Маргарита Умрихина
Особенности психического развития детей раннего возраста с нарушениями слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2. Введение.
Нарушения слуха в раннем возрасте оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов. Различные стороны психического развития детей с нарушениями слуха в раннем возрасте являлись предметом научных исследований Р. М. Боскис, Г. Л. Выгодской, А. А. Катаевой, Б. Д. Корсунской, Э. И. Леонгард, Л. П. Носковой, Т. И. Обуховой, Т. В. Розановой, Ж. И. Шиф и др.
Темочки:
- Младшая группа
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Слайд 4. Познавательные процессы.
У глухих и слабослышащих детей отмечается однократность, неразвернутость, неполнота действий (ребенок только подносит ложечку ко рту куклы, расческой действует поверх волос, не касаясь их). По подражанию окружающим он переносит в свой опыт действия взрослых, однако воспринимает их не полностью, фрагментарно, недостаточно осмысляя их направленность и значение.
Таким образом, одной из основных причин отставания в сенсорном развитии является отсутствие или резкое недоразвитие речевого общения и средств невербальной коммуникации (жестов, мимики и др.).
Слайд 6. Речь.
Основной особенностью коммуникативной деятельности глухих детей является ее ярко выраженный ситуативный характер. Главными компонентами процесса общения являются такие средства, как жест, мимическая экспрессия, взгляд, изменение позы. Они дополняются голосовыми средствами — вокализациями, лепетом.
Использование звуковых комплексов получает дополнительные стимулы в ходе общения, и в некоторых случаях ребенок начинает применять звукосочетания для обозначения предметов или действий, хотя они мало похожи на слова родного языка и их понимает только ограниченный круг близких людей. Как правило, эти звукосочетания используются в сочетании с неречевыми средствами общения: естественными жестами, взглядами, указаниями на предметы и др.
Слайд 8. Внимание.
Основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на «врабатывание», что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению числа ошибок.
Слайд 10. Память.
- глухие дети раньше познают в объектах специфическое, чем особое и общее, отмечают несущественные детали в ущерб главным, но менее заметным.
-образная память развита лучше, чем словесная (на всех этапах и в любом возрасте);
-уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса ребенка с нарушением слуха.
Слайд 12. Моторика.
У многих глухих детей имеется отставание в развитии мелкой моторики, недостаточно дифференцированы мелкие движения пальцев, артикуляционного аппарата. Подражание движениям артикуляционных органов вызывает у детей большие трудности на протяжении длительного периода.
Слайд 14. Формирование личности.
Отсутствие речевого общения приводит к трудностям понимания других людей. Детям раннего возраста с нарушенным слухом присуща повышенная ориентировка на реакцию взрослого, зависимость от него.
Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, это приводит к упрощению межличностных отношений.
Слайд 16. Поведение
Как правило, глухие дети контактны. Формы контакта меняются с возрастом. Преобладание относительно простых форм контакта сменяется более сложными. Так, от простого подчинения взрослому дети переходят к подлинному контакту. Ребенок учитывает реакции взрослого (одобрение, порицание и т. д., ребенок сам активно поддерживает контакт, проявляет заинтересованность в нем. В ходе совместных действий со взрослым контакт углубляется; ребенок начинает активно требовать внимания со стороны взрослого.
Слайд 18.
1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 2002. - с. 3-203
2. Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М. : Просвещение, 1972 - 143с.
3. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика)
4. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие — М. : Гуманитарный изд. центр В Л АД ОС, 2011. - 1 6 7 с.
P.S. При подготовке данной работы я всецело окунулась в мир символизма, что привело меня к следующим выводам:
- действительно, для выражения своих мыслей символами легче упростить фразу, использовать более простые и понятные слова! Чем и пользуются глухие люди.
- При составлении текста, пришлось упрощать фразы, сокращать предложения. Что также подтверждает тот факт, что глухие дети легче воспринимают короткие предложения и фразы! А вот монологи для них даются труднее.
- Выражение своих мыслей символами ограничивает спектр эмоций и мыслей, что приводит к скудности словарного запаса, а также в дальнейшем к его обеднению, так как большинство сложноподчиненных фраз не находят свое применение в жизни.
- Данная работа дала возможность почувствовать на себе особенности жизни глухих людей, что дает бесценный опыт для понимания их трудностей и развитию эмпатии к таким детям не просто, как к особенным, а с конкретным понимание тех сложностей, с которыми им приходится сталкиваться в жизни.