Ирина Мильчакова
Особенности работы учителя-логопеда с детьми ОВЗ в младшей диагностической группе с использованием инновационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Ц ель : коррекция психоречевого развития детей младшей диагностической группы с использованием методов и приёмов инновационных технологий
в работе учителя-логопеда.
Задачи:
1) изучить методы и приёмы инновационных технологий;
2) внедрить методы и приёмы инновационных технологий в коррекционно-образовательный процесс;
3) выявить, какие методы и приёмы инновационных технологий имеют большую эффективность помощи детям с определёнными диагнозами
Проблема:
Публикация «Особенности работы учителя-логопеда с детьми ОВЗ в младшей диагностической группе с использованием инновационных технологий» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дети приходят в младшую диагностическую группу на год. Диагнозы детей, поступающих в группу, постоянно меняются и усложняются. В сжатые сроки педагоги должны приложить усилия для того, чтобы максимально способствовать созданию условий для вызывания речи, коррекции психоречевого развития, социализации ребёнка. Использование классических методов и приёмов в коррекции психического и речевого развития порой не приносит ожидаемых результатов. В связи с этим педагоги постоянно находятся в поиске новых методов и приёмов коррекции нарушений развития.
Пути решения проблемы мы нашли в подборе эффективных методов и приёмов инновационных технологий, гармоничном, грамотном сочетании и использовании данных технологий как дополнительного и эффективного средства коррекционно-образовательного процесса.
Организация работы в младшей диагностической группе имеет свою специфику. Группа скомплектована на основании заключений психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Чем младше ребенок, тем сложнее поставить точный диагноз (какое нарушение первично, поэтому в диагностическую группу направляются дети, нуждающиеся в уточнении диагноза.
Мониторинг развития детей проводится 3 раза в год (первичный, промежуточный (здесь проходит отслеживание эффективности коррекционных мероприятий, итоговый. Если ребёнок испытывает трудности при усвоении адаптированной основной образовательной программы, организовывается консилиум для направления на ПМПК. ПМПК определяет дальнейший образовательный маршрут.
Большое количество детей имеют, наряду с основными (моторная алалия, сенсомоторная алалия, РАС, ЗПР, ДЦП, сопутствующие нарушения: ММД, неврозоподобные состояния, перинатальные поражения ЦНС, синдром двигательных нарушений, соматические заболевания. В таблице также представлены методы и приёмы использования инновационных технологий и на формирование каких качеств они направлены.
При работе с детьми РАС используем метод визуальных опор. Визуальная опора (поддержка) — это использование картинок или других наглядных предметов для того, чтобы сообщить какую-то информацию ребенку, которому трудно понимать и использовать речь.
В качестве визуальной поддержки могут использоваться фотографии, рисунки, предметы.
Визуальная поддержка для детей с РАС облегчает коммуникацию ребенка с людьми, помогает ребёнку понять, как начать разговор, как ответить на попытки социального взаимодействия других людей или как изменить свое поведение в соответствии с правилами для той или иной ситуации, т. е. способствует благополучной социализации.
Доска «Сначала-Потом» — это визуальная последовательность из двух изображений. Доска сообщает о некоем приятном событии, которое произойдет после завершения не такой приятной задачи. Доска «Сначала-Потом» также обучает ребенка языку для понимания инструкций из нескольких шагов. Если ребенок научился понимать содержание доски «Сначала-Потом», то это поможет ему понимать и использовать более сложные системы визуальной поддержки.
Визуальное расписание — это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня, либо во время какого-то одного занятия или события. Оно полезно при обучении ребенка заданиям, состоящим из нескольких последовательных шагов, например, бытовым навыкам. Расписание помогает объяснить ребенку, что это за шаги и гарантирует, что он выполнит каждый шаг. Такое расписание также очень полезно при сильной тревожности в непривычных ситуациях, когда ребенок сопротивляется любым переменам в привычном распорядке дня. С помощью расписания можно предупредить ребенка заранее, что его ждет в течение дня или какого-то другого отрезка времени, и это помогает снизить тревожность.
Визуальные правила и инструкции — это наглядное отображения правил поведения в определенной ситуации и способ сообщить ребенку, что можно, а что нельзя делать в определенной ситуации.
