МААМ-картинки

Особенности развития диалога у детей среднего дошкольного возраста

Минакова
Особенности развития диалога у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Средний дошкольный возраст является переломным периодом в речевом развитии ребенка, так как ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, к его звуковой, смысловой и грамматической стороне [48]. В среднем дошкольном возрасте речь детей характеризуется рядом особенностей. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека [74].

Публикация «Особенности развития диалога у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то среднему дошкольнику необходим содержательный контакт со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр и общих занятий. Их речевые контакты становятся более продолжительными и активными. Речь включается во все виды деятельности [38].

Изменение задач, стоящих перед дошкольником, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые вовлечены дети, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словарного запаса, звуковой культуры, грамматического строя, во-вторых, ее форм: контекстной и объяснительной и функции: обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой [74].

А. В. Запорожец [35], отмечает, что дети в возрасте пяти лет расширяет свою сферу общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые ситуации, но и ранее воспринятые ситуации. Начинается активное использование определений. Меняется строение речи (подчинение предложений в соответствии с характером описываемых явлений, это связано с появлением рассуждающего, логического мышления. Вместе с тем речь детей пятого года жизни всё ещё сохраняются черты предыдущего этапа развития : в рассказывании ребенок часто используются указательные местоимения «этот», «там»; встречаются и самые разнообразные ошибки в звуковом оформлении высказывания [20].

Развитие связной речи занимает особое место в формировании речи детей среднего дошкольного возраста. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание [33].

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Дети дошкольного возраста овладевают, прежде всего, разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Разговорные монологи встречаются редко и относятся ближе к книжно-литературному стилю. [3].

Так как ребёнку изначально не дана диалогическая форма общения, ее необходимо постепенно развивать. Основная цель развития диалогической речи детей 4–5 года жизни – умение пользоваться диалогом, как формой общения [79]. В диалогической речи дошкольники этого возраста преимущественно используются короткие неполные фразы, даже когда вопрос требует развернутого высказывания. Часто самостоятельная формулировка заменяется неуместным использованием формулировки вопроса в утвердительной форме. Таким образом, дошкольники пятого года жизни не всегда умеют правильно формулировать вопросы, подать нужную реплику, дополнить и исправить высказывание сверстника [13].

Исследование А. Г. Рузской [63] посвящено особенностям общения детей дошкольного возраста со взрослыми. Она придаёт большое значение тому, что детей волнует форма общения, которую преподносит взрослый. Чем старше становятся дети, тем меньше его инициатива в общении со взрослыми. В среднем дошкольном возрасте для ребенка беседа выступает как тяжелая ситуация, нежели в младшем дошкольном возрасте, где дети выбирают разговор со взрослым вместо прослушивание сказки. Именно поэтому взрослые чаще всего обращаются к детям с вопросами и суждениями, тем самым побуждая его откликаться и поддерживать диалог.

На развитие диалогической речи ребенка влияет много факторов. Одним из коммуникативных источников, наполняющих речевую среду, является:

– Разговор воспитателя с детьми. Потребность разговаривать с другими людьми, делится своими мыслями, переживаниями и чувствами присуща всем людям. детям же она присуща в большей мере. Воспитатель проводит беседы с детьми по любому поводу, в любое время, опираясь на интересы ребенка, цели его воспитания и обучения, индивидуально и совместно с другими детьми [21].

– Беседа. Во время беседы педагог проводит целенаправленный и заранее подготовленный разговор воспитателя на определенную тему. Педагог объединяет детей вокруг общих интересов, пробуждает интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. Темы беседы должны быть близки и знакомы детям, основываться на жизненном опыте, знаниях и интересах. О. Я. Гойхман [28] в своей работе отмечает, что совместное рассказывание, совместное словесное творчество как метод развития диалогической речи (совместный рассказ со взрослым и совместный рассказ детей) тесно связано с беседой.

Однако диалог детей среднего дошкольного возраста следует развивать не только в процессе беседы и разговора, но и использовать более творческий характер, учитывая интересы детей.

– Чтение отечественных и зарубежных литературных произведений дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с вопросами и ответами позволяют дошкольникам освоить форму различных высказываний и правила последовательности, усвоить разные виды интонации, развивать разговорную логику.

Разнообразные игры: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, театрализованные игры. Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются [15].

– Просмотр театральных постановок, мультфильмов, фильмов.

