Наталия Денисова
Особенности развития общения у детей с ДЦП
На современном этапе вопросы нарушения общения ребенка с ДЦП со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников имеют важное социальное значение. Для полноценного психического развития школьников с двигательными нарушениями не обходим процесс общения с взрослым, особенно с родителями, но также важна и роль общения со сверстниками. Рассматривая в качестве субъектов общения и межличностного взаимодействия детей и подростков с ДЦП, следует выделить ряд особенностей. В статье рассматриваются особенности развития общения детей с ДЦП.
Публикация «Особенности развития общения у детей с ДЦП» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Общение рассматривается как сложный процесс взаимодействия между людьми, при обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. “Общение” является сложным, имеющим свою структуру понятием. В научной литературе при характеристике структуры общения выделяют коммуникативную сторону.
Понятие коммуникации связано с информационными обменами, существующими между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Под коммуникативными действиями понимают действия, целью которых является смысловое восприятие. Выделяют два основных вида коммуникации: вербальная и невербальная.
Средства вербальной коммуникации – устная и письменная разновидность языка, основной и универсальный способ общения Средства невербальной коммуникации – жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы, обмен информацией без слов.
Физический недуг ребенка оказывает влияние не только на него самого, но и на окружающих его людей. Дети и подростки с ДЦП зачастую не испытывают чувства доверия к людям. У них отсутствует желание общаться из-за отсутствия навыков общения. Это способствует возникновению замкнутости, изоляции и нарушению формирования социальных контактов. Выбор стратегии общения обусловлен не только системой представлений человека о себе, но и социальной ситуацией общения, включающей возможности, условия общения, оценку индивидом своего положения в группе.
Ряд авторов, в качестве субъектов общения и межличностного взаимодействия детей и подростков с ДЦП, выделяют ряд особенностей. Наблюдая за развитием личности детей с ДЦП, отмечают недостаточную активность, нерешительность, пассивность, осознание своей уникальности. Это влечет к возникновению острого чувства неполноценности, одиночества, дисгармоничному отношению с родителями и сверстниками.
Основной особенностью детей с церебральным параличом является дефицит внимания к себе, значительные трудности в общении (коммуникации, так как выражение своих мыслей, эмоций, желаний и потребностей зачастую затруднено. Дети с данным нарушением не могут пользоваться вербальными средствами общения, так как у них имеются расстройства речи, которые в свою очередь затрудняют их контакт с окружающими. Устная речь, которая играет главенствующую роль в познавательном и эмоциональном развитии, в большинстве случаев недоступна таким детям. А ведь именно устная речь, служит базой социального взаимодействия. Таким образом, для облегчения общения, развития ребенка и активизации его участия в учебном процессе, очень важно соответственно, будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум, коммуникации помогут детям выразить свои мысли и желания, а их семьи получат возможность общаться, понимать и правильно ухаживать за детьми.
Каковы же специфические особенности развития коммуникативных навыков у детей с детским церебральным параличом?
У детей данной категории наблюдается гетерохронное развитие функции общения ( примечание: гетерохронность- неравномерность развития). Наиболее развитыми для детей с детским церебральным параличом являются мотивы, формы и потребности общения. Последнее место занимают средства общения. Нарушение артикуляции и координации движений отрицательно отражается на процессе общения со сверстниками и с взрослым. На общении также негативно сказывается и трудность в выражении своего собственного эмоционального состояния.
Дети с церебральным параличом в дошкольном и школьном возрасте обычно не многословны, и их ответы не отличаются разнообразием. Дети дошкольного возраста с детским церебральным параличом зачастую не проявляют особого желания к общению и сотрудничеству с взрослыми. Но при проявлении настойчивого побуждения и поддержке все-таки устанавливают контакты. В отличие от здоровых детей, дети с ДЦП редко пользуются экспрессивно-мимической речью, чаще используют жесты.
Для того чтобы принять участие в общении, детям, страдающим ДЦП, требуются побуждения взрослого. Играют с игрушками или с предметами они, как правило, в одиночку. Дети не стремятся к взаимодействию со взрослыми или сверстниками, а также не испытывают желания подражать их действиям. Их больше привлекает сама игрушка или предмет, нежели общение.
Экспрессивно-мимические средства общения, оживленный взгляд, двигательные спонтанные реакции появляются немного позже и характеризуются кратковременностью, монотонностью и маловыразительностью. Как было сказано выше, в процессе общения дети с ДЦП предпочитают пользоваться жестами. Свои жесты они сопровождают резкой мимикой и гримасами подчеркнуто восклицательного характера, выражая, таким образом, свои эмоции. Таким образом, у детей с ДЦП в возрасте первых трех-четырех лет формирование мотивов и форм общения происходит, так же как и у здоровых детей. Но желание к общению у детей с ДЦП выражается слабо. Это зависит от взрослых, которые стараются усиленно опекать больного ребенка. Также желание к общению обусловлено и недостаточной познавательной активностью детей, которая возникает вследствие сенсомоторной недостаточностью и социальной депривацией. Отставание в развитии средств общения связано также с малой коммуникативной активностью ребенка с ДЦП и со слабым развитием функций, которые включают в себя моторные компоненты. В дошкольном и младшем школьном возрасте речь детей немногословна, их ответы однообразны и не развернуты.
