Папки-передвижки

Особенности работы над басней с обучающимися с ТНР

Юлия Анисимова
Особенности работы над басней с обучающимися с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности работы над басней с обучающимися с ТНР.

Введение

Методика работы с литературными произведениями на уроках чтения является одной из наиболее важных задач обучения младших школьников, входящих в изучение русского языка в начальных классах. Круг чтения младшего школьника охватывает достаточно большое число разнообразных жанров, в которые входят как стихотворные произведения, так и проза. Исходя из психологических особенностей развития детей данного возраста, можно сказать, что ими лучше воспринимаются произведения, несущие в своем содержании яркий и эмоциональный литературный или поэтический образ, чем строгие и наукообразные рассказы, лишенные авторского стиля и не активизирующие фантазию или мышление школьника. Кроме того, школьники психологически более настроены воспринимать стихотворные произведения, поскольку внешнее строение, рифма и общий ритм стиха способствует созданию гармоничного стиля текста и улучшает его восприятие, что повышает интерес учеников к изучению данного литературно-поэтического произведения. Одной из задач на занятиях является обучение детей выразительному чтению, для чего наиболее удачно используются стихотворения, т. к. уже в самом тексте заложен определенный ритм чтения, темп, паузы, логические ударения и своеобразная мелодика устного воспроизведения. Ученик, читая стихотворение и правильно применяя средства выразительного чтения или воспринимая их на слух при чтении учителем, гораздо лучше проникается общим настроением стиха и способен создать в своем воображении личный, опосредованный в своем сознании художественный образ.

Публикация «Особенности работы над басней с обучающимися с ТНР» размещена в разделах

Одним из видов художественного текста, изучаемых в начальной школе, является басня. Басня может быть как стихотворной, так и написанной в форме поучительного рассказа, но наиболее часто употребляемой является стихотворная басня. В начальной школе широко используются басни И. А. Крылова, как наиболее яркий образец русской поэзии данного жанра, а также басни Л. Н. Толстого и С. В. Михалкова.

Обучение чтению басен - вопрос в методике, который изучался многими специалистами. К нему обращались К. Д. Ушинский, Д. И. Тихомиров, В. Я. Стоюнин, В. П. Острогорский, В. П. Шереметьевский, Н. Н. Щепетова и другие. В России басня включается в учебные книги с 1699 года, и по настоящее время признается обязательным учебным материалом для уроков чтения.

Специалисты утверждают, что в учебном процессе в начальных классах традиционно и до сих пор в основном используются возможности басни как жанра дидактической литературы, т. е. художественно оформленной поучительной литературы, которая излагает в форме словесно-художественных жанров философские, религиозные, моральные и научные знания и идеи.

Обоснование необходимости использования басен в процессе обучения дано в работах великих русских педагогов К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого и являются в наши дни методической основой их использования. Систематическая работа над смыслом басен, используя различные способы их анализа, позволяет развивать мышление учащихся, воспитывать нравственные качества в каждом ребёнке, развивать и обогащать речь. Различные учебные пособия уделяют внимание вопросу изучения басен на уроках чтения и русского языка, но в разной степени.

Классическую басню как учебный материал в современной начальной школе нельзя ничем заменить. Выдающийся русский литературовед А. А. Потебня, анализируя басню, писал: "Басня есть один из способов познания житейских отношений, характера человека, одним словом, всего, что относится к нравственной стороне жизни людей".

Теоретический раздел. Методика.

Методика работы над басней обусловлена ее спецификой как вида художественного произведение. В литературоведении басня определяется как аллегорический рассказ нравоучительного характера. Таким образом, выделяются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). В баснях часто действующими лицами являются животные, но этот признак не выступает в качестве обязательного, персонажами басни могут быть и люди. Также не обязательным для басни является стихотворная форма. Например, басни Л. Н. Толстого написаны в прозе.

Методика работы над басней предполагает следующую работу :

- познакомить учащихся с понятием «Басня». Басня - это иносказательный, аллегорический рассказ, в котором есть нравоучение. Относится басня к животному эпосу.

- познакомить с происхождением басни. От какого слова произошло слово басня - баять - баян - говорить.

Для понимания учащимися басни учитель должен научить их:

- определять время написания (Крылов, Толстой -XIX век, Михалков - XX век)

- устанавливать структуру ( 2 части: повествование и мораль, выделять мораль.

- определять характер героев: через поступки, внешний облик, язык, оттенки речи.

- выявлять авторское и личностное отношение к героям; - подготовиться к выразительному чтению.

Учитель может применять такие приемы работы с басней, как определение структуры, определение характера героя, чтение по ролям (инсценировка, составление плана, «живые картинки», анализ композиции, сравнение басен, выразительное чтение.

Работу над басней следует построить следующим образом:

1. Работа над техникой речи.

2. Работа с текстом до чтения - подготовить учащихся к восприятию текста, т. к. много незнакомых, трудных слов.

3. Рассказ об авторе.

4. Чтение басни. Первый раз басню читает учитель.

Целесообразно начать урок с выполнения упражнений по технике речи, на которые отводится 4—5 минут.