Эффективным методом развития диалогической речи является художественная деятельность. Более узкой разновидностью художественной деятельности в развитии диалогической речи дошкольников выступает театрализованная деятельность. В процессе подготовки к театрализованной деятельности дети разучивают диалоги различных сказочных героев, которые в дальнейшем обыгрывают в разных видах театра [13].

Организация и методика театрализованной деятельности широко представлена в работах Л. В. Ворошниной [23]. Её исследования показывают, что театрализованная деятельность стимулирует активную речь, расширяет словарный запас, помогает овладеть богатством родного языка, является источником развития чувств и невербальных элементов общения.

Театрализованная деятельность появляется тогда, когда среднем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизведением сюжетов реальных взаимоотношений взрослых. Детям становится интересно основывать игру на литературных произведениях, сказках, раскрывать в ней свои чувства, воплощать мечты, совершать желаемые поступки, разыгрывать фантастические сюжеты, придумывать истории. В процессе театрализации литературных произведений и сказок педагог только направляет и мотивирует детей на диалог. Развитие диалога происходит и между воспитанником и воспитателем, и между воспитанниками, диалог носит не только бытовой характер, а художественный, в частности при использовании театрализации народных сказок [52].

Подводя итоги, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что овладение всеми сторонами диалогической речи важно начинать именно у дошкольников 4–5 года жизни. Диалогическая речь очень важна для детей среднего дошкольного возраста. Она способствует полноценному психическому развитию ребенка, обучает навыкам самоорганизации, самодеятельность, самоконтроля, формирует отношения внутри детской группы и за ее пределами. Диалогическая речь развивается в различных видах детской деятельности, одним из которых является театрализованная деятельность литературных произведений. В театрализации сказок развитие диалога происходит как между воспитателем и воспитанником, так и между воспитанниками.

Список использованных источников и литературы

1. Агапова, И. А. Театральные занятия и игры в детском саду : развивающие упражнения, тренинги, сценарии / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Москва : АРКТИ, 2010. – 143 с.

2. Акулова, О. Театрализованные игры / О. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 24–32.

3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – 3-е изд., стер. – Москва : Academia, 2000. – 400 с.

4. Алифанова, Е. М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр : специальность 13.00. 01 : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Алифанова Елена Михайловна. – Волгоград, 2001. – 15 с.

5. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1 / В. И. Андреев. – Казань : Изд-во Казанского университета, 1996. – 565 с.

6. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. – Москва : Сфера, 2003. – 121 с.

7. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников : книга для воспитателя детского сада / Л. В. Артемова. – Москва : Просвещение, 1991. – 127 с.

8. Арушанова, А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 5. – С. 51–54.

9. Арушанова, А. Г. Развитие диалогического общения : речь и речевое общение детей : методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.

10. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3–7 лет : книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2002. – 270 с.

11. Басова, И. В. Внутри что-то есть : [рассказы] / И. В. Басова. – Чебоксары : Изд-во Чувашского общественно-культурного центра, 2002. – 83 с.

12. Бахтин, М. М. Автор и герой : к философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин. – Санкт-Петербург : Азбука, 2000. – 333 с.

13. Башина, Ю. А. Проблема овладения диалогической речью детьми среднего дошкольного возраста / Ю. А. Башина // Шаг в науку : сборник материалов Международной научно-практической конференции, Грозный, 16 октября 2018 года. – Грозный, 2018. – С. 248–251.

14. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – Москва : ВЛАДОС, 2009. – 287 с.

15. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О. А. Бизикова. – Москва : Скрипторий 2003, 2008. – 136 с.

16. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте : психологическое исследование / Л. И. Божович. – Москва : Просвещение, 1968. – 464 с.

17. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – Москва : Академия, 1997. – 232 с.

18. Бородич, А. М. Методика развития речи детей : учебное пособие для педагогических институтов / А. М. Бородич. – 2-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 1981. – 255 с.

19. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Катаева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. 64 – 544 с.

20. Ветрова, В. В. Ребенок учится говорить / В. В. Ветрова, Е. О. Смирнова. – Москва : Знание, 1988. – 96 с.

21. Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика : основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых : учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. – Москва : Юрайт, 2012. – 510 с.

22. Волков, Б. С. Детская психология: от рождения до школы / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – 4-е изд., перераб. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 240 с.

23. Ворошнина, Л. В. Театрализованная деятельность с детьми 4–7 лет / Л. В. Ворошнина. – Москва : Детство-Пресс, 2015. – 342 с.

