Майя Тайбарей
Особенности развития познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Особенности развития познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста.
Слайд 2
Дошкольный возраст – период активного познавательного развития; периодформирования и развития всех психических процессов. Познавательные процессы– это психические процессы, которые обеспечивают получение, хранение и воспроизведение информации и знаний из окружающей среды; с их помощью создается представление о действительности. К ним относятся:
Слайд 3
• восприятие,
Публикация «Особенности развития познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
• мышление,
• память,
• внимание,
• воображение.
Перечисленные познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития, происходящими существенными изменениями в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Между познавательными процессами начинают устанавливаться тесные взаимосвязи.
Слайд 4
Восприятие. Ведущей познавательной функцией является восприятие, т. к. оно создает фундамент для развития мышления, речи, памяти, внимания, воображения. Восприятие – это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений. Восприятие детей 3-4 лет непроизвольное, носит предметный характер, т. е. свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему, например, трава зеленая, лимон кислый и желтый. Кроме этого, при восприятии малыш видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, и по ним отличает предмет от других.
Воображение. Психический процесс воображения начинает развиваться в то время, когда в памяти накапливается хотя бы минимальный запас понятий и образов. Простейшее использование небольшого обруча в качестве руля требует от малыша припоминания автомобиля и образного представления, как с этим «рулем» обращаться.
На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо, ононосит только воспроизводящий характер. Ребенок вспоминает о том, что он уже видел или слышал, проявляет минимальную фантазию, чтобы подобрать подходящие предметы-заместители, использовать их в игровых действиях. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр, но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Малыши еще не умеют направлять свое воображение.
Внимание. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой- либо поставленной цели, т. е. является непроизвольным. Уровень развития внимания еще невысок, зависит от расширенияего объема и становления важнейших свойств: распределения; устойчивости; переключения.
Младшему дошкольнику уже удается уделить внимание двум предметам одновременно. Особенно, если этим процессом управляет взрослый и предлагает осматривать одновременно оба объекта (яблочко краснобокое, а груша желтая; два кубика – большой и маленький). Ребенку нужно распределить внимание, и на первых порах удается охватить вниманием только два объекта.
Ребенок легко отвлекается, может бросить начатое дело и заняться другим. Устойчивость внимания зависит от вида деятельности. Смотреть на картинку он сможет не более 5 минут, в то время как играть способен 20 минут.
Способность управлять своим вниманием невелика. Сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию.
Мышление. Мышление – это высший этап обработки информации, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира.
Мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ) детей 3 – 4 лет происходят еще на фоне манипуляции с предметами, т. е. ,мыслительная деятельность ребенка тесно переплетена с его практическими действиями. Обследуя предметы, выполняя элементарные действия малыш получает много информации о свойствах предметах, которая запоминается и используется им в мыслительных операциях. Например, делает определенные выводы, увидев, например, как чашка разбилась, бумага разорвалась и т. д. Или: строя башню из кубиков и конусов, малыш может попытаться поставить кубик на конус, но после первой же попытки убедится, что такая конфигурация невозможна и станет использовать конусы только как завершающие детали. Младшие дошкольники могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам; ониоказываются способными объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель); пытаются анализировать то, что видят вокруг себя. К 4-м годам происходит переход от наглядно-действенного (предметно-действенного) к наглядно-образному мышлению.
Память. Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Ребенок не ставит перед собой осознанных целей что- либо запомнить, запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Дети данного возраста к концу года могут запомнить до 4-х объектов. Произвольное запоминание в 3-4 года может носить и механический характер. Механическое запоминание основано на многократном повторении, оно не опирается на понимание запоминаемого материала. Дети легко запоминают бессмысленный материал, например, считалки, недостаточно понятные фразы, стихотворения, а также прибегают к дословному воспроизведению далеко не всегда осмысленного ими материла. Хорошо развита у малышей двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.
Слайд 5
Влияние речи на развитие познавательных процессов
Качественный рывок в развитии процессов познания происходит, когда подключается речь.
Речь. У детей 3-4 лет происходит интенсивное формирование речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослыми. Речь перестраивает все психические процессы : восприятие, мышление, память, и др. Овладение речью позволяет ребенку управлять своим поведением, думать фантазировать, строить воображаемую ситуацию, осознавать свои действия, сообщать о том, что они видят, слышат, чувствуют и др.
Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность : занимаясь каким- либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью- «приборматыванием». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти, поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности.
Итак, в дошкольном возрасте происходит становление и развитие основных познавательных процессов. Происходит это благодаря участию взрослых, которые организуют, контролируют, и оценивают поведение и деятельность ребенка. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития.
Слайд 6
Спасибо за внимание!