Елена Коверзнева
Особенности развития ребенка как процесса становления, формирования и саморазвития на примере способности к рисованию
▼ Скачать + Заказать документы
Слово «развитие» — древнеримское по происхождению; первоначально оно означало развертывание свитка при чтении: все, что уже написано в книге, разворачивается затем в сознании читающего.
В настоящее время понятие «развитие» стало естественной и неотъемлемой частью мировоззрения человека. Для нас важно развести три вида развития с точки зрения причин, его обусловливающих (В. И. Слободчиков): Становление — естественная временная последовательность ступеней, периодов, стадий. Такое развитие есть движение от некоторой причины, запускающей (поддерживающей) изменения, и до закономерных следствий. Возрастное развитие, особенно в период от младенчества до юности, имеет довольно устойчивые и четкие характеристики становления.
Формирование — процесс изменения деятельности, способов и средств развития, имеющихся в распоряжении человека. Это движение от имеющегося социокультурного образца к его внутреннему присвоению.
Преобразование — процесс саморазвития, движения человека по целям, ценностям и смыслам своего существования.
Таким образом, развитие ребенка — сложный процесс, который в тех или иных пропорциях содержит в себе становление, формирование и саморазвитие. Развитие как становление — условие образования, развитие как формирование — основа образования, саморазвитие — один из итогов качественного образования.
Рассмотрим все три стадии, на примере развития у ребенка способности изобразительному творчеству.
Рисование – это инструмент, с помощью которого многие люди могут передавать свои эмоции и мысли или это изображение какого-нибудь предмета на чём-нибудь и чем-нибудь.
Таким образом, как только дети начинают брать в руки карандаш (примерно около 1 года это делает большинство малышей, то это и есть процесс становления в развитии способностей ребенка к рисованию. Затем начинаем создавать среду для развития навыка к рисованию у ребенка – это и есть процесс формирования. Мы предлагаем ребятам, карандаши, краски, кисточки, фломастеры. В совместной деятельности показываем, как рисуются разные элементы, развивая навык, постепенно усложняем рисунки. Знакомим с не традиционными методиками рисования. Более внимательно рассматриваем предметы, проводим аналогию с геометрическими фигурами, обращаем внимание на цвет и пропорции. Насыщаем среду ребенка яркими образами. И если один из детей, например, в 2 года рисует машину, то это и есть уже процесс саморазвития.