Агафонова Анна
Особенности познавательного развития при ознакомлении с окружающим миром, объектами и явлениями природы
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности познавательного развития при ознакомлении с окружающим миром, объектами и явлениями природы в разновозрастных группах.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.
Публикация «Особенности познавательного развития при ознакомлении с окружающим миром, объектами и явлениями природы» размещена в разделах
- Погода и природные явления
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель образования и воспитания дошкольников в области окружающей среды- формирование их экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения; эстетические и этические чувства; интерес к природе и проблемам ее охраны; деятельность по сохранению и улучшению природной среды; навыки культурного поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе.
Познавательное развитие дошкольников.
Развитие мышления, памяти, внимания
Различные виды деятельности
Вопросы детей
Развивающие игры
Занятия по развитию логики
Развитие любознательности
Развитие познавательной мотивации
Развитие воображения и творческой активности
Экспериментирование с природным материалом
Формирование специальных способов ориентации
Использование схем, символов, знаков
Формы организации деятельности детей при ознакомлении их с природой:
Прогулки:
Познавательные занятия
Трудовая деятельность в уголке природы
Наблюдение за растительным и животным миром, трудом взрослых
Экскурсии на природу
Экспериментальная деятельность
Чтение литературы
Дидактические и сюжетно ролевые игры
Формы:
Беседы
Праздники
Экскурсии
Прогулки
Игры
Содержание и структура системных знаний об объектах и явлениях природы
1-2 младшая группы
Природные явления
Некоторые связи между явлениями природы: ветер дует-качаются деревья, светит солнце- становится теплее. Учатся наблюдать за объектами и явлениями природы. Начинает формироваться эмоционально-положительное, бережное отношение к природе.
Природный материал
Накопление знаний, конкретные представления об отдельных объектах природы и его свойствах.
Растения
Накопление знаний о строении растений и их потребностях во влаге.
Животные
Накопление знаний о внешнем виде животных и их способах передвижения, питания. Знакомство с детёнышами некоторых животных.
Содержание и структура системных знаний об объектах и явлениях природы.
Средняя группа.
Природные явления
Продолжают учиться наблюдать за объектами природы. Детей учат принимать задачу наблюдения, пытаются сравнивать, связно рассказывать о наблюдаемом, делать выводы.
Природный материал
Представления расширяются и конкретизируются
Растения
Формируются представления о том, что растения нуждаются в тепле и влаге. Воспитывается любовь к растениям через труд в уголке природы.
Животные
Формируются представления о том, что животные не могут жить без разнообразной пищи, воды, тёплого жилища. Усваивают и обобщают понятия домашние и дикие животные.
Содержание и структура системных знаний об объектах и явлениях природы.
Старшая группа.
Природные явления
Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных и причинно- следственных связей. Развивается умение наблюдать, воспитывается чувство любви ко всему живому.
Природный материал
Основной становится задачи формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями.
Растения
Формируется знание о потребностях растений в зависимости от условий жизни и состояния.
Животные
Формируется знание о потребностях животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями. Устанавливаются связи между потребностями животных и трудом человека.
Содержание и структура системных знаний об объектах и явлениях природы.
Подготовительная группа.
Природные явления
Учат ставить задачу наблюдения, планировать её, пользоваться разными способами наблюдения. Формируются первые навыки поисковой деятельности (анализируют, принимают и ставят несложную задачу, делают выводы.
Природный материал
Основным является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение
Растения
Продолжается обобщение и систематизация знаний о росте и развитии растений. Систематизируются знания о труде взрослых в природе на основе удовлетворения потребностей растений.
Животные
Формируются чёткие представления о том, что каждое животное приспособлено к определённой среде обитания, о сезонных изменениях в жизни животных, устанавливая связи между их потребностями и степенью их удовлетворения в разное время года. Продолжаются обобщение и систематизация знаний о росте и развитии животных, об их основных группах.
Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Очень важно использовать разнообразные формы, технологии, методы и приёмы в работе с детьми, проводить их в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами. Сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей, больше использовать практических занятий. И тогда через ознакомление с природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты, готовых созидать, а не разрушать.