Упражнения на постановку дыхания, голоса, дикции. Тренинг

A) Дыхание. Упр. 1.

Встать прямо, на счет раз-два сделать вдох, на счет 3-4-5-6 - выдох. Упр-ие выполняем 5 раз, каждый раз увеличивая время выдоха.

Упр. 2.

На звуке п-фффф вдохнуть воздух, на выдохе произносим звук с прерывисто и медленно. Выполняем 5 раз

Б) Образование голоса

Упр. 1.«Стон». Губы слегка сомкнуты, на звуке м тихо стонать. Затем произносим звукосочетания (ма-мо-му-мэ-ми-мы) (мам-мом-мум-мэм-мим-мым).

Произносим слоги с другими сонорными (лламм. и т. д. ннамм. ррамм.)

B) Дикция Упр. 1

Произнести следующие строчки в такт барабану: Пара барабанов - 3 р. Била бурю!

Пара барабанов - 3 раза Била бой! Упр. 2.

Произнести чистоговорки сначала беззвучно, затем вслух, чисто артикулируя.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. Добыл бобов бобыль.

Упражнение на дыхание: «задувание свечи».

Упражнение для дикции: произнесение скороговорок. «Шалунья мартышка сидит на вышке и швыряет оттуда шишки». Задание: произнести скороговорку с двумя намерениями.

1. Любуясь Мартышкой, хвалю ее действия: «Ловко у нее получается».

2. Жалуюсь на Мартышку: «Она в меня бросает шишки, мне больно», «На инструментах так играли, что с инструментов струны содрали». Произнести с намерением:

1. Объяснить, почему на музыкальных инструментах нет струн.

2. Выругать за то, что поломали инструменты.

Ряд следующих вопросов выводит учеников на характеристику героя, подготавливает к выразительному чтению:

«Кому вы сочувствовали, слушая басню

«Кто был вам симпатичен?»

«Чью роль вы хотели бы сыграть?»

5. Самостоятельное чтение басни учащимися. После прочтения учитель задает вопросы по тексту, которые помогают детям приготовится к выразительному чтению.

«Найдите слова, которые помогут нам увидеть этого героя.»

«Действительно ли животные могут действовать так как в басне или это качества кого-то другого?» (т. е. в басне действуют животные, а подразумеваются люди)

6. Составление плана. Выделяем смысловые части. Находим опорные слова для каждой смысловой части.

7. Басня имеет дидактический (научительный) характер, этим она близка пословице. Поэтому при работе с басней обращение к пословице очень логично.

(Может ли пословица быть моралью басни

8. Выразительное чтение (ударения, логические паузы, интонация).

9. Инсценировка. [1.]

Интонационные средства

Интонация - это сложный комплекс элементов, таких, как интенсивность. Методика, логическое ударение, пауза, темп, тембр, диапазонная полоса и эмфатическая долгота. Они входят в понятие «интонация», поэтому ставить эти элементы в один рад с термином «интонация» нельзя. Произнося фразу, мы используем почти весь комплекс интонационных элементов, каждый из сонорных определяет определенную функцию. Поэтому функции интонации очень разнообразны:

1. Членит речевой поток;

2. Оформляет высказывание в единое целое;

3. Различает коммуникативные типы высказывания;

4. Выделяет важное;

5. .Выражает эмоциональное состояние;

6.. Различает стили речи;

7. Характеризует личность говорящего.

Интонация описывается при помощи акустических параметров: интенсивности, длительности, частоты основного тона и спектра. Интонация должна быть живой, яркой.

Как уже говорилось, интонация - явление сложное. Чтобы представить себе ее более отчетливо, рассмотрим отдельные компоненты, составляющие интонацию:

1. Сила голоса - это степень его громкости, его усиления или ослабление. Она выражается, во-первых, в общей громкости звучания, но и в выделении наиболее значимых слов.

2. Логическое ударение - это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов. «Ударение, - писал К. С. Станиславский, - указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или в такте! В выделенном слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!». Причиной ошибок в расстановке логических ударений является недопонимание смысла читаемого или недостаточно хорошее видение того, о чем идет речь. Таким образом, расстановка логических требует предварительного анализа текста.

3. Пауза - остановки, перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими. Их наличие и длительность определяются смыслом. Чем теснее связаны между собой речевые звенья, тем короче пауза. Чем связь меньше, тем длиннее пауза.

4. Темп и ритм - обязательные компоненты, участвующие в создание определенной интонации. Эти выразительные средства между собой. Станиславский объединял их в единое понятие темпоритм.

Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменение темпа чтения - прием, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца. Выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, а также от характера, эмоционального состояния, поведения персонажей, о которых рассказывают или читают.

Ритм связан с равномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков речи и пауз, усиление и ослабление голоса.

5. Мелодика речи - движение голоса по звукам разной высоты. Именно с работы над мелодикой чтения начинается формирования выразительности речи в начальных классах. Для определения мелодики недостаточно исходить только из знаков препинания. Мелодика может не совпадать со знаками препинания. Она рождается из глубокого проникновения в текст и из ясного представления чтеца о задаче чтения. 6. Тон голоса - это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, мысли, отношения к тому, о чем говоришь или читаешь.

7. Тембр - это природная окраска голоса, которая в той или в иной степени остается постоянной, выражает ли говорящий радость или печаль, спокойствие или тревогу. Тембр в определенной степени можно менять.

8. Невербальные средства (мимика, телодвижения, жесты, позы) способствуют повышению точности и выразительности речи. Они являются дополнительными средствами воздействия на слушателей. Неязыковые средства выразительности органично связаны с интонацией, а их характер зависит от ситуации и содержания высказывания, поэтому их никогда не надо придумать. Выбор читающим невербальных средств должен непроизвольно вытекать из психологического состояния, возникающего в связи с восприятием и осмыслением текста. Использование жестов и мимики должно быть разумным, ими нельзя злоупотреблять, иначе это приведет к гримасничанию, формализму и отвлечет слушателей от смысла высказывания. Педагогу целесообразно соблюдать правила использования неязыковых средств выразительности. Приведем здесь некоторые из них:

- на уроке лучше стоять. Такое положение помогает овладеть вниманием учащихся, дает возможность наблюдать за аудиторией, держать в поле зрения всех детей;

- не следует расхаживать по классу: хождение отвлекает внимание детей и утомляет их;

- учителю надо держаться прямо, собранно и вместе с тем непринужденно;

- следует избегать механических жестов, не оправданных психологически;

- удобная поза, не мешающая дыханию и работе всего речевого аппарата, вызывают у исполнителя чувство уверенности, и помогает найти нужное для исполнения внутреннее состояние.

Важным компонентом исполнения является выразительная мимика. Следует помнить о том, что неточное, а также чрезмерное использования мимики затрудняет восприятие и раздражает зрителей. Поэтому при подготовке к исполнению рекомендуется начитывать текст перед зеркалом, анализируя и корректируя выражение лица.

Все перечисленные компоненты составляющие интонацию помогают в усвоение выразительного чтения.

Интонация - это ответ на ситуацию разговора. В процессе своей собственной речи человек не задумывается над ней: она - проявление внутреннего его состояния, его мыслей, чувства.

Заключение

Художественная литература одно из важнейших средств гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека. Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме.

Великие русские педагоги в своих работах утверждают, что классическую басню как учебный материал в современной начальной школе нельзя ничем заменить. Изучение басен именно в начальной школе имеет огромное воспитательное значение. В них содержится богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и воспитания у него высоких моральных качеств силой художественного слова.

Современному учителю необходимо владеть методикой работы с литературными произведениями, в частности с басней, на уроках литературного чтения, т. к. систематическая работа над смыслом басен, ее анализ, позволяет развивать мышление учащихся, воспитывать нравственные качества в каждом ребёнке, развивать и обогащать речь.

Публикации по теме:

Консультация музыкального руководителя «Алгоритм работы над песней» Пение принадлежит к тому виду искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Многие передовые, общественные деятели высоко.

Игры для работы над речевым дыханиемИгры для работы над речевым дыханием Игры для работы над речевым дыханием Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию подборку игр для развития речевого.

Из опыта работы «Работа над пословицами в старшем дошкольном возрасте» Из опыта работы «Работа над пословицами в старшем дошкольном возрасте». Русский народ создал огромную изустную литературу - мудрые пословицы.

Конспект дефектологического занятия «Анализ и сравнение совокупности предметов. Число 3» для работы с обучающимися 1 класса Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат.

Перспективный план работы над проектом «Волшебница вода»Перспективный план работы над проектом «Волшебница вода» Беседа «Кому нужна вода?» Цель. Вызвать у детей познавательный интерес к изучаемой проблеме. Рассматривание глобуса и карты Цель. Постановка.

План работы над проектом «Мы туристы» во второй младшей группе План работы над проектом «Мы туристы» во второй младшей группе. Месяц, неделя, тема Задачи в рамках проекта Мероприятия с детьми с учетом.

Приемы работы над интонационной выразительностью речи дошкольников Приемы работы над интонационной выразительностью дошкольников. Новоселова Ольга Юрьевна, старший воспитатель, МДОБУ «Ежовский детский.

Работа с одаренными детьми. Особенности работы детьми с ОВП. Особенности работы с детьми с девиантным поведением Содержание: 1. стр 3: Особенности работы с одаренными детьми 2. стр 4: Особенности работы с детьми с особенными образовательными потребностями.

Веб-квесты как новая форма работы с обучающимися Каждый квест предполагает целенаправленную поисковую деятельность, а веб-квест - еще и с использованием ресурсов сети Интернет. Мы можем.

Консультация для педагогов «Этапы работы над потешкой в младшей группе»Консультация для педагогов «Этапы работы над потешкой в младшей группе» В настоящее время педагоги отмечают, что речь детей зачастую лишена эмоциональной окраски. Причин этому много, но одна, и, на мой взгляд,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы над басней с обучающимися с ТНР
Опубликовано: 28 февраля 2018 в 13:28
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности работы над басней с обучающимися с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Анисимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД