Папки-передвижки

Особенности психологического знания

Татьяна Безуглая
Особенности психологического знания
▼ Скачать + Заказать документы

Понятие «знание» используется в часто употребляемой системе «знания - умения - навыки». При этом умения и навыки в этой системе рассматриваются как формы познавательной активности субъекта, указывающие на ее операционально-динамическую сторону. Умения и навыки субъектны, и характеризуют способность человека к преобразованию, объекта в соответствии с закономерностями его собственного существования. Знание же всегда предметно, и воспроизводит объект в присущих ему закономерностях.

Публикация «Особенности психологического знания» размещена в разделах

Психологическому знанию, Гинецинский дает определение как знанию о сознании; сознание по отношению к знанию - это форма его существования. Психологическое знание, по его мнению, представляет собой результат субъективации (осмысления) предварительно объективированных продуктов познавательной активности, а психология, как наука есть объективное знание о субъективной реальности. По мнению Гинецинского, сосуществование многих психологических направлений можно рассматривать как многообразие типов психологических знаний. В разных направлениях существуют разные источники получения эмпирических данных, разные методы, а стало быть, и процедуры их извлечения, а также разные способы определения полученных данных.

В. Н. Карандашев выделяет пять основных типов психологического знания, которое отличается методами получения, особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности. Каждый из рассматриваемых типов психологического знания оправдан, полезен и даже необходим на своем месте и в своем собственном качестве. Однако подмена одного знания другим и их смешение недопустимо. Это может вводить людей в заблуждение относительно адекватных форм и способов познания.

Первым типом является житейская психология, которая использует знание, накопленное и использующееся человеком в повседневной жизни. Достоверность житейской психологии проверяется только личным опытом и опытом людей, с которыми человек непосредственно соприкасается. Житейские наблюдения выдающихся людей, в силу их мудрости и способности к обобщению, представляют большую ценность. Основной критерий истинности знания житейской психологии - его правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях. Особенностями этого знания являются :

а) отражение индивидуального опыта повседневной жизни человека. Знание носит единичный или групповой характер, являясь результатом обыденного обобщения внешнего, поверхностного, непосредственного;

б) знание имеет несистематизированный характер и представляет набор фактов, случаев, догадок и интерпретаций с точки зрения «домашнего обихода», «здравого смысла» и «общепринятых взглядов» по поводу механизмов психологических явлений;

в) знание «житейской психологии», ориентировано на обеспечение оптимальных взаимоотношений с людьми и внутреннего комфорта в рамках стихии жизни. Поэтому такое знание не нуждается в экспериментальной проверке имеющихся представлений;

г) знание фиксируется в системе обыденного разговорного языка, выражающего общие представления и индивидуальную эмоционально-смысловую оболочку слов.

Второй тип знаний - это психологическое знание в искусстве. В этом знании зафиксировано огромное многообразие человеческих судеб и реальных психологических проблем. Это своего рода «экспериментальные ситуации», которые создала сама жизнь и творческое воображение автора. Основное значение в изображении человека в искусстве, по мнению Карандашева, принадлежит художественной литературе. Поскольку психологическое знание в искусстве выражается в образах, оно носит описательный характер. Типичная черта психологического знания в искусстве - его эмоциональность и фрагментарность. Главный критерий истинности психологического знания в искусстве - принятие и узнаваемость образов читателем, зрителем, слушателем.

Третий тип психологического знания - практическая психология. Главная цель практической психологии - оказание психологической помощи человеку. В результате такой деятельности профессионал определяет пути, разрабатывает методы оказания психологической помощи людям, необходимой в решении их жизненных или профессиональных проблем. К основным методам практической психологии относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу. Предметом практической психологии являются конкретный индивид или конкретная группа людей, а также конкретные обстоятельства жизни. Критериями достоверности знания этого типа являются опыт и эффективность работы специалистов. Особенностями знания в практической психологии считается конкретность, практичность деятельности, а также целостность в описании человека.

В практической психологии значительным оказывается влияние личности специалиста психолога на процесс и результаты работы. Поэтому практическая психология отличается метафоричностью знания, то есть использованием терминов, имеющих переносный образный смысл. С целью психологической профилактики практические психологи проявляют большое стремление к популяризации психологического знания (психологическое просвещение). Психологическое знание, полученное в результате практической деятельности, обобщается, систематизируется и предлагается к использованию.

Четвертый тип психологического знания - иррациональная психология. Иррациональная психология - это психологическое знание, недоступное объяснению собственно научными и рациональными методами. К такому знанию обычно относят религиозное знание; знание, полученное в парапсихологии; эзотерическое знание. Религиозное знание традиционно противопоставляется научному знанию. Парапсихология занимается изучением экстрасенсорного познания, ясновидения, телепатии и предвидения. Эзотерическое знание опирается на некоторое тайное знание, недоступное для большинства людей (астрология, йога, нумерология, хиромантия и тому подобное). Привлекательность эзотерическому знанию придает его практичность.

