Басенко Марина Валерьевна
Особенности развития детей дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития детей дошкольного возраста с ЗПР
Задержка психического развития - это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии.
Можно дать обобщенную характеристику особенностей детей с ЗПР :
-поведение соответствует более младшему возрасту (менее активны, безынициативны, слабо выражены познавательные интересы);
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
-значительно отстают в сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии;
-ведущая деятельность (игровая) недостаточно сформирована;
-отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости;
-отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии недостатков произношения.
Формы организации коррекционной работы строятся с учетом особенностей детей с ЗПР :
- Фронтальная.
- Подгрупповая.
-Занятия малой подгруппой (по2- 3 ребенка).
-Индивидуальная
-Консультативная.
Для более эффективной коррекционной работы и наиболее качественного усвоения изучаемого материала используются различные методы.
1. Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ).
2. Наглядные (экскурсии, наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем).
3. Практические (практические упражнения, графические работы).
4. Музыкотерапия воздействие музыки на ребенка.
5. Хромотерапия воздействие цвета на организм ребенка.
6. Пескотерапия игры с песком.
В коррекционной работе педагогов с детьми с ЗПР нашего ДОУ практически всегда происходит сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта.
В специальных коррекционных группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР процесс воспитания проходит в осложненных условиях, поэтому педагоги решают не только общепринятые в системе образования воспитательные задачи, но и обеспечивают удовлетворение особых потребностей в воспитании применительно к каждой категории детей с отклонениями в развитии.
Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотрудничества самого ребенка, педагогического персонала нашего ДОУ и родителей ребенка.
Одной из задач воспитания дошкольников с ЗПР является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости.
Психологическая комфортность образовательной среды – это состояние, которое указывает на чувства радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые детьми, находящимися в образовательном учреждении;
это условия, при которых они чувствуют себя спокойно.
Развивающая предметно-пространственная среда подобрана нами с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области используем в процессе реализации других областей. Оснащение центров меняем в соответствии с актуальным уровнем развития детей, а также в соответствии с планированием образовательного процесса. Центры меняются, объединяются, дополняются.
Таким образом, созданная нами психологически комфортная среда с учетом возможностей и потребностей детей, способствует их успешному развитию и социальной адаптации, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности. А профессионализм педагогов помогает детям познать мир и самого себя. Я считаю, что самое главное уметь поддерживать у воспитанников чувство эмоционального комфорта и желания познавать мир.