Татьяна Алексеева
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с задержкой речевого развития в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Т. Ю. Долматова, педагог-психолог
МБДОУ - Детский сад «Алёнушка»
г. Курильск, Россия
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях дошкольного учреждения.
Аннотация. В статье значение раннего педагогического и психологического вмешательства при задержке речевого развития у детей раннего возраста. Автором описывается система коррекцонно-профилактического воздействия состоящая из 3х блоков, реализация которой на базе дошкольного образовательного учреждения способствует нивелированию и предупреждению речевых нарушений.
Публикация «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с задержкой речевого развития в ДОУ» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Ключевые слова: ранний возраст, речевое развитие, задержка развития речи, логопедические занятия, коррекционно-профилактическое воздействие.
В течение двух последних десятилетий Институт коррекционной педагогики и психологии разрабатывает концепцию раннего выявления и коррекции различных отклонений в развитии у детей раннего возраста. Основная цель этой концепции, ранняя диагностика и своевременная профилактика и коррекция имеющихся отклонений в развитии. Проблема ранней помощи детям является очень актуальной. В процессе наблюдения за детьми раннего возраста в нашем дошкольном учреждении, изучения медицинских данных и индивидуальных обращений родителей, мы выявили, что всё больше поступает детей с симптоматикой задержки развития речи (ЗРР). Задержка развития речи (ЗРР) – это более позднее овладение навыками устной речью детьми до трех лет по сравнению с возрастной нормой. Она характеризуется недостаточной сформированностью экспрессивной речи, недоразвитием словарного активного и пассивного словаря. Это дети с сохранным интеллектуальным и эмоциональным развитием, слухом, понимающие обращенную к ним речь, определенными артикуляционными навыками, развитие речи которых не укладывается в нормотипичные показатели. В дальнейшем, ЗРР с возрастом может перерасти в серьезные неврологические диагнозы, ребенку будет необходимо дошкольное учреждение компенсирующего вида или длительная логопедическая работа. Исследования Е. И. Исенина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия о роли речи в психике ребенка, свидетельствуют о том, что речь является фундаментом всех высших психических функций. Поэтому, если речь развита, то все остальные функции развиваются тоже, своевременное коррекционно-профилактическое воздействие, способствует нивелированию уже имеющихся отклонений и профилактики вторичных нарушений, вызванных ЗРР. Активное речевое и психическое развитие ребенка происходит на ранних этапах онтогенеза в процессе его социализации, в тесной взаимосвязи обучения с речевой деятельностью, в связи с этим вопросы предупреждения и компенсации отклонений стало приоритетным в практике нашего дошкольного учреждения.
Коррекционно-профилактическое воздействие в раннем возрасте предполагает целенаправленную систематическую психолого-педагогическую работу по коррекции и формированию процессов на данном возрастном этапе. Данная работа основывается на следующих принципах: раннего начала психолого-педагогического сопровождения, учёта зоны актуального развития и зоны ближайшего развития (Л. С. Выготкий, связи речевого и психического и моторного развития (Л. А. Вергер, М. М Кольцова, Д. Б. Эльконин, природособразности (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, системный, деятельностный с другие.
Коррекционно-профилактическое воздействие состоит из следующих блоков:
Психолого-педагогический осуществляется педагогом-психологом и логопедом. Основные формы работы речевое обследование детей, организация подгрупповых логопедических занятий (занятия на "запуск речи").
Занятия проходят в игровой форме, организуются на основе постепенно усложняющегося материала, лексические темы связаны с сезонностью явлений в природе и жизни людей. Каждое занятие имеет четко организованную структуру:
1. Приветствие по кругу
2. Артикуляционная гимнастика сенсорно-интегративная
3. Игры с использованием элементов самомассажа
4. Сенсорные игры, игры в сенсорной коробке
5. Игры на развитие кистевого пальцевого праксиса
6. Дыхательные игры и упражнения
7. Игры на подражание взрослому простых действий и цепочки действий, речевое подражание, развитие слухового и зрительного восприятия, формирование координации "рука-глаз", "рука-рука", вестибулярных ощущенией.
8. Коммуникативные игры, игры малой и средней подвижности на развитие игрового взаимодействия.
9. Прощание.
На занятиях используется яркий запоминающийся персонаж - перчаточная кукла, разнообразный дидактический, сенсорный, природный материал, тренажеры для мозжечковой стимуляции (балансиры, простые упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
Музыкально-логопедический: осуществляется музыкальным руководителем, логопедом или педагогом-психологом в форме групповых логоритмических. Логоритмические занятия в раннем возрасте включают в себя : ходьбу со сменой направления, упражнения на развитие дыхания, артикуляционную гимнастику, проговаривание потешек, стихов, чистоговорок, игры и упражнения на развитие ритмического чувства, пение. Песенный и игровой репертуар представлен следующими авторами: М. Ю. Картушина "Логоритмические занятия в детском саду", "Коммуникативные игры для дошкольников", Ю. А. Дерябкина "Музыкальный калейдоскоп", О. Мячикова (пальчиковые и подвижные игры, Т. Марчук "Марусины песенки", А. Логочевская (сборники "Зоя-Сова", "Песенки с движение", "Логопедические песенки", "Круглый год", Т. В. Ермолина песенки, потешки игры для детей и другие.
3. Социально-педагогический: консультативные групповые и индивидуальные мероприятия в очном, онлайн и офлайн формате для родителей от педагога-психолога и логопеда. Групповые консультации предполагают информационный блок с теоретическими основами специфики и закономерностей развития речи в раннем возрасте, причин возникновения задержек речевого развития, методов и приемов, которые родители могут использовать в домашних условиях. Родителям предлагаются видеоуроки, которые необходимы для закрепления пройденного материала. Видеоурок представляет собой не большое занятие от логопеда или психолога со знакомыми детям речевыми, пальчиковыми играми, упражнениями артикуляционной гимнастики.
Такая 3-х компонентная система позитивно влияет на эмоциональное состояние детей, активизирует мотивационный компонент речи, повышает творческую активность, в целом дает возможность нормализовать процесс развития, приближая его физиологическому речевому онтогенезу.
1. Е. Ф. Архипова Логопедическая помощь детям раннего возраста : Учебное пособие. - М. :Мозайка-Синтез, 2015.- 256с.
2." Logopedprofiportal.ru" [Электронный ресурс ]. - Режим доступа: https://logopedprofiportal.ru/blog/750427.