Важнейшей особенностью этого знания является некая его целостность. Неопределенность изложения и выводов позволяет такому знанию быть достаточно правдоподобным и применимым в любых обстоятельствах. Таинство методов получения такого знания, отсутствие возможности рационального его объяснения на основе научных принципов основная его характеристика. Способы доказательства истинности такого знания специфичны, иррациональны, недоступны систематическому и логическому обоснованию. Критерием достоверности такого знания для людей посвященных является его соответствие постулатам таинства и внутренняя убежденность в его истинности. Для людей, не посвященных в тайное знание, главный критерий истинности - вера и опыт переживания соответствующих состояний.

Пятый тип психологического знания, на который, в связи с проводимым нами исследованием, хочется обратить особенное внимание - научное психологическое знание. Научное психологическое знание - это логически непротиворечивая и экспериментально обоснованная система взаимосвязанных понятий, суждений, умозаключений, описывающих психологические явления, объясняющих их природу, прогнозирующих динамику их развития, обосновывающих возможность управления ими. Отличительные особенности научного психологического знания следующие :

оно имеет всеобщий характер, отражая существенное, устойчивое и повторяющееся в психологических явлениях, то есть их фактическое содержание;

оно имеет системный характер, то есть представляет собой систему развивающихся понятий, отражающих динамику явлений и образующих определенную психологическую теорию;

оно представляет собой единство методологического, теоретического и экспериментального знания, в котором главное - осознанная (рефлексивная, исследовательская направленность, проверяемость теоретических положений в эксперименте;

оно фиксируется в системе научного языка, позволяющего отражать и различать структуру психологического явления, недоступную обыденному, непосредственному знанию, «житейской психологии».

В течение долгого времени научно-психологическое знание накапливалось в рамках философии, биологии, медицины, педагогики, социологии и других наук о человеке. В конце XIX века психология выделилась из философии и определилась как самостоятельная наука. С этого времени было разработано большое количество собственных методов научного познания закономерностей и механизмов психической жизни. В настоящее время главная цель научной психологии состоит в поиске новых психологических знаний о внутреннем мире людей.

Научная психология опирается на факты, получаемые опытным путем - эмпирические научные факты. Научно-психологические факты не зависят от субъективного мнения ученого, то есть характеризуются объективностью. Весомость научно-психологическому знанию придает использование эмпирического и теоретического (логического) способов доказательства истинности. Надежность и доказательность знания обеспечивают научные методы, которые используются в психологии. В научной психологии существуют надежные и проверяемые способы измерения психических явлений. Научную психологию называют академической, и разделяют её на фундаментальную и прикладную.

Кроме вышеназванных типов психологического знания существуют следующие:

номотетическое, объясняющее знание (от греч. nomos - закон) - знание, развивающееся по принципам естественных наук. Этот тип знания предлагали развивать бихевиористы школы Дж. Уотсона и Э. Торндайка;

идеографическое, описательное знание, подобное всем наукам о культуре. Этот тип знания предлагали представители понимающей психологии (В. Дильтей, Э. Шпрангер) и гуманистической психологии (К. Роджерс, В. Франкл).

Публикации по теме:

Особенности представлений о семье у детей разного психологического возраста На каждом этапе психического развития существует свой особый образ семьи. При этом на разных ступенях онтогенеза у ребенка может быть, как.

Игра на знания правил дорожного движения с детьми дошкольного возраста Тема: Мы - пешеходы. Цель: Обобщить знания воспитанников по правилам дорожного движения через игровую деятельность. Задачи: • Выявить знания.

Конспект итогового занятия по ФЭМП «Закрепление знания о цифрах от 1 до 5» в средней группе Программное содержание: Упражнять детей в умении отсчитывать предметы с заданным числом в пределах пяти. Закреплять знания о цифрах от 1.

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Вернём знания Волшебнику» Конспект открытого занятия по математике (подготовительная группа) Тема: «Вернём знания Волшебнику» Цели: развивать у детей интерес к предмету.

Конспект занятия по ФЭМП «Знания о геометрических фигурах» во второй младшей группе Цели: 1. Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос “сколько?” словами “один”, “много”, “ни одного”. 2. Формировать.

Конспект занятия по воспитательной работе для 3 класса «Зачем человеку знания» Конспект занятия по воспитательной работе Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата 28.02.2014г Класс 3б Тема. Зачем человеку знания. Цель:.

Опытно — экспериментальная деятельность «Воздух» Эксперименты составляют основу всякого знания Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они очень разные – все они «почемучки». Как удовлетворить детское любопытство? Как объяснить.

Особенности психологического развития детей 4–5 лет В возрасте 4- 5 лет у детей большую роль играют психологические особенности, от которых зависит поведение личности. Стремление к самостоятельности.

СОД для детей подготовительной группы компенсирующей направленности «Сказка о том, как котенок Миша знания искал» «Сказка про то, как котенок Знания искал» (СОД для детей подготовительной группы компенсирующей направленности, педагогов и родителей).

Отчет: «Чему мы научились». Знания, умения и навыки детей младшего дошкольного возрастаОтчет: «Чему мы научились». Знания, умения и навыки детей младшего дошкольного возраста Знания умения и навыки детей младшего дошкольного возраста. Ходос Полина Викторовна. Группа №3 "Гномики" ЗУН (знания, умения и навыки) детей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности психологического знания
Опубликовано: 16 августа 2019 в 11:19
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности психологического знания» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Безуглая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД