Ольга Светлолобова
Особенности работы логопеда с умственно отсталыми детьми
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время активно развивается теория и практика детской дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии. Перед медико-психолого-педагогическими службами стоит задача углубленного изучения особенностей психического развития каждого ребенка для определения адекватных индивидуальных мероприятий коррекционно-воспитательного, развивающего и лечебно-профилактического воздействия.
Темочки:
В системе порождения речевого высказывания могут нарушаться одно или несколько звеньев, а иногда несформированными оказываются все звенья этой системы. Соответственно коррекционная работа направляется на формирование отсутствующего компонента.
Недоразвитие речи отрицательно влияет на общее психическое развитие ребенка, затрудняет его общение с окружающими. Поэтому представляется актуальной коррекция дефектов речи у детей с умственной отсталостью, что позволит им в дальнейшем максимально адаптироваться в окружающем мире.
У умственно отсталых детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.
Нарушения речи у умственно отсталых школьников исследовались Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Д. И. Орловой, М. А. Савченко, Р, И. Лалаевой и др.
По мнению С. Я. Рубинштейн, основными причинами недоразвития речи умственно отсталых детей является «слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцировочных связей во всех анализаторах». В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речи слухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.
В процессе анализа особенностей речи можно выделить приоритетные направления в логопедической работе с детьми с умственной отсталостью :
- обеспечение интеллектуального и личностного развития детей с учетом коррекции нарушений развития и индивидуальных особенностей;
-становление способности к сотрудничеству с взрослыми и детьми в разнообразной деятельности;
- развитие речи, особенно ее коммуникативной функции;
- частичная интеграция детей с тяжелыми нарушениями в развития в общество более здоровых сверстников;
- консультативно-методическая поддержка родителей (лиц, их заменяющих).
Логопедическая работа, в свою очередь, должна носить системный характер, охватывая все направления коррекционного воздействия:
- развитие сенсорного восприятия;
- развитие невербальной коммуникации;
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- развитие функций голоса и дыхания;
- развитие просодики;
-развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Значительное место в работе логопеда занимает развитие коммуникативной функции речи, т. к. она является базовой предпосылкой для вербального, т. е. речевого развития. Учитывая, генетический принцип развития типов общения формирование коммуникативной деятельности проводится в следующих направлениях:
Развитие эмоционального общения осуществляю через формирование аффектно - личностных отношений между взрослым и ребенком; через развитие умений понимать, называть базовые эмоции (добрый - злой, грустный -веселый) и узнавать их в графическом изображении.
Развитие делового общения предусматривается через:
- формирование интереса к предметно - игровой деятельности;
- выполнение действий с предметами;
- называние действий и качественных характеристик предметов;
- формирование умений действовать совместно с взрослым, по подражанию, по образцу, по словесной инструкции.
Развитие речевого общения проводится через:
- формирование интереса к слову и понимание обращенной речи;
- формирование речевого подражания;
- освоение речевых средств: слоги, звукоподражания, слова, словосочетания, фразы и предложения и использование их в активной речи;
- формирование форм высказываний (обращение - побуждение, просьба, обращение - сообщение, обращение - вопрос);
- развитие диалогической речи.
В заключение, можно сказать, что логопедическая коррекция речевых нарушений у детей с умственной отсталостью характеризуется спецификой, обусловленной особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с интеллектуальной недостаточностью, а также характером и структурой речевого дефекта у детей данной категории.