Николаева Ольга
Консультация «Как внедрить ФОП в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуально на 16 июня 2023
Как внедрить ФОП в детском саду
Ольга Ершова, начальник управления стратегического планирования департамента образования администрации города Перми, специалист в управленческих аспектах реализации современного дошкольного образования, регулярный автор статей и спикер на отраслевых мероприятиях
К сентябрю ООП детского сада должна соответствовать федеральной программе.
Предлагаем дорожную карту по переходу на ФОП дошкольного образования и таблицу, чтобы внести правки в ООП. Создать рабочую группу и утвердить программу по новым требованиям помогут готовые образцы приказов.
Создайте рабочую группу
Темочки:
Сформируйте рабочую группу по переходу на ФОП. Включите в нее заместителя заведующего, старшего воспитателя, методиста, секретаря или делопроизводителя. По желанию добавьте воспитателей, педагога-психолога, учителя-дефектолога и т. д. Руководителем группы можете назначить себя или старшего воспитателя.
Обсудите на педагогическом совете, что поменять в учебном процессе. Воспользуйтесь презентацией, чтобы наглядно продемонстрировать изменения в законодательстве.
Дополнительно используйте письмо Минпросвещения с ответами на частые вопросы о ФОП ДО. Например, чиновники поясняют, можно ли разрабатывать несколько ООП ДО, в том числе на разные структурные подразделения, каким требованиям должна отвечать парциальная программа и т. д.
По итогам педсовета определите основные мероприятия для перевода детского сада на федеральную программу. Обсудите с коллегами, кто войдет в рабочую группу и за что будет отвечать.
Издайте приказ. Перечислите членов рабочей группы, их полномочия. Отдельное положение о работе группы можно не утверждать – это создаст дополнительную бюрократическую нагрузку на работников. К тому же, они и так обязаны соблюдать локальные акты и законодательство. Достаточно указать основные поручения в приказе, а мероприятия и сроки – в плане-графике.
Приказ о создании рабочей группы по переходу на ФОП ДО
Утвердите план-график
Перечислите основные мероприятия по внедрению федеральной программы в плане-графике. Можете назвать его «дорожной картой». Рекомендаций от Минпросвещения по этому поводу нет.
Выделите тематические блоки – например, четыре основных: подготовительные мероприятия, корректировка ООП, обсуждение и утверждение ООП, изменение локальных актов. Распределите по ним задачи. За каждым мероприятием закрепите ответственного. Назначьте сроки исполнения. Воспользуйтесь готовым образцом.
План-график по переходу на ФОП ДО
Видеоинструкция, что включить в план-график внедрения ФОП в детском саду
Если у вас не открывается видео в YouTube, перейдите по ссылке. Вы попадете на страницу видеоинструкции. В верхнем правом углу кликните «Настройки воспроизведения» и выберите воспроизведение видео с сервера системы. Теперь все видео вы сможете просматривать без ограничений.
Утвердите график грифом или приказом. Можете использовать единый приказ о переходе на ФОП и создании рабочей группы.
При подготовке детского сада к внедрению ФОП ДО ориентируйтесь на критерии Минпросвещения (письмо Минпросвещения от 03.03.2023 № 03-327). Чиновники выделили семь параметров готовности школы. Однако шесть подойдут и для сада:
• утвердили план-график мероприятий по введению ФОП ДО;
• утвердили ООП, соответствующие ФОП ДО;
• привели локальные акты в соответствие с требованиями ФОП ДО или утвердили новые, чтобы ввести ФОП;
• запланировали методическую помощь педагогам по вопросам реализации ФОП ДО;
• направили на повышение квалификации управленческую и педагогическую команду по вопросам введения ФОП ДО;
• обеспечили кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации ООП, соответствующей ФОП ДО.
Дополнительно смотрите запись лекции о том, как внедрить ФОП в образовательный процесс детского сада.
Дорожная карта внедрения ФОП ДО в образовательный процесс
Измените ООП ДО
Разработчики ФОП установили, что обязательная часть ООП ДО должна соответствовать федеральной программе и оформляться в виде ссылки на нее (п. 4 ФОП ДО). Скорректированный ФГОС ДО дублирует эту норму (п. 2.12 ФГОС ДО).
Закон об образовании предусматривает, что содержание и планируемые результаты ООП ДО должны быть не ниже тех, что указаны в ФОП ДО. При этом детский сад обладает автономией и свободен в определении содержания образования, выборе образовательных технологий и учебно-методического обеспечения, если иное не установлено Законом об образовании (ч. 1, 2 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Тем не менее, лучше поступить так, как написано в ФОП ДО. Это избавит от возможных замечаний со стороны проверяющих и упростит работу педагогов, которым не придется составлять большую часть программы. Однако в самой ФОП ДО есть компоненты, в которых разработчики указали, что детский сад должен составить их самостоятельно. В таком случае удобно оформлять не одну ссылку на всю ФОП, а разные – на конкретные компоненты, которые не требуют доработки.
