Любовь Рыбакова
Открытое занятие «В зимнем лесу» в средней группе с использованием инновационных технологий (игровых, здоровьесберегающих)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в средней группе с использованием инновационных технологий (игровых, здоровьесберегающих).
Тема: «В зимнем лесу».
Воспитатель: Рыбакова Л. А.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»
Цель.
Публикация «Открытое занятие „В зимнем лесу“ в средней группе с использованием инновационных технологий (игровых, здоровьесберегающих)» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Расширение представлений о зиме, зимних явлениях у детей, развитие познавательных процессов.
Задачи:
Образовательные. Уточнить и закрепить знания о зиме, явлениях природы, наблюдаемых зимой, обитателях леса. Учить детей находить и разрешать противоречия в явлениях природы, высказывать и обосновывать свои суждения. Закрепить умения детей считать в пределах пяти (прямой счёт, знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, навыки ориентировки на листе бумаги.
Развивающие. Развивать умение узнавать животного на основе анализа его силуэта, отражающего особенности внешнего вида.
Способствовать развитию умения самостоятельно создавать образы объектов.
Развивать внимание, память, воображение, речь, логическое и творческое мышление посредством развивающих игр.
Воспитательные. Воспитывать отзывчивость, доброту, бережное отношение к природе.
Оформление группы : расставить искусственные елочки, разложить снежинки, карточки с изображением силуэтов диких животных.
Дидактический наглядный материал.
Демонстрационный материал: магнитная доска, две корзины с числовыми карточками, зайчик (игрушка, аудиозапись пьесы «Декабрь. Святки» (из цикла «Времена года» П. И. Чайковского).
Раздаточный материал: карточки с изображением силуэтов диких животных, математические корзинки, наборы плоскостных грибов на каждого ребенка, рамочки из картона для «портрета», наборы геометрических фигур, квадраты-трансформеры В. Воскобовича.
Организационный момент.
Воспитатель:
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Какое у вас настроение стало? (хорошее)
Давайте подарим это настроение друг другу (дети дуют на ладошку).
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня к нам из леса пришел Зайчик. Давайте поздороваемся с ним.
Дети: Здравствуй, Зайка!
Воспитатель: А теперь расскажи нам, Зайчик, почему ты не в лесу?
Зайчик (игрушка) : Ой, у нас случилась неприятность. Вот хочу вам о ней рассказать. Я так радовался, когда наступила зима! На полянках тишина, в белый снег весь лес одет, деревья стоят в белых шубах и в белых шапках. Я тоже в белую шубку нарядился, да вы и сами это заметили! А что еще зимой происходит? (ответы детей) Правильно, вы столько всего знаете. Да, в лесу стало красиво! Но вчера я случайно услышал крики, громкую музыку. Вышел на поляну, а там стоит машина, рядом дети бегают, кричат, птичек дразнят, а взрослые выбирают, какую елочку им срубить на Новый год. Лесные звери испугались, спрятались. Что вы на это скажете? Можно так делать? (ответы детей)
Зайчик: Вы все правильно говорите! Вы молодцы! Пойдете со мной в зимний лес? Поможете лесным зверям? Пусть звери посмотрят, какие вы внимательные, сообразительные и добрые ребята, как вы умеете беречь природу.
Воспитатель:
Сейчас на улице зима,
Наступили холода.
Но нам морозы нипочем,
С вами мы гулять пойдем.
Игра «Зимняя прогулка».
Очень холодно зимой,
(Дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам.)
Но мы пойдем гулять с тобой.
(«Пробегают» указательными и средними пальцами по бедрам)
Я надену шубку,
(Проводят ладонями от плеч по груди вниз)
Я надену шапку,
(Двумя руками поглаживает голову)
Я надену шарфик и еще платок,
(Поглаживают шею одной ладонью)
А потом красивые,
Теплые, пушистые,
Крошки-рукавички,
На ручки натяну.
(Поглаживают по очереди руки, как бы надевая рукавицы)
И хотя я маленькая,
У меня есть валенки.
(Выставляют на пятку сначала одну ногу, затем другую)
Воспитатель: Дети, а на чем же мы поедем в лес? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, скорей «надевайте» лыжи, едем в лес. (Имитация ходьбы на лыжах под аудиозапись пьесы «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского).
Воспитатель. Ну вот, мы и в лесу. Устали? Давайте отдохнем, поиграем в игру «Зимние слова»!
Дети, если вы услышите слово, связанное с зимой, хлопните в ладоши.
Воспитатель называет слова: снежинка, тепло, санки, Новый год, жара, лед, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, клубника, Снегурочка, загорать, снегопад, лыжи и т. д.
Дети хлопают в ладоши, если слышат зимнее слово.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь отгадайте мою загадку:
Что зимою лишь бывает
И всю землю застилает?
Знает каждый человек,
Что зимой бывает…
Дети: снег!
Воспитатель: Ребята, а снег, это хорошо или плохо? И почему?
Дидактическая игра «Хорошо – плохо» (ТРИЗ).
Воспитатель делит детей на две команды. Первая команда рассказывает о природном явлении с хорошей стороны, а вторая команда – с плохой.
Снег. ( Хорошо: снег укрывает почву и растения от морозов, под снегом растениям тепло. Плохо: заметает все дороги, можно увязнуть в сугробах, холодно).
( Аналогично разбираются другие природные явления: мороз, гололед.)
Воспитатель: Дети, давайте с вами постараемся разобраться: зима – это все-таки хорошо или плохо?
Ответы детей.
