Получи документы

Особенности развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста

Татьяна Беляева
Особенности развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста

Одной из задач всестороннего развития является воспитание любознательности, познавательных интересов детей, готовности их к познавательной деятельности.

По утверждению педагогов, развитие любознательности и познавательных интересов начинается с раннего детства. Мало ли чего любопытного может обнаружить малыш в один – два года! Для родителей – это самый беспокойный, но в то же время важный возрастной период. [65]

Публикация «Особенности развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольное детство – период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности.

Известно, что познание – главная деятельность дошкольников, процесс открытия ребёнком спрятанных связей и отношений, это «новый процесс проникновения ума в объективную действительность».

Даже в первом полугодии жизни у младенца можно наблюдать сложно построенную деятельность, включающую все важнейшие структурные элементы – потребности, мотивы, действия, а не только простые операции, возникающие почти автоматически под влиянием запускающего их внешнего раздражителя. Познавательная деятельность имеет специфический предмет и результат: ее предметом является информация, заключенная в предмете, на который направлено внимание ребенка, а ее результатом – отражение свойств предмета, их образ

На раннем этапе познания ребенку младшего дошкольного возраста свойственно любопытство. По определению С. Л. Рубинштейна любопытство – тяга ко всему новому, проявление ориентировочно-исследовательского рефлекса, что выражается в том, что ребенок обращает внимание на новизну предмета.

Любопытство побуждает к вопросам, создает ориентировку в окружающем мире, сосредотачивая умственную деятельность на интересующей области, и постепенно перерастает в любознательность.

Наиболее любознательны – дети. Непоседа изучает все предметы, которые встречаются на его пути. Он смотрит, щупает, пробует на вкус, ему все интересно.

Щукина Г. Н. рассматривает любознательность, как стадию развития познавательного интереса, на которой обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью. Любознательность характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. [55]

Любознательность – самая ранняя форма познавательной активности. Внешне она проявляется в непосредственном интересе к новым фактам, занимательным явлениям, связанными с этим интересом вопросами к взрослым; в позитивном эмоциональном переживании, связанном с получением новой информации.

Любознательность – это открытая, активная, душевная и доверительная позиция к миру. Родителями и педагогом детская любознательность должна восприниматься как норма поведения, как признак талантливости и одаренности. Плохо и тревожно, когда ребенок не задает вопросов.

Любознательность активизирует умственные способности, дарит человеку радость познания, восторг открытий и свершений, придаёт жизни интерес, освобождает от апатии и безучастности, дает силы для активных и энергичных действий.

Основное условие, обеспечивающее развитие любознательности младшего дошкольника, – насыщенная информационная среда, в том числе и в детском саду, в группе, а также возможность практической деятельности в ней. Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.

Для развития любознательности необходимо обучение и воспитание. Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский подчеркивал важность развития любознательности, которую он понимал как растущую, никогда не угасающую, а наоборот, все время усиливающуюся потребность знать и стремление узнать, объяснить. По его мнению, сущность любознательности заключается в возникновении загадок и их расшифровке. «Сухомлинский называл любознательность хрупкой и нежной сердцевиной человека, которую «легко сломать, пробудив отвращение к труду из-за его непосильности и однообразия».

Для ребенка младшего дошкольного возраста главный вопрос любознательности «Что это?». Аристотель писал: «Познание начинается с удивления».

Извечный вопрос – удивление «Что это?» ярко характеризует любознательность и познавательный интерес, раскрывает их сущность.

Каждый родитель замечал, в период, когда ребенок начинает ходить самостоятельно, когда становятся доступны все близлежащие предметы, у него просыпается интерес исследователя. Все окружающие объекты подвергаются тщательному исследованию, то есть могут быть искусаны, поломаны, разобраны на части. Это не должно огорчать воспитателя, нужно понять ребенка и так устроить обстановку, чтобы пространство было безопасно, и в то же время притягательно для малыша. При этом полезно что-то периодически обновлять (например, игровой уголок, убранство в интерьере, чтобы создавать разнообразные условия для развития любознательности на всех ее стадиях.