24. Выготский, Л. С. Мышление и речь : сборник / Лев Выготский. – Москва : АСТ : Астрель, 2011. – 638 с.

25. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – Москва : Апрель-Пресс : Эксмо-Пресс, 2000. – 1007 с.

26. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 томах. Том 3. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский ; под ред. А. М. Матюшкина. – Москва : Педагогика, 1983. – 368 с.

27. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебник для бакалавров по направлению 050100 «Педагогика» / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 464 с.

28. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям сервиса / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2009. – 272 с.

29. Головин, Б. Н. Основы культуры речи : учебник для вузов / Б. Н. Головин. – 2-е изд., испр. – Москва : Высшая школа, 1988. – 320 с.

30. Горшкова, Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 12. – С. 91–97.

31. Грабовская, Л. В. Пространственно-предметная игровая среда как основа развития индивидуальности ребёнка / Л. В. Грабовская // Детский сад. – 2004. – № 4. – С. 9.

32. Гризик, Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи / Т. Гризик // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 6. – С. 54–56.

33. Ермакова, О. Е. Возрастные особенности формирования предпосылок коммуникативных учебных действий у дошкольников / О. Е. Ермакова // Детский сад от А до Я. – 2015. – № 4. – С. 56–61.

34. Залевская, А. А. Введение в психолингвистику : учебник / А. А. Залевская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : РГГУ, 2007. – 560 с.

35. Занятия по развитию речи в детском саду : программа и конспект / под ред. О. С. Ушаковой. – Москва : Совершенство, 2001. – 368 с.

36. Золотова, Г. А. О возможностях грамматической науки / Г. А. Золотова // Вопросы языкознания. – 2006. – № 3. – С. 14–21.

37. Каирбекова, Б. Д. Психолого-педагогические основы формирования диалогической речи : специфические признаки / Б. Д. Каирбекова, А. К. Айтымова // Повышение качества образования, современные инновации в науке и производстве : сборник трудов Международной научно-практической конференции, Экибастуз, 16 мая 2018 года. – Экибастуз, 2018. – С. 42–44.

38. Карелина, И. О. Дошкольная педагогика : курс лекций : учебно-методическое пособие / И. О. Карелина. – Рыбинск : Филиал ЯГПУ, 2012. – 71 с.

39. Короткова, Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи / Э. П. Короткова // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. : М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва, 2000. – С. 428–434.

40. Криворучко, Т. В. Речевое развитие детей через организацию театральной деятельности / Т. В. Криворучко // Филологическое образование в период детства. – 2015. – Т. 22. – С. 51–54.

41. Крутецкий, В. А. Психология : учебник для педагогических училищ / В. А. Крутецкий. – Москва : Просвещение, 1980. – 352 с.

42. Кучинский, Г. М. Диалог и мышление / Г. М. Кучинский. – Минск : Изд-во БГУ, 1983. – 190 с.

43. Ладыженская, Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения : учебное пособие для студентов / Т. А. Ладыженская. – 2-е изд., перераб. – Москва : Флинта : Наука, 1998. – 133 с.

44. Леднев, В. С. Содержание общего среднего образования : проблемы структуры / В. С. Леднев. – Москва : Педагогика, 1980. – 264 с.

45. Леонтьев, А. А. Слово в речевой деятельности : некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. – 2-е изд., стер. – Москва : УРСС, 2003. – 244 с.

46. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. – 2-е изд., доп. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 2002. – 709 с.

47. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 318 с.

48. Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г. М. Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / сост. : М. М. Алексеева, В. И. Яшина. Москва, 2000. – С. 17–27.

49. Мерзлякова, С. И. Театрализованные игры : методическое пособие / С. И. Мерзлякова. – Москва : Обруч, 2012. – 151 с.

50. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика : учебник для вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 411 с.

51. Немов, Р. С. Психология. Учебник для вузов. В 2 частях. Часть 1 / Р. С. Немов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 243 с.

52. Никанорова, И. В. Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников / И. В. Никанорова // Инновационные педагогические технологии : материалы I Международной научной конференции (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань, 2014. – С. 110–112. – URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6329/ ( дата обращения: 08.06.2023).

53. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) // ФГОС : [сайт]. – URL : fgos.ru ( дата обращения: 17.06.2022).

54. От рождения до школы : инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы [и др. ]. – Изд. 5-е (инновационное, испр. и доп. – Москва : Мозаика-Синтез, 2019. – 336 с.

55. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников : для работы с детьми 5–7 лет / О. В. Дыбина, С. Е. Анфисова, А. Ю. Кузина, И. В. Груздова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.