Как одно из основных средств общения, речь естественно формируется в социальном взаимодействии, а период становления проходит еще в первые годы жизни ребенка. Когда у ребенка с ДЦП не достаточно развита сенсомоторная сфера, контроль за жестами и мимикой своего лица, кинестетическим восприятием, контролем за дыханием и передвижением, артикуляцией, звукопроизношением, то возникают трудности самостоятельно реализовать себя в окружающем мире. Все это соответственно влияет на развитие его коммуникативной деятельности и психического развития в целом. Пять типов коммуникативных нарушений выделила Урсула Хаупт. Данные типы связаны с нарушением движения, с нарушением мозга, с длительной госпитализацией, с социально-эмоциональными проблемами и с физическим дефектом.
Нарушение дыхания, несформированность дыхания, мышц гортани и горла отрицательно сказываются на формирование плача, гуления и лепета в доречевой период. Важными факторами, влияющими на формирование коммуникативных навыков, являются незрелая познавательная деятельность и отсутствие коммуникативного опыта. Ребенку с двигательными нарушениями трудно устанавливать контакты, так его слова и движения могут оказаться непонятными собеседнику. Поэтому после пережитых неудач, ребенок вряд ли проявит инициативу к общению. Двигательные нарушения влияют также и на невербальное общение. Если ребенок не может выполнять понятные жесты, то передача сообщений усложняется. Навыки невербального общения будут развиваться только тогда, когда окружающие встретят подобные попытки с пониманием.
Советский психолог Л. С. Выготский одним их первых в специальной психологии дал описание развития личности ребенка с дефектом. Он писал: «Любой дефект, любой телесный недостаток является фактором, в известной степени изменяющим отношения человека с окружающим миром, что в результате дает «социальную ненормальность поведения». Таким образом, психологическим фактом нарушение движения при ДЦП становится только тогда, когда человек вступает в общение с отличающимися от него здоровыми людьми.
Что касается социальной ситуации общения у данной группы детей, то из-за нехватки семейного общения, с родителями, а далее и со сверстниками у детей с ДЦП развиваются отчужденность и изоляция от окружающего мира. Это способствует социальной дезадаптации, болезненным переживаниям, нарушению способности выполнять свойственные человеку роли в обществе, к трудностям установления эмоциональных контактов с другими людьми.
Личностные особенности и социальная ситуация развития детей и подростков с ДЦП оказывают влияние на выбор стиля межличностного взаимодействия, особенности межличностных отношений.
Таким образом, детей с церебральным параличом требуют к себе большого внимания и испытывают значительные трудности в общении (коммуникации). Эти трудности выражаются в выражении своих мыслей, эмоций, желаний и потребностей. Дети данной категории с трудом пользуются вербальными средствами общения. Это особо проявляется в тех расстройствах речи, которые мешают в установлении контакта с окружающими людьми. Устная речь играет существенную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и является основой социального взаимодействия, но зачастую она недоступна детям с двигательными нарушениями.
Поэтому применение специальных педагогических условий обеспечит эффективность процесса коррекционно-педагогической работы по развитию коммуникативной деятельности у детей с церебральным параличом, в результате которой улучшится развитие ребенка, а также будет активизировано его участие в учебном процессе и тем самым будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.
Библиографический список
1. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст]/Л. С. Выготский. – М. : Эксмо, 2006.
2. Гнедова, С. Б. Специальная психология: учебное пособие [Текст]/ С. Б. Гнедова. – Ульяновск: УлГУ, 2009. – 306 с.
3. Гнедова, С. Б. Система логопедической работы по формированию первоначальных коммуникативных умений у детей с церебральным параличом 7-9 –летнего возраста» [Текст]/С. Б. Гнедова// Вестник КГПУ им В. П. Афанасьева, 2008.
4. Гуровец, Г. В. Детская невропатология [Текст]/ Г. В. Гуровец. - Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики: учеб. пособие для студ. -М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2004.- 303с
5. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений [Текст]/ Л. А. Дубина. – «Книголюб» М., 2006
6. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии : педагогическая помощь [Текст]/ М. В. Жигорева. — М., 2006. – 147с.
7. Задумова, Н. П. Логопедическая работа по формированию вербальных средств общения у детей с умственной отсталостью: [Текст]/ дис….канд. пед. наук/.- СПб., 2005.-264 с.
8. Ипполитова, М. В., Бабенкова, Р. Д., Мастюкова, Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье[Текст]/М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова. – М., 1993. – 192с.