На начальном этапе развитие любознательности у детей младшего дошкольного возраста идет через интерес к окружающим объектам и событиям («что это?»). На следующей стадии формируется любопытство, направленное на более глубокое познание объектов («что там внутри?») и расширение знаний о них («для чего это нужно?»).

Главный этап направлен на дальнейшее воспитание любознательности и познавательных интересов. Важным является проявление активности дошкольников, когда у них появляется желание узнать не только «что это?», но и умение поделиться своими знаниями с окружающими.

Любознательность и познавательный интерес взаимосвязаны: на основе любознательности у детей развивается избирательный интерес, а иногда интерес к чему-либо частному может возбудить общий интерес – любовь к знаниям.

На этапе младшего дошкольного детства расширяются знания об окружающих предметах, поэтому детская любознательность становится очень заметной для окружающих, находя свое выражение в появлении множества разнообразных вопросов: «Почему листья зеленые», «Как получается дождь?», «А радуга, это что?». Не зря возраст от 3 до 5 называют возрастом почемучек.

Любознательность – это генетически ранняя форма познавательной активности, характерная преимущественно для дошкольного возраста, но достаточно часто проявляющаяся и в период школьного детства.

Внешне она проявляется в непосредственном интересе к новым фактам, занимательным явлениям, связанными с этим вопросами к взрослым – родителям, воспитателям; позитивном эмоциональном переживании, связанным с получением новой информации.

В этом проявляется ориентированность дошкольников на внешний мир, их чувственное и преимущественно практическое отношение к действительности.

Основное условие, обеспечивающее развитие любознательности, – насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Основным «барьером», препятствующим развитию данного уровня познавательной активности, является раннее введение теоретических форм обучения.

Чтобы ответить на вопрос: «Как эффективно развивать любознательность ребенка, воспитатель должен не только знать понятие «любознательность», но и разные способы ее развития. При этом важно использовать как развивающие игры и упражнения, так и активно действовать на уровне эмоций, чувств, настроений. На формирование любознательности влияет : деятельная поддержка всех эмоциональных проявлений ребенка по поводу новых открытий: удивления, радости, восторга, живого интереса, например: «Смотри, енотик умеет мыть свои лапки!»; внимание к детским вопросам, на которые обязательно нужно найти правильный ответ; пример взрослых (воспитателей, родителей, которые сами радуются даже небольшим открытиям в природе.

Главное – не ограничивать «исследовательскую» деятельность младшего дошкольника. Лучше обеспечить безопасность для его деятельности, так как ребенок старается получать новые впечатления везде, где только возможно. Ребенка нужно немного опережать, предлагать ему разные действия, например игры, в том числе экологические.

Все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка, помогает, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.

Научные исследования и наблюдения практиков свидетельствуют : там, где не правомерно ограничивается творчество и самостоятельность детей, знания, как правило, усваиваются формально, т. е. дети не осознают их, и познавательная активность не достигает в таких случаях должного уровня. Таким образом, прогрессивное развитие дошкольника может происходить лишь при условиях формирования у них активно-познавательного отношения к окружающей действительности, умения успешно ориентироваться во всём разнообразии предметов, а так же при условиях, которые дают ему возможность стать субъектом собственной познавательной деятельности. Применение личностно-ориентированной модели дошкольного образования, на противовес авторитарному подходу, качественно меняет роль и место ребёнка в познавательном процессе – акцент при этом переносится на деятельную личность.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Игра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаИгра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста У малышей третьего года жизни мелкая моторика развивается также быстрыми темпами, только она уже связана с формированием познавательных.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Спасаем мяч»Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Спасаем мяч» Содержание картины: Поляна, на ней кусты, елочки и цветы. На поляне трое детей. Они играли в мяч и уронили его в лужу. Мальчик нагнулся.

Методическое указание к картине «Строим дом» для развития речи детей младшего дошкольного возраста Содержание картины. Дети играют на полу со строительным материалом. Мальчики строят дом. Один из них устанавливает флажок на верху постройки,.

Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Значение раскрасок для развития детей младшего дошкольного возрастаЗначение раскрасок для развития детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 февраля 2020 в 17:21
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Беляева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД