Лучший педагог года

Приемы работы над интонационной выразительностью речи дошкольников

Новоселова Ольга Юрьевна
Приемы работы над интонационной выразительностью речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Приемы работы над интонационной выразительностью дошкольников.

Новоселова Ольга Юрьевна, старший воспитатель, МДОБУ «Ежовский детский сад «Солнышко», с Ежово, Республика Марий Эл.

Практика показывает, что выразительное чтение оказывает значительное

воспитательное воздействие на детей. С помощью выразительного чтения,

отвечающего требованиям логической и интонационной правильности и эмоциональности, педагог не только открывает детям мир искусства,но и дает им образец правильной и образной художественной речи.

Публикация «Приемы работы над интонационной выразительностью речи дошкольников» размещена в разделах

Умение выразительно читать- не природное умение, его можно вырабатывать и развивать путем постоянной тренировки дикции и голоса. Постичь искусство выразительного чтения можно разными методами и приемами.

Анализ психолого-педагогических исследований позволил определить последовательность работы, направленной на развитие выразительности речи у детей.

Она строится по схеме: восприятие- исполнение- творчество.

Это предполагает, что ребенок от этапа художественного восприятия произведений переходит к освоению специальных «актерских и режиссерских» умений и далее к самостоятельному применению средств речевой выразительности в творческой деятельности.

Работу по развитию выразительности речи у детей дошкольного возраста

Можно разделить на три этапа.

Первый- подготовительный этап. Предполагает работу с детьми младшего дошкольного возраста.

Основными задачами этапа являются:

Знакомство с произведениями устного народного творчества, с использованием наглядного сопровождения (различных видов театра).

Побуждать детей к воспроизведению художественных текстов.

Основной прием обучения на данном этапе речевой образец.

Образец поможет донести до маленького слушателя образность языка, выразительность диалогов, эмоциональность и живость произведений.

На втором этапе обучения детей знакомим с компонентами речи. Можно воспользоваться методикой Ю. Родионовой «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников». Она направлена на формирование навыков восприятия интонации и использования этих навыков в собственной речи.

На данном этапе решаются задачи:

Выявить особенности выразительности речи старших дошкольников.

Способствовать развитие интонационной выразительности старших дошкольников через игровую технологию.

Специальные игры и игровые упражнения познакомят детей с компонентами интонации : темп, тембр, сила, высота голоса, ритм, мелодика речи.

Это такие игры как: «Просьба», «Волшебная линия», «Точка», «Восклицательный знак» и другие из пособия Ю. Родионовой.

Основным синтезом всех приобретенных навыков являются заучивание диалогов и коротких реплик, инсценировка сказок и рассказов., отработка жестов, мимики, позы.

Третий (заключительный) этап предполагает переход к организованной театрализованной деятельности детей, которая может возникнуть как режиссерская или театрализованная игра.

Первые игры-занятия проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации и лишь в старших группах педагог иногда может быть участником театрализованной игры и побуждать детей в выборе сюжета и его разыгрывании. Использование различных видов театрализованной игры обеспечивает вовлечение детей в выразительное рассказывание. Первоначально взрослый участвует в игре направляет детей к тому, что вначале им нужно договориться о распределении ролей, продумать мизансцену, припомнить средства языковой выразительности, подумать о характере и настроении героя, выбрать соответствующие средства языковой выразительности. Постепенно дети становятся более самостоятельными, а взрослый занимает позицию «зрителя. Дошкольники становятся более свободными в выборе средств выразительности для воплощения образа выбранного героя. Далее работа может быть направлена на развитие творчества детей в импровизациях по мотивам произведений устного народного творчества. Дети учатся прогнозировать последующие события, объединять известные фольклорные сюжеты. Развитие сюжетосложения происходит в процессе игры- фантазирования «Сочиняем сказку». Таким образом, такая поэтапная работа повлияет на качество исполнения детьми произведений устного народного творчества.

Речь детей будет образной, с использованием разнообразных средств выразительности, что благотворно повлияет на самостоятельную художественно- речевую деятельность.

Поэтому можно предположить, что развитие у детей интонационной выразительности речи- необходимый этап в работе воспитателей и эффективность работы будет зависеть от следующих условий: знание педагогами речевого развития каждого ребенка своей группы; создание предметно- пространственной развивающей среды в группе; тесное сотрудничество родителей, воспитателей и детей в вопросах речевого развития; использование в работе игровых приемов на развитие у детей интонационной выразительности речи. Последовательная работа поможет детям стать увереннее, инициативнее, эмоциональнее, а это, безусловно, поможет им в обучении в школе.

Список использованной литературы.

Ю. Родионова. Развитие интонационной выразительности речи дошкольников.

Журнал «Ребенок в детском саду».№4,2006,с. 7, № 5, 2006,с. 2

Л. Белоусова. Развиваем умение интонировать.

Журнал «Дошкольное воспитание» №6,2007,с. 27.

О. А. Шорохова. Играем в сказку. Т. Ц"Сфера"

Публикации по теме:

Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи при чтении сказок Интонация в словах –это красок море Ею можно выражать радость, трепет, горе Без нее слова пусты, знают даже дети Без нее мы видим все в.

Интересные приемы для развития речи дошкольников (из личного опыта) 1. При рассматривании картины, сюжетной или пейзажной, мы с детьми погружаемся в картину, через игру «Что я вижу, что я слышу, что я ощущаю,.

Методы и приемы работы по формированию у дошкольников основ правовой культуры Консультация для воспитателей Методы и приемы работы по формированию у дошкольников основ правовой культуры. 1. Методы и приемы, направленные.

Консультация «Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников с нарушениями речи» Консультация: «Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников с нарушениями речи» Значение живого устного слова.

Консультация «Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников с нарушениями речи» Значение живого устного слова неоспоримо, ведь лекция, доклад, беседа, выступление стали повседневным явлением в нашей жизни. Устная речь.

Методы, приемы и технологии развития речи дошкольников МКДОУ Владимирский детский сад «Ручеек» Развитие речи дошкольников (подготовила старший воспитатель Гусева Н. В.) Цель: активизировать знания.

Опыт работы по теме «Развитие музыкально-ритмических движений младших дошкольников через игровые методы и приемы» Муз. -ритмическое воспитание – один из стержневых видов деятельности, объединяющиймузыку,движение и слово. На сегодняшний.

Опыт работы педага «Методы, формы, приемы работы по формированию нравственного отношения у дошкольников любви к малой Родине» Дошкольный возраст является важным периодом в становлении нравственных качеств у ребенка, которые являются результатом нравственного воспитания.

Приемы логопедической работы по формированию лексики у детей с общим недоразвитием речи Среди многочисленных приемов словарной работы, которые могут быть использованы на логопедических занятиях, можно выделить следующие: 1.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы работы над интонационной выразительностью речи дошкольников
Опубликовано: 11 февраля 2018 в 21:34
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приемы работы над интонационной выразительностью речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Новоселова Ольга Юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД