Екатерина Карпович
Математические сказки как средство познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Математические сказки как средство познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Слайд 1
Здравствуйте, Я, Карпович Е. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад №3 с. Перелюб»
Слайд 2
Публикация «Математические сказки как средство познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
В свете современных требований ФГОС наука математического развития изменилась, стала более ориентированной на развитие личности ребёнка, развитие познавательных знаний, охране его физического и психического здоровья. Математика – это одна из сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир.
СЛАЙД № 3
Сказки в математике позволяют сделать это, так как она совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познать окружающий
Актуальность - Сказка учит жить, а иначе, зачем же наши предки тратили драгоценное время на них. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь людей, их поступки и судьбы. Фольклор маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересно и далёкой от жизни детей.
СЛАЙД № 4 проблемы с которыми я столкнулась в процессе работы:
В овладении математическим словарем, неправильном назывании чисел,
Не точном представлении о графической структуре цифр
В механическом воспроизведении порядка следования чисел
Трудности в определении места в ряду натуральных чисел
Трудности усвоения правил образования числа
Трудности установления отношения числа к его соседям
Называние итога счета и соотнесение его с количеством пальцев
Слайд № 5
Новизна: с помощью математических сказок закрепляются полученные знания и даются новые, делаются дополнения и изменения.
Слайд № 6
Основная цель работы состоит - не только в подготовке к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннем развитии детей – накоплении и обогащении чувственного опыта детьми,при знакомстве со сказочными героями, в познании многих сторон математической действительности, способствовании для создания педагогических условий для ФЭМП у детей дошкольного возраста посредством сказки.
Слайд 7
Задачи:
развивать и обогащать математические представления детей;
подводить к самостоятельному созданию математических сказок;
развивать логическое мышление;
развивать воображение и творческие способности детей;
обогащать словарный запас детей;
формировать положительные качества личности ребёнка.
Слайд 8
Ожидаемый результат: По окончанию года дети с помощью фольклорных сказок смогут легче устанавливать временные отношения, закрепить знания порядковому и количественному счёту, а также определять пространственное расположение предметов.
К тому же, сказки помогают легче запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации.
Слайд 9
По результатам прошлого года уровень развития элементарных математических представлений у детей 5-6 лет составил :
Разделы: Начало года Конец года
Количество и счет 94% 100%
Величина 74% 88%
Форма/геометрические фигуры 81% 100%
Ориентировка в пространстве 74% 94%
Ориентировка во времени 69% 94%
Итого 75% 92%
Слайд № 10
Главная особенность познавательной сказки для дошкольников заключается в том, что все проблемы, события, приключения героев связаны с познанием реальных предметов и явлений окружающего мира. Применение сказок, в моей работе, оказывает положительное влияние на более прочное и быстрое усвоение знаний и использование их при решении проблемных ситуаций, у дошкольников повышается интерес к математике, возрастает их активность, желание познавать.
Слайд № 11
Дошкольник становится старше и мы должны дать такое понятие как «Число», «Форма»,«Величина». И, тут опять, я прибегаю к помощи сказки.
Любая сказка рассматривается с трех сторон:
ФЭМП рассматриваем в виде: точных сказок, фигурных сказок и умных.
Точные сказки, построенные на анализе поступков героев авторских сказок. В ходе занятий дети получают представления о времени и измеряющих его величинах: год, месяц, недел, сутки, час, минута и секунда. Знакомятся с различными видами часов и календарей.
Фигурная сказка – это знакомство с геометрическими фигурами. «Моделирование сказки с помощью геометрических фигур» я осуществляю с детьми, спрятав сказочных героев в обычные на первый взгляд геометрические фигуры. э
Слайд № 12.
К примеру, два занимательных круга обозначают сказку «Два жадных медвежонка». А вот три одинаковых по величине и цвету круга. Ребята делают вывод, что эти круги обозначают сказку «Три поросенка».
Задание гостям.
Далее я предлагаю детям (на данный момент гостям) самим зашифровать сказки, используя разные геометрические фигуры:
- «Три медведя»(например,три овала и один квадрат)
- «Волк и семеро козлят»(например,один треугольник и 7 кругов)
- «Репка»(один круг и шесть прямоугольников)
Слайд № 13
Любую сказку рассматриваем, как умную сказку при этом формируем количественные представления у детей.
Слайд № 14
Рассмотрим знакомство с умной сказкой на примере сказки «Теремок».
Мимо Зайка пробегал Теремок тот увидал. Зайка: Тук-тук. Кто в теремочке живет? Кто-то в невысоком живет? Мышка : Я Мышка-норушка. Лягушка : Я Лягушка –квакушка. А ты кто? Зайка : А я зайка- побегай-ка. Пустите меня к себе жить. Буду верно вам служить. Звери: Заходи. Воспитатель: Нет, Зайчишка погоди, Дунул ветер и с цветочков Разлетелись лепесточки. Собери их не ленись, Да смотри не ошибись. Зайчик: Ой, ребята, помогите Вы цветочки соберите! (собирают цветы). Это помогает детям хорошо ориентироваться в пространстве, повторить изучение колличества и счета.
Слайд № 15
Также при знакомстве со сказками мы узнаем, что они еще и точные сказки, которые помогают сформировать в познании детей временные представления (времена года, года, дни недели, части суток, части дня и др.)
Рассмотрим ФЭМП на сказке Снежная королева
СЛАЙД № 16 - разложить карточки от 0 до 10 - дорога в царство Снежной королевы. (повотрение прямого и обратного счета)
СЛАЙД № 17 – поможем Каю собрать из льдинок, фигуры (применение танграмма)
СЛАЙД № 18 давайте поможем Герде, выполнить задания, чтобы найти дорогу в царство Снежной королевы. (колличество и счет)
Слайд № 19 - разложите цифры по порядку и прочитайте слово, которое выкладывает Кай.
Слайд № 20 - 21
При рассказывании математических сказок использую следующие рекомендации:
Прежде чем рассказать сказку детям, воспитатель должен сам проработать текст, проанализировать его, выделить тему, сюжет, обратить внимание на особенности языка данного произведения, продумать мимику, жесты, подготовить наглядный материал.
Сказки нужно рассказывать, а не читать, так как в живом рассказе взрослого они звучат более эмоционально.
Перед рассказыванием нужно настроить детей на слушание текста, для этого можно использовать сюрпризный момент.
В процессе рассказывания сказки с целью активизации мыслительной деятельности дошкольников применяю наглядность, проблемные ситуации.
Слайд № 22
Процесс воспитания и обучения детей неразрывно связан с партнерством с родителями.
В своей работе я использую:
Данные о семье воспитанников;
Анкетирование и опросы;
Родительские собрания;
Совместное творчество детей и родителей;
Работа над образовательными, творческими проектами;
Групповые досуговые мероприятия;
Слайдовые презентации.
Тематические выставки;
Консультирование.
Слайд № 23
Таким образом - целенаправленное развитие познавательного интереса к математике у дошкольников, приобретение ими достоверных представлений о математических понятиях имеет исключительное значение для последующего прохождения ими курса математики в школе и фундаменте интеллектуального развития в последующем становлении личности.
Используемая литература:
Вахрушева Л. Н. Использование сказок в процессе математического развития детей. Киров 1998г.
Венгер Л. А. О чём рассказывает сказка. Дошкольное воспитание. 1994. №5.
Волина В. В. Учимся играя. М., 1994.
Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков, 1997.
Вахрушева Л. Н. Познавательные сказки математического содержания для дошкольников. Киров, 2001.