Юлия Гладкова
Особенности психологического развития ребенка дошкольного возраста с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
В конце января 2022 года специалистам ППк (психолого-педагогический консилиум) МКДОУ АГО "Ачитский детский сад "Улыбка" поступил запрос от родителя ребенка 3 лет, которому был поставлен диагноз "тугоухость 2 степени". Опасения родителя заключались в том, сможет ли ребенок освоить образовательную программу данной возрастной группы. Нужно ли получить заключение ТПМПК для ребенка с таким диагнозом?
Публикация «Особенности психологического развития ребенка дошкольного возраста с нарушением слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Что такое тугоухость? Каковы особенности психологического развития ребенка с нарушением слуха? Как организовать психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха в детском саду?
Слух играет очень важную роль в развитии человека. Человек, лишенный слуха, не имеет возможности воспринимать те звуковые сигналы, которые важны для полноценного познания окружающего мира, для создания полных и всесторонних представлений о предметах и явлениях действительности. При тяжелых нарушениях человек не может пользоваться многими источниками информации, рассчитанными на слышащего человека, полноценно воспринимать всю полноту звуковой жизни.
Тугоухость — термин, которым обозначают снижение способности человека воспринимать звуки. Тугоухость может выражаться в неспособности слышать звуки разной громкости: шепот, речь собеседника, телефонный разговор. Потеря слуха может быть внезапной или нарастать постепенно с течением долгого времени. Тугоухостью страдают люди самого разного возраста: грудные младенцы, подростки, взрослые, пожилые люди.
Причины тугоухости, вызывающие данное заболевание разные:
- Болезни ребенка, частично разрушающими орган слуха (скарлатина, корь, грипп, оспа, тиф, дифтерит, коклюш, золотуха, простуда, затяжной насморк, болезни носа, носоглотки).
- Механические повреждения (удар по уху, сильный крик, поцелуй, попадание воды, насекомых, а также разных предметов в ухо).
- Неправильно развитие слухового аппарата во внутриутробный период жизни.
Существуют такие степени утраты слуха:
1 степень — легкая;
2 степень — умеренная;
3 степень — выраженная;
4 степень — сильная;
5 степень - полная глухота.
Правильно установленная степень тугоухости важна, как для воспитания, так и для лечения.
Легкая степень тугоухости не оказывает особого влияния ни на речь, ни на обучение вообще. Но знать о ней надо, особенно врачу, чтобы предупредить дальнейшее усиление тугоухости и развивать слух.
При умеренной степени тугоухости речь окружающих в условиях детского сада воспринимается относительно хорошо. Такого ребенка берет на учет не только врач, но и воспитатель.
Значительная степень тугоухости является большим препятствием для воспитания ребенка в массовом детском саду, сильно расстраивает речь, а, следовательно, требует особого внимания к нему. Если тугоухий ребёнок слышит разговорную речь обычной силы не менее чем в 2 метрах от воспитателя, при остальных нормальных способностях он может успешно воспитываться в массовом детском саду.
Особенности психологического развития ребенка с нарушением слуха
Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей, а так же тем, что одни психические функции формируются на основе других. Развитие детей с врожденными нарушениями слуха отличается рядом характерных особенностей.
Восприятие. Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия - как главного источника представлений об окружающем мире, важное средство для развития возможностей детей с нарушенным слухом общаться с людьми, воспринимать обращенную к ним речь, поэтому важно уделять внимание обучению чтению с губ.
Память. Развитие словесной памяти детей проходит ряд стадий и совершенствуется в ходе формирования словесной речи. Особенностью развития словесной памяти у детей с нарушением слуха является ее кратковременность. Долговременная память формируется в процессе игровой и учебной деятельности Главной задачей развития словесной памяти является овладение запоминанием на длительный срок. Ее развитие происходит целенаправленно через коррекционно-развивающие упражнения.
Внимание. Объем внимания у таких детей в несколько раз ниже, чем в сравнении у детей без нарушения слуха. Объем могут сохранять не более 10-13 минут. Внимание неустойчивое. Много времени уделяется развитию непроизвольного внимания.
Мышление. В развитии мышления детей с нарушением слуха наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в развитии других познавательных процессов. Развитие логического мышления существенно зависит от уровня речевого развития детей, а успешность формирования логических операций зависит и определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Для таких детей характерно замедление процесса формирование понятий.
Эмоционально-волевая сфера. У детей с нарушением слуха отмечается бедность эмоций. Кроме таких эмоций как горе, радость, страх - другие они не умеют проявлять.
Речь. Формирование устной речи детей с нарушениями слуха является одной из наиболее специальных задач коррекционной работы, поскольку глубокое нарушение слуховой функции резко меняет условия овладения звуковой речью. Но формирование устной речи представляет лишь часть системы воспитания и обучения слабослышащих детей.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха в детском саду.
Инклюзивное образование — это процесс развития дошкольного образования, который подразумевает доступность обучения для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями.
Инклюзивное обучение обеспечивает детям с нарушенным слухом равные права и возможности в получении образовательных услуг и, вместе с тем, предусматривает специальную педагогическую помощь в соответствии с их возможностями. Также предполагает обучение в коллективе слышащих сверстников на равных условиях, поэтому чрезвычайно важным становится психолого-педагогическое сопровождение неслышащего ребенка в процессе его общения со слышащими сверстниками. Целесообразно организовывать коллективные формы игровой и практической деятельности, которые позволят ребенку с нарушениями слуха быть успешным наравне с нормально развивающимися сверстниками и преодолеть возникающие у него на первых этапах обучения коммуникативные трудности.
Организация сопровождения для обучения ребенка с нарушением слуха осуществляется специалистами ППк ДОО на основании следующих условий:
— заключение ПМПК о готовности к обучению в ДОО;
— своевременное консультирование педагогов и родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка с нарушением слуха;
— создание оптимальных условий для выявления и реализации его особых образовательных потребностей;
— повышение статуса неслышащего воспитанника в коллективе нормально развивающихся сверстников путем организации совместных видов деятельности.