56. Петрова, Т. И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – Москва : Карапуз, 2003. – 127 с.

57. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Жан Пиаже ; сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. – Москва : Педагогика-Пресс, 1994. – 527 с.

58. Поварнин, С. И. Сочинения / С. И. Поварнин. – Санкт-Петербург : Институт иностранных языков, 2016. – 800 с.

59. Понятийно-терминологический словарь логопеда : А–Я / сост. В. И. Селиверстов [и др. ] ; под ред. В. И. Селиверстова. – Москва : Владос, 1997. – 399 с.

60. Приоритетные направления развития современного образования, науки и технологий : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Москва, 30 сентября 2022 года. – Москва : Индивидуальный предприниматель Туголуков Александр Валерьевич, 2022. – 137 с.

61. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : методическое пособие : с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей» / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова [и др. ] ; под ред. Е. А. Стребелевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Просвещение, 2004. – 164 с.

62. Радуга : примерная основная образовательная программа дошкольного образования / C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова [и др. ] ; науч. рук. Е. В. Соловьёва. – 2-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2016. – 232 с.

63. Развитие общения дошкольников со сверстниками / М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Н. Н. Авдеева [и др. ] ; под ред. А. Г. Рузской. – Москва : Педагогика, 1989. – 215 с.

64. Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателя детского сада / В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова [и др. ] ; под ред. Ф. А. Сохина. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Просвещение, 1984. – 223 с.

65. Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателя детского сада / под ред. Ф. А. Сохина. – 2-е изд., испр. – Москва : Просвещение, 1979. – 223 с.

66. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 712 с.

67. Сластенин, В. А. Педагогика : учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – 3-е изд., испр. – Москва : Академия, 2012. – 491 с.

68. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека : (этика коммунистического воспитания) : педагогическое наследие / В. А. Сухомлинский. – Москва : Педагогика, 1989. – 287 с.

69. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) : пособие для воспитателей детского сада / Е. И. Тихеева ; под ред. Ф. А. Сохина. – 5-е изд., испр. – Москва : Просвещение, 1981. – 159 с.

70. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова ; под ред. А. В. Запорожца ; сост. Н. Я. Михайленко. – Москва : Просвещение, 1976. – 96 с.

71. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – Москва : Владос, 2004. – 287 с.

72. Ушакова, О. С. Придумай слово : речевые игры и упражнения для дошкольников / О. С. Ушакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Сфера, 2009. – 202 с.

73. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения. В 6 томах. Том 2 / К. Д. Ушинский ; [вступ. ст., сост. и примеч. С. Ф. Егорова]. – Москва : Педагогика, 1988. – 494 с.

74. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – Москва : Просвещение, 1989. – 222 с.

75. Флерина, Е. А. Разговорная речь в детском саду / Е. А. Флерина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. : М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва, 2000. – С. 380–393.

76. Хайдеггер, М. Путь к языку / М. Хайдеггер // Время и бытие : статьи и выступления / М. Хайдеггер ; [сост., пер., вступ. ст., коммент. и указ. В. В. Бибихина]. – Москва, 1993. – URL : https://bibikhin.ru/put_k_yaziku ( дата обращения: 08.06.2023).

77. Чулкова, А. В. Формирование диалога у дошкольников : учебное пособие / А. В. Чулкова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 221 с.

78. Шарипова, В. Г. Важность диалога в развитии речи ребенка – дошкольника / В. Г. Шарипова // Филологическое образование в период детства. – 2013. – Т. 20. – С. 120–121.

79. Эльконин, Д. Б. Развитие речи / Д. Б. Эльконин // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – Москва, 1964. – Гл. 4. – С. 115–181. – URL : https://elib.gnpbu.ru/text/psihologiya-detey-doshkolnogo-vozrasta_1964/go,12;fs,0/ ( дата обращения: 08.06.2023).

80. Якубинский, Л. П. Язык и его функционирование : избранные работы / Л. П. Якубинский ; отв. ред. А. А. Леоньтьев. – Москва : Наука, 1986. – 207 с.

81. Beresova, J. Authentic Materials – Enhancing Language Acquisition and Cultural Awareness / Jana Beresova // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 192. – P. 195–204.

82. Montessori, M. The Absorbent Mind / M. Montessori. – Wilder Publications, 2009. – 244 p.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития диалога у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 февраля 2024 в 09:35
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития диалога у детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Минакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД