Ксения Чернова
Особенности развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Особенности развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте.
Важным направлением развития ребенка дошкольного возраста является его коммуникативное развитие. Результатом коммуникативного развития является коммуникативная компетентность в общении детей со взрослыми и со сверстниками.
Публикация «Особенности развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Компетентность означает владение (или обладание) человеком соответствующей компетенцией, которая в свою очередь включает в себя его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
По определению С. И. Поздеевой, коммуникативная компетентность – это умение эффективно общаться, взаимосвязь внутренних ресурсов, которые необходимы для достижения эффективного общения в различных коммуникативных ситуациях.
Важным моментом является изучение особенностей и развития общения дошкольников со сверстниками. В период дошкольного детства у детей постепенно начинает переключаться внимание со взрослого на сверстника. Постепенно интерес к общению со сверстниками увеличивается.
М. И. Лисиной было выдвинуто четыре критерия выявления наличия у детей потребности в общении.
Первым критерием наличия у ребенка потребности в общении выступают внимание, интерес к другому человеку. В данном критерии обнаруживается направленность на познание другого, который становится объектом особой активности ребёнка.
Второй критерий, по мнению М. И. Лисиной, это эмоциональное отношение к другому человеку, которое свидетельствует о неравнодушном к нему отношении.
К третьему критерию относятся все инициативные действия, направленные на привлечение внимания партнера к своей личности. Целью таких действий выступает желание вовлечь партнера в совместные действия, проявить себя, а также увидеть свои возможности через реакцию другого человека.
Четвертым критерием выступает чувствительность ребёнка к отношению другого. Здесь обнаруживается готовность принять инициативу другого и ответить на нее. В этом критерии выявляется также способность ребёнка воспринять оценку и отношение к себе партнёра по общению, согласовать (или перестроить) свои действия в соответствии с ними.
По мнению Л. Д. Столяренко, коммуникативные навыки представляют собой способность использовать свои знания, вербальные и невербальные умения для достижения целей, связанных со спецификой выбранной деятельности.
Е. О. Смирнова под коммуникативными навыками понимает осмысленные действия ребенка (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности, а также способность правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения.
Принято выделять два вида коммуникативных навыков :
- вербальные (умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы);
- невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику; умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса).
Говоря о коммуникативных навыках, имеются ввиду автоматизированные коммуникативные компоненты речевой деятельности, формированию которых способствует пример общение со сверстниками, с педагогами, родителями, пример взрослых.
Состояние коммуникативных навыков человека включает в себя такие аспекты, как:
- формирование навыков речевого общения, зависимость их формирования от деятельности личности;
- соотношения процесса формирования языковой среды и коммуникативных способностей;
- зависимость реализации языковой способности от степени сформированности коммуникативной, как условия социальной адаптации личности и овладения культурой общения.
К основным коммуникативным навыкам Е. О. Смирнова относит:
- вступать с инициативой в контакт;
- выстраивать благоприятное первое впечатление;
- уметь задавать вопросы и отвечать на них;
- точно и кратко выражать свои мысли;
- стимулировать собеседника к прояснению его позиции, высказываний;
- уметь слышать и слушать партнера;
- осуществлять ответную реакцию, т. е. передать собеседнику, что его услышали и поняли;
- выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, в дискуссии;
- считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигналы собеседника (взгляд, мимику, жесты, позы);
- управлять собственными экспрессивными сигналами в процессе общения;
- результативно взаимодействовать с другими, осуществляя совместную деятельность:
- владеть моделями общения;
- использовать в процессе взаимодействия разнообразные стили общения;
- понимать специфику речевых жанров и коммуникативных средств достижения цели при взаимодействии.
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников – это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника : желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения.
Л. С. Выготский представлял процесс развития коммуникативных навыков в виде движения от зоны актуального (к ней относились те знания и умения, которые ребёнок мог продемонстрировать самостоятельно, без помощи взрослого) к зоне ближайшего развития (спектру тех знаний и умений, которые ребёнок способен освоить на данном этапе, но только с помощью взрослого). Данное движение не аморфно, оно направлено к зоне «возможного развития» - тому потенциалу, который способен накопить ребёнок благодаря целенаправленному и постоянному движению по спирали развития.
Необходимо отметить, что зона ближайшего развития коммуникации также динамична, как и развитие в целом. Она представляет собой множество «кругов на воде» от центра по радиусу расширения – от имеющегося навыка через усвоение очередного умения – к закреплению данного умения и превращению его в очередной навык. Затем движение повторяет свою динамику только в отношении следующего умения и, соответственно, закрепления очередного навыка.
Опять же, опираясь на теорию Л. С. Выготского, считается, что основное обучение и ознакомление дошкольников с некоторыми вопросами коммуникации (правилами, понятиями морали и нравственности, упражнениями в диалогической монологической речи) должно происходить в специально организованной деятельности (непосредственно-образовательной, беседах, решении проблемных ситуаций, которая выступает в качестве «зоны ближайшего развития». Закрепление же и отработка навыка – в режимных моментах, повседневном общении, самостоятельной деятельности детей, то есть в «зоне актуального развития».
Исходя из вышеизложенного, становится ясной основная задача педагогов в процессе развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста – выстроить процесс развития коммуникации по основным точкам развития умений, чтобы впоследствии, работая принципу Л. С. Выготского от зоны актуального к зоне ближайшего развития, и превращая умения в навыки, не потерять связь между этими основными точками, а, следовательно, целостности всего процесса.
Все методы должны применяться только на почве игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Ведь «в игре ребёнок познаёт смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать своё место в ней.
Итак, понимание коммуникации, как смыслового стержня общения, подводит педагогов к осознанию потребности в становлении, формировании и развитии у дошкольников коммуникативных умений и навыков – элементарных единиц довольно сложного процесса. Данная потребность усиливается осознанием того, что старший дошкольный возраст – это не только сенситивный для развития детской коммуникации период, но и своеобразный «мостик» между детским садом и школой, когда перед ребёнком встают новые требования к организации собственного общения.
Коммуникативная компетентность старшего дошкольника включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, к старшему дошкольному возрасту ребенок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией.
Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности в шести-семилетнем периоде развития ребенка в условиях обучения, называются: диалог, создание сюжетных ситуаций, организация самостоятельной деятельности, игровые ситуации.
Известно, что игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развить умения и навыки, поэтому мы подобрали и систематизировали игры по выбранному направлению. Любая из этих игр многофункциональна, но у всех есть общая цель – развитие коммуникативных навыков.
Игры позволяют открыть новые возможности для эффективного формирования коммуникативных умений, так как основываются на таких естественных способностях человека как :
- способность к подражанию от рождения до семи лет;
- потребность в общении;
- природная предрасположенность человека к игре;
- реализация воображаемых ситуаций;
- свобода выбора и свобода действий и др.
Игра, по мнению Д. Б. Эльконина, насыщенная переживаниями деятельность, где интериоризуются правила и нормы поведения, формируется отношение, способы взаимодействия со сверстниками, обеспечивается возможность личностного развития. В игре ребенок получает возможность свободного самовыражения.