Ксения Пьянзина
Особенности организации сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие нравственных качеств у старшего дошкольного возраcта
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – основной вид деятельности в дошкольный период, занимающий особое значение в жизни ребенка. В игре формируются все стороны личности дошкольника, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Особое место занимают игры, которые дети создают сами, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. Сюжетно-ролевая игра – один из видов игровой деятельности, целью которой является достижение максимального сходства между имитационными действиями играющих, манипулирующих символическим материалом, и реальными действиями людей в жизненном и деятельностном контекстах [1]. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке [3].
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
О широких возможностях сюжетно-ролевой игры для воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста писали многие психологи и педагоги (Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, С. А. Новоселова, Д. В. Менджерицкая, Д. Б. Эльконин и др.) [2]. В таких играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что происходит вокруг них, в жизни и деятельности взрослых. Игровая деятельность служит обогащению эмоциональной сферы детей, позволяет реализовать самые разные стремления и желания, создает благоприятный фон для добрых проявлений. В процессе игры ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки как своих товарищей, так и свои собственные, также в игре формируются моральные качества дошкольника.
В сюжетно-ролевой игре старших дошкольников на первый план выступают взаимоотношения между людьми, в ней практически моделируются отношения, в которые вступают люди при выполнении своих социальных функций. Игра становится для детей доступным средством ориентации в мотивах и моральных правилах взрослых. А. В. Запорожец подчеркивал, что в игровой деятельности дошкольник приобретает важнейшие психологические новообразования: познание новых областей социальной действительности, усвоение функций людей в обществе, расширение представлений о правилах взаимоотношений, способность к произвольности поведения [5].
Основной путь воспитания нравственных качеств дошкольников в игре – это влияние на ее содержание, т. е. выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей, реализация игровых образов. Как утверждала Д. В. Менджерицкая, от содержания сюжетно-ролевой игры зависит, какие мысли и чувства возникают у ребенка в игре [2]. Игра, возникающая на основе нравственного сюжета, воспитывающим образом влияет на детей, их взаимоотношения не только непосредственно в ходе игры, но и в последствии в повседневной жизни.
Сюжетно-ролевые игры детей имеют определенные правила, но в отличии от дидактических и подвижных игр, где правила даются в готовом виде, в ролевых играх правила заимствуются детьми из той общественной среды, в которой они живут. Игры, придуманные детьми, построены на замысле. Замысел в сюжетно-ролевой игре – также не плод воображения ребенка, он является результатом наблюдения окружающего. В связи с этим нормами и правилами общественной жизни дети первоначально овладевают именно в изобретаемых ими играх, по-своему преломляя их. Поэтому, в играх ребенок устраивает нормы нравственности незаметно, без особых пояснений [8].
Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетно-ролевая игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Последнее, как утверждают современные исследования, особенно важно в плане обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста [3].
Анализ исследований по проблеме воспитания активности детей в играх, требующих согласования, совместного обсуждения, принятия общих решений, позволил выделить несколько направлений в организации сюжетно-ролевой игры в качестве средства формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста [1] :
1. Содействие самостоятельному овладению детьми игровыми умениями (Л. В. Артемова, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая и др.). - создание условий, обеспечивающих содержательность и развитие игры.
2. Управление формированием реальных отношений через организацию с учетом интересов и возрастных возможностей детей дошкольного возраста.
3. Решение игровых задач самими детьми при сочетании прямых и косвенных приемов организации игры.
4. Принципиально новый подход к организации сюжетно-ролевой игры предложен Н. А. Коротковой и Н. Я. Михайленко. Его основные принципы:
- педагог должен играть вместе с детьми в позиции «играющего партнера»;
- при формировании игровых умений необходимо одновременно ориентировать дошкольника как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла возможному партнеру-сверстнику;
- следует развертывать игру особым образом так, чтобы перед дошкольниками открывался и усваивался новый, более сложный способ ее построения [5].
Наличие у детей умений замечать огорчения сверстников, понимать их эмоциональное состояние (обиду, тревогу, неудовлетворенность от отказа партнеров принять предложение, делиться, оценивать целесообразность совета или предлагать помощь способствует поддержанию интереса дошкольников к совместной деятельности, созданию в группе положительного микроклимата. Устойчивость совместной деятельности зависит не только от наличия у дошкольников соответствующих навыков, но и от сформированности способов сотрудничества, т. е. тактичного воздействия друг на друга, умений прийти к общему согласию, поддерживать предложения сверстников, убедить в целесообразности своего предложения или уступить.
В заключение обращаем внимание на то, что воспитание нравственных качеств – процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно в дошкольном возрасте лишь закладываются. Хотя и следует помнить, что именно дошкольник открыт, предрасположен к подобного рода отношениям. Используя и специальные игры, и собственный пример выстраивания отношений с детьми, можно помочь ребенку в формировании доброжелательных реальных взаимоотношений, которые они перенесут и в коллективные самодеятельные игры [5].
Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения, в свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность.
Список литературы
1. Арсентьева, В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учеб. пособие / В. П. Арсентьева. – М. : Форум, 2009. – 144 с.
2. Бабанский, Ю. К., Сластенин, В. А., Сорокин, Н. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. Ю. К. Бабанского. – 3-е изд., доп. и перераб. – М. : Просвещение, 2001. – 479 с.
3. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет. ФГОС / Р. С. Буре. – М. : Мозаика-синтез, 2014. – 80 с.
4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. – М. : Питер, 2016. – 464 c.
5. Ермакова О. Сюжетно-ролевые занятия / О. Ермакова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 5. – С. 37-40