Разные виды визуальной поддержки облегчают коммуникацию ребенка с РАС, помогают позитивно справляться с различными повседневными ситуациями, способствуют социализации.
Также мы используем метод биоэнергопластики. Биоэнергопластика - это синхронная работа рук и органов артикуляции. Биоэнергопластика включает в себя 3 понятия: «био»-человек, «энергия»-сила, «пластика»-движение.
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой не только активизирует движения артикуляционного аппарата, но и развивает внимание, мышление, чувство ритма, пальцевую моторику.
Фонетическая ритмика с биоэнергопластикой органично входит в работу по формированию звукопроизношения и играет существенную роль в коррекции речи детей. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости и монотонности речи, которая свойственна детям с ОВЗ (особенно для детей с нарушением слуха).
Эта система достаточно эфффективна как в работе с безречевыми детьми, так и в формировании фонетически правильной речи. В результате у детей нормализуется речевое дыхания и связанная с ним слитность речи, формируется умение изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы, происходит правильное воспроизведение звуков и их сочетаний, различение и воспроизведение различных ритмов.
Специализированная компьютерная программа «Игры для Тигры» предназначена для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей. В процессе использования в коррекционно- образовательном процессе компьютерной технологии у детей формируется и развивается длительный ротовой выдох, нормализуется просодическая сторона речи, развивается фонематический слух, улучшается чёткость произношения звуков, развиваются коммуникативные навыки детей.
Психогимнастика-это курс специальных занятий (упражнений, игр, направленных на развитие и коррекцию различных аспектов психики ребенка, его познавательной и эмоционально-личностной сферы.
Психогимнастика опосредованно способствует речевому развитию ребенка, помогает детям изучать различные эмоции, учит ими управлять, помогает формировать коммуникативные навыки, способствует развитию эмоциональной лексики детей, психических функций (внимания, памяти, воображения, нормализации мышечного тонуса.
Камешки Марблс — это потомки глиняных камешков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Марблс — в переводе означает «мраморный». В наше время камешки Марблс изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.
Камешки Марблс используются на логопедических занятиях как средство развития мелкой моторики рук в сочетании с речевыми задачами: формирование и актуализация словаря, упражнение в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов, для формирования слоговой структуры слова, для формирования пространственных отношений, для закрепления знаний цветов. Игры способствуют повышению речевой активности детей младшей диагностической группы и могут быть использованы как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.
Игры с песком используем для вызывания звукоподражаний, пополнения словарного запаса, формирования пространственных представлений, разговорной формы общения и построения фразы, для развития ротового выдоха, при проведении артикуляционной гимнастики (одновременное движение языка и рисование на песке линий). В процессе работы с песком у детей также повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук.
Одним из эффективных приемов обучения, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребёнка и благотворного воздействия на весь организм в целом является использование Су-джок-терапии. Элементы Су-джок-терапии используем не только для развития мелкой моторики, но и для вызывания звукоподражаний, договаривания слов, фразы, для формирования грамматического строя речи путём катания шарика. Происходит соотнесения действия и проговаривания, что развивает межполушарное взаимодействие.
В логопедическую работу с ребёнком включаются родители как равноправные участники образовательного процесса. Для повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей ежемесячно проводятся семинары-практикумы, мастер-классы по овладению родителями практическими способами работы с детьми по преодолению недостатков речевого развития. Работа ведётся в различных современных формах. Родители принимают участие в групповых проектах, в театрализованных представлениях.
Грамотное использование методов и приёмов инновационных технологий даёт положительные результаты в коррекционно-образовательной работе с детьми ОВЗ. Дети овладевают активной речью, включаются в общение, обращаются с вопросами, начинают проявлять активный интерес к окружающему миру. К концу года дети смело выступают на открытых мероприятиях для педагогов и родителей. Результатом сложной работы является драматизация сказки, которая проводится на итоговом родительском собрании.
Таким образом, использование методов и приёмов вышеобозначенных инновационных технологий в работе учителя-логопеда в младшей диагностической группе с детьми ОВЗ существенно повышает эффективность коррекционно-образовательного процесса за счёт включения дополнительных возможностей и способствует оптимизации логопедической работы.