В таблице – анализ содержания ФОП ДО и пояснения, можно ли его корректировать. Покажите таблицу рабочей группе и решите, какие правки лучше внести в ООП ДО.
Содержание ФОП ДО Можно ли корректировать
Целевой раздел
Пояснительная записка содержит:
• цель и задачи программы;
• принципы программы по ФГОС ДО Можете указать значимые для разработки и реализации ООП характеристики, в том числе особенности развития детей. Это позволит обосновать, зачем понадобилось менять текст ФОП ДО, и выполнить требования ФГОС ДО (п. 2.11.1)
Планируемые результаты реализации программы включают:
• возможные достижения ребенка в младенческом, раннем, дошкольном возрасте и на этапе завершения освоения программы;
• подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов Корректировать не стоит. ФГОС ДО требует, чтобы в обязательной и формируемой части ООП конкретизировали целевые ориентиры с учетом индивидуальных траекторий развития детей, в т. ч. с ОВЗ (п. 2.11.1). Однако разработчики ФОП подчеркивают, что в дошколке должны быть не конкретные результаты, а только характеристики возможных достижений воспитанников. При этом перечень достижений в ФОП достаточно широк и охватывает все возрастные группы.
Кроме того, для детей с ОВЗ чаще всего разрабатывают адаптированные программы по требованиям ФАОП ДО ОВЗ.
Содержательный раздел
Задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп Корректировать не стоит. В ФОП подробно расписали содержание образовательной и воспитательной деятельности по каждому направлению развития и для всех возрастов – от 2 месяцев до 7 лет
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы Можете добавить особенности детского сада, если их нет в ФОП. Например, авторские методики и формы работы с детьми
Особенности образовательной деятельности разных видов, культурных практик и способов поддержки детской инициативы Корректировать не стоит. В ФОП описали все основные виды образовательной деятельности и культурных практик в детском саду
Взаимодействие педколлектива с семьями воспитанников; направления и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ (КРР) Можете добавить специальные методы взаимодействия с родителями и детьми с ОВЗ, если вы успешно применяете в вашем саду, нет в ФОП их нет.
Опишите КРР для тех детей с особенностями, которым ПМПК не рекомендовала разрабатывать АООП или АОП
Федеральная рабочая программа воспитания Конкретизируйте программу под реальные условия, сложившиеся в детском саду – разработчики прямо на это указывают (п. 29.3.5.1 – 29.3.5.3, 29.3.6, 29.3.7 ФОП ДО). Однако можете оставить и в качестве рамочной. Тогда программа позволит педагогам быстро подстраиваться под нужды воспитанников в процессе реализации ООП ДО
Организационный раздел
Психолого-педагогические условия реализации программы ФГОС ДО не требует указывать психолого-педагогические условия в ООП. Оставьте подраздел как часть общих принципов реализации программы
Особенности организации РППС Корректировать не стоит. ФОП не выдвигает жестких требований к организации РППС и позволяет детскому саду самостоятельно проектировать среду. Оставьте подраздел рамочным, чтобы не вносить изменения в ООП, когда трансформируете РППС под нужды воспитанников.
Подробнее – в рекомендации «Как создать развивающую предметно-пространственную среду детского сада»
Материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения и воспитания Корректировать не стоит. В ФОП перечислили законодательные требования к пространству, которые детский сад должен соблюдать всегда. Если слишком детализируете подраздел, то придется часто вносить изменения в ООП ДО
Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений Используйте перечень в качестве методического пособия для педагогов. ФГОС ДО его не предусматривает, но можно оставить как часть ФОП
Кадровые условия реализации программы ФГОС ДО не требует указывать кадровые условия реализации ООП. Оставьте подраздел как часть ФОП
Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах Скорректируйте режим, чтобы он соответствовал действующему в детском саду. Так требует ФГОС ДО (п. 2.11.3)
Федеральный календарный план воспитательной работы Можете добавить в календарный план воспитательной работы мероприятия по ключевым направлениям воспитания детей (п. 36.2 ФОП ДО). Убрать обязательные мероприятия из федерального плана не получится, так как он един для всех детских садов страны
Обсудите с коллегами, как составить часть ООП ДО, формируемую участниками образовательных отношений. Она должна быть представлена во всех трех разделах программы. Объясните, что надо взять в качестве основы ФОП ДО и дописать положения, которые отражают потребности воспитанников и запросы родителей. Например, добавить парциальные образовательные программы в содержательный раздел (п. 2.9, 2.11.2 ФГОС ДО).
Компоненты формируемой части можно вставить в виде целого текста или ссылки на методическую литературу, в которой изложены содержание парциальной программы, методики и формы организации образовательной работы (п. 2.12 ФГОС ДО). Например, используйте в таком качестве комплексные вариативные программы – полностью или частично.
Внимание
Проверьте, чтобы соотношение обязательной и формируемой частей ООП ДО составляло пропорцию 60/40
Формируемая часть может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных, региональных и иных условий, в которых ведете образовательную деятельность; сложившиеся традиции детского сада и т. д. Главное, чтобы содержание и планируемые результаты формируемой части были не ниже тех, что указаны в ФОП ДО (п. 4 ФОП ДО).
Напомните коллегам, что ФГОС ДО обязывает дополнить ООП ее краткой презентацией (п. 2.13 ФГОС ДО). Этого компонента в ФОП ДО нет. Разработайте его самостоятельно. Укажите в презентации:
• возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована ООП ДО, в том числе категории детей с ОВЗ;
• использование ФОП ДО и ссылку на нее;
• характеристику взаимодействия педагогов с семьями детей – например, из федеральной рабочей программы воспитания.
Специалисты из Минпросвещения составили диагностическую карту соответствия ООП ДО обязательному минимуму содержания, заданному в федеральной программе. Проверьте по ней получившийся проект ООП.
Диагностическая карта соответствия ООП содержанию ФОП ДО
Утвердите ООП ДО
Издайте приказ, чтобы утвердить ООП дошкольного образования в новой редакции. Успейте до 1 сентября (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ). Но можно и раньше: перейти на новую ООП по ФОП ДО разрешили в любое время с 8 января 2023 года.
Воспользуйтесь готовым образцом.
Приказ об утверждении ООП ДО
Поручите ответственному в течение 10 рабочих дней опубликовать новую ООП на сайте (ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Попросите разместить в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в подразделе «Образование» раздела «Сведения об образовательной организации».
Скорректируйте локальные акты
Поручите рабочей группе проверить, надо ли корректировать локальные акты. Например, добавить реквизиты ФОП в положения о разработке образовательной программы, в том числе адаптированной, рабочей программы воспитания и другие документы, которые регламентируют разработку ООП в детском саду.
Таких локальных актов может не быть – это нормально. Законодательство детально регулирует подготовку образовательной программы и не требует принимать дополнительные акты. Текущие поручения фиксируйте в приказах. Общие правила оформления документов установите в инструкции по делопроизводству.
Ситуация
Надо ли проинформировать родителей о переходе на ФОП ДО
Необязательно, но родители вправе интересоваться содержанием образования и методами обучения (п. 4 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Сообщите детали перехода на ФОП ДО сразу всем – на общем родительском собрании. Поручите старшему воспитателю рассказать, что начинаете применять федеральную программу, и уточнить дату. Поясните, что это не затронет воспитанников и родителей, так как ФОП разработали по ФГОС (п. 3 ФОП ДО). Основные условия обучения и воспитания останутся прежними.
Объясните, что Минпросвещения поручило внедрить ФОП, чтобы сформировать единое образовательное пространство и обеспечить качественное базовое образование.
Ситуация
Можно ли использовать парциальные и комплексные программы в ООП детского сада, разработанной по ФОП ДО
Да, можно – в формируемой части ООП ДО.
Разработчики ФОП ДО подчеркивают, что федеральная программа образует основную часть ООП ДО. Детский сад обязан самостоятельно составить часть, формируемую участниками образовательных отношений (п. 4 ФОП ДО). Для этого надо учитывать требования ФГОС ДО – разработать собственные парциальные образовательные программы или указать ссылки на методическую литературу, в которой изложены содержание парциальной программы, методики и формы организации образовательной работы (п. 2.12 ФГОС ДО). Например, в качестве такой литературы можно использовать комплексные вариативные программы, с которыми привыкли работать.
Ситуация
Надо ли учитывать примерные образовательные программы при составлении ООП детского сада по ФОП ДО
Нет, не надо.
Закон об образовании обязывает разрабатывать ООП ДО на основе ФГОС и федеральной программы (ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Требование использовать примерные программы из него убрали. Планируют скорректировать и ФГОС ДО, чтобы удалить упоминание о примерных вариативных программах.
С 1 января 2023 года примерные программы можно использовать при разработке ООП только как основу для вдохновения. Например, копировать некоторые абзацы, чтобы составить свою парциальную программу для формируемой части ООП ДО. Лучше не указывать в ООП ссылки на примерные программы – это могут расценить как противоречие Закону об образовании.
Ситуация
По какой федеральной программе разрабатывать адаптированную программу для детского сада
Используйте ФАОП ДО ОВЗ.
С 07.02.2023 действует федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ (приказ Минпросвещения от 24.11.2022 № 1022). Она носит рамочный характер и имеет модульную структуру. На ее основе можно разработать АОП ДО для воспитанников с разной нозологией:
• нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации);
• нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием);
• тяжелыми нарушениями речи;
• нарушениями опорно-двигательного аппарата;
• задержкой психического развития;
• расстройствами аутистического спектра;
• умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
• тяжелыми множественными нарушениями развития.
© Материал из Справочной системы «Образование»
https://vip.1obraz.ru