Оксана Ермилова
Особенности развития речи воспитанников разновозрастной группы в игровой и обучающей деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи – одно из основных направлений в обучении детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что правильное понимание и активная речь – залог умственного развития и полноценного овладения любым видом практической деятельности.
Публикация «Особенности развития речи воспитанников разновозрастной группы в игровой и обучающей деятельности» размещена в разделах
Я воспитатель в детском доме небольшого города, где из-за малокомплектности все группы разновозрастные (от двух до пяти лет). В группе, с которой я работаю на протяжении последних двух лет, почти половина детей в возрасте двух-трех лет. Именно на этот возраст приходится пик нервно-психического развития, причем самые значительные изменения в психике касаются формирования речи. На третьем году жизни словарь ребенка увеличивается в три-четыре раза по сравнению со вторым годом, изменяясь не только количественно, но и качественно. Этот период речевого развития характеризуется употреблением различных частей речи, появлением сложных и вопросительных предложений. В плане восприятия у трехлеток возрастает воспитательное значение речи. С ребенком уже можно говорить не только об окружающих его в настоящий момент предметах, но и о событиях прошлого и, в какой-то мере, будущего.
В моей группе «Любознайки» часть детей имеет обратимые задержки психического развития, у большинства плохо развита речь. Исходя из двадцатипятилетнего опыта работы, могу сказать, что чем раньше начать заниматься с такими детьми, тем успешней будут результаты работы. Ведь именно в этот период своего развития мозг ребенка запрограммирован на усвоение колоссального объема информации и интенсивное обучение. Принцип «лучше поздно, чем никогда» не срабатывает относительно развития речи, так как существует временная граница, перейдя которую ребенок уже не сможет заговорить. Поэтому на мне лежит ответственность по обеспечению двух-трехлетним неговорящим воспитанникам соответствующей развивающей речевой среды.
Руководствуясь этой целью, на каждом занятии я ставлю перед собой ряд задач по активизации и развитию речи детей в своей группе. Это касается, в первую очередь, создания педагогических ситуаций для осуществления ребенком самостоятельных действий и проявления речевой инициативы. Также большое внимание уделяю формированию начального активного и пассивного словаря и стимулирую к активному использованию слова в качестве единственного адекватного средства общения.
В рамках данной публикации мне бы хотелось более детально остановится на способах и приемах развития речи у воспитанников разновозрастной группы.
Анализ существующей методической литературы, многолетние наблюдения за поведением детей разного возраста в одной группе показывают, что вполне возможно полноценное обучение и развитие объединенных групп в младшем дошкольном возрасте. Конечно, максимальная эффективность достижима при соблюдении некоторых условий. Во-первых, задания для детей с разным уровнем речевого развития должны иметь дифференцированный характер. Во-вторых, совместные занятия с детьми 2-5 лет необходимо сочетать с занятиями по возрастным подгруппам, а также, при необходимости, с индивидуальными формами работы.
Формирование словаря происходит на основе расширения границ ориентирования малышей в ближайшем окружении. Здесь мною используются следующие преемы:
- нахождение предметов по словесному описанию (названию, цвету, размеру, например: «Принеси маленькую вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш». Эти задания не только оживляют занятие, предоставляя маленьким детям возможность подвигаться, сменить позу, но и позволяют выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка;
- называние местоположения: «Грибок стоит высоко, на верхней полке», «Стул рядом»;
- имитирование действий людей и животных: «Покажи, как поливают из лейки», «Походи, как медвежонок»;
- словесные игры типа упражнения «Снежный ком».
Для проявления речевой инициативы я работаю над созданием ситуаций, побуждающих детей к самостоятельности и инициативности. К ним относятся:
- рассказ об изображенном на картинке, о новой игрушке, о событии из личного опыта;
- моделирование ситуаций с участием персонажей;
- дидактические игры;
- активизация речи в разных видах деятельности;
- игры типа «вопрос-ответ».
Обучение диалогической речи происходит посредством следующих педагогических инструментов:
- игры-инсценировки;
- прием словесных поручений;
- педагогическая беседа (может быть как коллективной, так и индивидуальной);
- совместное рассказывание: когда один (чаще взрослый) начинает высказывание, другой – завершает;
- сюжетно-ролевая игра;
- совместный труд.
Вообще непросто работать с разновозрастными детьми, но это обстоятельство благотворно для речевого развития самых маленьких. При доброжелательных отношениях в коллективе старшие дошкольники, подражая воспитателю, обучают маленьких, часто даже по собственной инициативе. Поэтому при каждой возможности я предлагаю кому-нибудь из старших детей проверить, как справился с заданием младший. При этом стараюсь, чтобы ребенок чувствовал уважение с моей стороны, отношение к себе как к компетентному человеку. Например: «Саша (5 лет, если тебе не трудно и ты сейчас свободен, проверь, какие фрукты собрал Миша (2 года). Если он что-то напутал, помоги ему исправить ошибки». Спустя время обязательно проверю, как у ребят дела, и обязательно поблагодарю старшего за помощь.
Неоспоримо значение художественной литературы в развитии речи детей. Я не буду оригинальной, говоря о безусловном использовании на занятиях художественной литературы, предусмотренной программой для детей младшей группы. Это и народные песни, сказки, потешки, и авторские произведения, сопровождающиеся показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности. Один из моих любимых приемов – договаривание слов, фраз при чтении знакомых стихотворений. При всей своей простоте он эффективен для развития не только речи, но и памяти.
Помимо занятий, существует много житейских ситуаций, в которых та или иная потешка оказывается «к месту». А так как я нахожусь с детьми на протяжение всего дня, то могу использовать и это время с пользой для развития речи : во время водных процедур («Водичка, водичка…», перед отходом ко сну («Баю-баю-баиньки», в игровой деятельности («Ладушки», при одевании («Где мой пальчик?»). Таким образом, достигается эмоциональный контакт с ребятами, а у них зарождается интерес к художественному слову.
Среди методов развития речи и профилактики логопедических нарушений особенно популярна как среди воспитателей, так и среди воспитанников игротерапия. Ведь именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, в процессе которых ему приходится выражать свои мысли и чувства и, как следствие, развивать речевые навыки. В плане развития речи игра дает следующее : во-первых, побуждает детей к общению друг с другом; во-вторых, закрепляет навык использования инициативной речи; в-третьих, способствует совершенствованию разговорной речи; и наконец, обогащает словарь.
Играющий ребенок непрерывно говорит, даже если играет один. В таком случае он обращается к предметам, которыми манипулирует. Ребенок накапливает в игре значительный языковой опыт. Он узнает и называет предметы, участвующие в игровой деятельности, называет из действия, используя глаголы. Поэтому подбор игрушек, материалов, пособий должен быть продуманным, стимулирующим языковое развитие. Особо важны игрушки, значение которых как стимулов речевой активности исключительное – это игрушки, изображающие людей, животных птиц. Это связано с врожденной детской способностью к одушевлению. Лошадка, с которой играет ребенок, для него – живое существо, поэтому он будет с ней разговаривать. Особенно это касается кукол, чья воспитательная и развивающая роль не утратила актуальности за тысячелетия. Нет ни одной игры, которая настолько бы инициировала речь, как игра в куклы. Кукла для ребенка – человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь-игру в слове.
Одна из показательных игр в этом отношении - игра «Чудесный мешочек», в ходе которой воспитатель обращается к детям : «У меня в руках чудесный мешочек. Сейчас каждый из вас опустит в него руку, нащупает там фигурки, скажет, кого он нашел, и достанет фигурку из мешочка». Дети выбирают из чудесного мешочка фигурку животного и, не доставая а лишь ощупывая ее, называют, кого они нашли: «Я нашел медведя»; «Я нашла ежа»; «А у меня белка» и т. д.
Незаслуженно, на мой взгляд, недооценивается значение подвижных игр для развития речи. Ведь толковое, обстоятельное, часто неоднократное разъяснение правил игры, совместное обсуждение условий ее проведения – прямой путь языкового стимулирования. Плюс разновозрастной группы здесь в том, что можно просить старших детей объяснять правила младшим. Причем у первых будет развиваться активная речь, а у маленьких пассивная, а в ситуации вопросов – и диалогическая.
Приведем пример физкультминутки с элементами развития речи :
В: Ой-ой-ой, ой-ой-ой!
К нам пришел волшебник Ной.
Он руками замахал,
Всех детей заколдовал:
Дети руки вверх подняли
И деревьями вдруг стали.
Шумят деревья от ветра…
Д: …Фу-фу-фу (поднимают руки вверх)
В: Шуршат ветками…
Д: …Ш-ш-ш (машут руками)
В: Шелестят листочками…
Д: …С-с-с (шевелят пальцами).
Разумеется, своевременное и полноценное развитие речи младших дошкольников невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. И вот здесь длительное нахождение с детьми (рабочий день воспитателя в нашем центре до 21.00) играет на руку. В течение дня я организую разнообразные игры на повторение и закрепление программного материала: подвижные игры с использованием стихотворных текстов, хороводные и дидактические игры, игры-драматизации. Игры проводятся с группой в любое время дня (до завтрака, перед занятиями, перед прогулкой, на прогулке, перед полдником, после ужина, перед сном).
В заключение нельзя не сказать, что работа воспитателя вообще, а воспитателя детского дома – в особенности, невозможна без спокойного, терпимого, доброжелательного отношения к детям, без искреннего уважения к личности каждого малыша. В этом – залог формирования добрых взаимоотношений у детей разного возраста. Ребенку, оставшемуся без семьи, особенно важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия поддерживаются взрослым, что его успехи не остаются незамеченными.