её функций. В конце второго года активный словарь состоит уже из 200-300 слов. Развивается способность общения, речь малыша становится основным средством общения со взрослым.
Возрастает самостоятельность ребёнка во всех сферах жизни, он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети раннего возраста в полнее готовы к развитию у них самостоятельности в разных видах деятельности.