Хорошо: Плохо:
зимой катаются на лыжах, надо одевать много одежды,
можно играть в снежки, бывают сильные морозы,
красиво, когда много снега, рано темнеет,
снег переливается, блестит, можно замерзнуть,
наступает Новый год и т. д. птицам голодно зимой и т. д.
Воспитатель: Итак, зима – это красивое время года. Земля, деревья и кусты, - все покрылось белым снегом. Вода в реках и на прудах замерзла и превратилась в лед. Зимой у детей много разных забав: можно играть в снежки, слепить снеговика, кататься на лыжах, санках и коньках. Это хорошо. Но с другой стороны и плохо: дуют холодные ветры, метут метели, трещат морозы. Люди надевают зимние шапки и пальто. А зимующие птицы держатся ближе к домам людей, они ищут тепло и корм. Дети, мы с вами давно уже в лесу, а почему не видно зверей? Кого они испугались? (ответы детей)
Давайте поищем, кто здесь прячется.
Дети ищут зверей и находят их тени на снегу (карточки с изображением силуэтов диких животных).
Дидактическая игра «Что за клякса?».
Зайчонок предлагает детям догадаться, какие животные оставили свои тени на снегу.
Дети анализируют силуэт дикого животного, называют животное и отличительные особенности его внешнего вида.
Например: это заяц, у него длинные уши; это лиса, у нее пушистый хвост.
Воспитатель. Молодцы, правильно назвали всех диких животных. А где же наш Зайка? Зайчик, иди, поиграй с нами!
Динамическая пауза «Зайчик».
(координация речи с движением, развитие общих речевых навыков)
Зайка по лесу скакал.
(Руки перед грудью).
Зайка корм себе искал.
(Мелкие подскоки на двух ногах).
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки.
(Указательным и средним разведенными пальцами изображают ушки).
Шорох тихий раздается:
Кто – то по лесу крадется.
(Пугливо оглядываются).
Зайка путает следы,
Убегает от беды.
Прыгнул вбок и обернулся.
(Скачут, бегут по кругу и петляют, затем на двух ногах – большой прыжок в сторону).
И под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок,
Чтоб найти никто не смог!
(Сворачиваются в клубок).
Воспитатель: Ребята, вот на этой полянке живет белочка. Она хотела приготовить подарки своим подружкам на Новый год, а дети, которые приезжали в лес, разбросали у нее все грибочки.
Зайчик (игрушка) : Ребята, помогите, пожалуйста, белочке разложить грибы в корзинки.
Дидактическая игра «Математические корзинки».
Воспитатель дает детям задание: положить столько грибов, сколько нарисовано кружков на корзинках. Один ребенок выполняет задание на магнитной доске. Воспитатель предлагает ему посчитать кружки, напоминает правила счета, побуждает называть итоговое число.
Воспитатель:
-Как узнать, сколько кружков нарисовано на первой корзинке?
-Положите в корзинку столько же грибов.
- Сколько грибов вы положили?
-Почему вы отсчитали четыре грибка?
-По сколько кружков и грибов?
(Аналогично дети раскладывают грибы во вторую корзинку с числовой карточкой «пять»).
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли белочке! А теперь нужно собрать портрет. Давайте узнаем, кому звери хотели приготовить подарок.
Математический диктант «Собери портрет».
Воспитатель: На середину нижнего края положите большой круг, на него круг чуть меньше, на него два маленьких овала, справа от большого круга положите маленький круг. Кто получился? (ответы детей)
Ребята, давайте подарим портреты Зайчику. А чем же угостить лесных зверушек? (ответы детей)
Воспитатель: Мы сделаем конфеты с помощью волшебных квадратов!
Игра «Квадрат Воскобовича» (двухцветный квадрат).
Воспитатель: Дети, вы уже умеете превращать волшебный квадрат в домик, конверт. А сейчас придумайте сами, как можно превратить квадрат в конфету.
Работа детей (воспитатель поощряет тех детей, которые самостоятельно справляются с заданием).
Воспитатель: Ребята, расскажите, как вы сделали конфету?
Дети: нужно загнуть два уголка самого большого квадрата. Воспитатель: Давайте передадим с зайчонком конфеты для лесных зверушек. А нам пора прощаться с зайчонком, с зимним лесом. До свидания!
Дети надевают лыжи, возвращаются под музыку в детский сад. Воспитатель. Ребята, вам понравилась прогулка по зимнему лесу? (ответы детей)
Воспитатель: Вы были добрыми и отзывчивыми, не шумели в лесу, не обижали обитателей леса, а всем помогали.
Птиц, зверей оберегайте
И всегда им помогайте!
Я хочу преподнести вам подарок. Это снежинки! Все они разные: веселые и грустные. Выберите ту снежинку, которая соответствует вашему настроению. У кого хорошее настроение, поднимите снежинки, которые улыбаются!
. Приложение: «Как изготовить квадрат В. Воскобовича».
Изготовить «Квадрат Воскобовича» несложно. Он состоит из 16 одинаковых прямоугольных треугольников, основание которых составляет 8 см. Склеиваем 2 разных по цвету листа картона. Например: синий и красный или жёлтый и зелёный. Делим его на маленькие квадраты со стороной 8 см. Каждый квадрат разрезаем по диагонали и получаем по 4 прямоугольных треугольника. Соединяем их по данной схеме и скрепляем широким скотчем с обеих сторон. Квадрат готов.
Принцип работы с квадратом аналогичен принципу оригами. Теперь попробуем пофантазировать. Путём сгибания квадрата можно добиться получения различных фигур. Попробуйте сами!