Наталья Волкова
Особенности развития игровой деятельности у ребенка с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая деятельность ребенка с аутизмом - это основной источник его развития. С помощью игры ребенок познает себя и окружающий мир.
Игра развивает мышление, внимание, память, фантазию, чувства, волю детей, а так же формирует взаимоотношения со сверстниками, избавляет от тревожности, накопившихся страхов и негативных эмоций. Игра предоставляет ребенку возможность пережить как можно больше положительных эмоций. Знакомит маленького человека с ограниченными возможностями здоровья с самыми разнообразными сторонами окружающего мира как предметного, так и мира человеческих взаимоотношений. Формирует поведение ребенка.
Темочки:
- Аутизм, РАС, РДА. Конспекты занятий
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
У аутичного ребенка есть любимые игры - одна или несколько.
Родителей такие игры часто раздражают. Ведь ребенок может часами бродить по кругу, проговаривая слова или напевая невнятную песенку. Лепить из пластилина непонятные абстрактные фигуры. Все это создает трудности при взаимодействии ребенка и взрослого. Приходится пробовать разные варианты участия в игре "на ощупь". Часто ребенок реагирует на такие попытки негативно,показывая, что не нуждается в партнере. Для ребенка ситуация повторения одних и тех же действий комфортна и привлекательна. Ребенок доволен собой. Наличие комфорта и удовольствия ложатся в основу использования стереотипной игры как основой взаимодействия с ребенком.
Для начала понаблюдайте за игрой ребенка на расстоянии,вникните в структуру и суть стереотипной игры. Медленно попробуйте организовать взаимодействие с ребенком внутри его игры (подайте ему нужную деталь,негромко повторяйте за ребенком его фразы и слова). В слелующий раз используйте любимую игрушку ребенка, действуя так же тактично, осторожно и постепенно. На этом этапе все усилия направлены на завоевание доверия ребенка.
На следующем этапе внесите в стереотипную игру новую сюжетную линию. Предложите ребенку сенсорные игры.
В отличие от обычных дети с РАС долго находятся на этапе изучения предметного мира, где основной мотив их действий с игрушками и предметами - привлекательные сенсорные свойства. Стремлением извлекать из окружающего различные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам : ему нравится нюхать,пробовать на вкус, вертеть, круить, подбрасывать, стучать. Но действовать с предметами в соответствии с инструкцией и правилами, функциональным назначением данного предмета дети отказываются,т. к. социальное назначение этих вещей для них менее важно,чем их сенсорное свойство.
Сенсорными называют игры,цель которых - дать маленькому человеку новую чувственную информацию (ощущения).
Ощущения могут быть самыми удивительными и разнообразными:
- тактильные (посредством прикосновений, ощупывания:различные по фактуре материалы,различные по форме и величине предметы- мячи, кубики, бусины, шары, ленты и веревочки. Соприкосновения и обхятия с другим человеком).
- двигательные (танцы, прыжки, бег, хотьба).
- вкусовые (различные на вкус продукты и блюда).
- обонятельные
(запахи окружающего мира знакомые, любимые и родные,новые и неизвестные).
- слуховые (шуршание, скрип, шелест, звуки живой природы и музыкальных инструментов).
- зрительные (яркие цвета, их смешивание, перетекание и перевоплощение друг в друга).
Видов сенсорных игр множество.
игры с красками: "цветная вода", рисование на мокром листе, "волшебные краски".
игры с водой: брызганье,переливание,"веселая капелька", "плывут по морю корабли",мытье посуды, купание кукол, посещение бассейна.
игры с мыльными пузырями"лует теплый ветерок", "догонялки и хваталки".
игры с тенями и светом
" солнечный зайчик", "фонарик", "огонек", "свечка".
игры со льдом "растопи льдинку","разноцветный лед", "фигуры из льда", "снежная королева".
игры с крупами и песком "клад", "сокровища гномов". "дождь. град", "покорми птичек крупой", "сварим кашку", "руки прячем мы в крупе".
игры с пластичным материалом:
мнем,отщипываем,размазывает,надавливаем,катаем шарик, катаем колбаску, режем кусочки"картина из пластилина".
игры со звуком
"послушай и назови","я сам музыкант" используются свистульки,бубен,погремушки,дудочка,гармошка.
игры с ритмами
хлопки, топанье, танцы, пение, "веселый хоровод", "звериная зарядка".
Совместное рисование - это особый игровой метод,где ребенок и взрослый рисуют различные предметы,ситуации из жизни ребенка и его семьи. Сначала изображаются особо значимые для ребенка предметы. Затем рисуется то,что нравится ребенку "по его заказу", тем самым закрепляется интерес к совместному творчеству. Постепенго вводятся новые варианты исполнения рисунка,новые детали изображения. Используются различные материалы: краски,карандаши, фламастеры,мелки. Сам рисунок варьируется по величине, форме,цвету и положению в пространстве. Следующий этап вовлекает ребенка в процесс рисования, побуждает к активной деятельности. Необходимо стимулировать маленького художника. Например, "забывайте" дорисовать в изображении важную деталь и когда ребенок заметит этот, предложите ему самостоятельно завершить рисунок. В конце работы обязательно проиграйте этот сюжет с использованием любимых игрушек и предметов. Используйте полученные знания в дпугих видах деятельности (лепке,конструировании).
Такое рисование всегда сопровождается эмоциональным комментарием.
Каждый вид игры решает свою задачу. Стереотипная игра- это основа взаимодействия с ребенком. Дает возможность переключить внимание ребенка если его поведение выходит из-под контроля. Сенсорная игра дает новую чувственную информацию,помогает установить контакт с ребенком. Совместное рисование - это замечательная возможность для аутичного ребенка, чтобы проявить активность, развить его представление об окружающем мире.
Все игры взаимосвязаны между собой и подкрепляют друг друга.