Иванова Светлана Юрьевна
Особенности организации РППС по комплексной программе дошкольного образования «От рождения до школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это время психического и физического изменения, а также становление фундаментальных особенностей личности. Среда, окружающая ребёнка, оказывает сильное влияние на его формирование и становится важным фактором его развития [3]. Поэтому одной из главных задач взрослых – это создание такой развивающей предметно-пространственной среды, которая будет благоприятствовать сохранению и укреплению физического, а также ментального здоровья дошкольников [5], способствовать когнитивному и эмоциональному развитию.
Темочки:
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) по комплексной программе дошкольного образования «От рождения до школы» - это один из важнейших элементов пространства детской реализации [1, с. 47].
Пространство детской реализации – это уникальное пространство, которое «разворачивается» с целью развития детской личности [2, с. 12], а именно с целью социальной поддержки детской индивидуальности и инициативы. Педагог должен заметить инициативу дошкольника, оказать помощь в осознании и формулировании детской идеи, помочь представить полученный результат и осознать важность своего труда.
Таким образом, при организации РППС главная задача педагога – это создание таких условий, чтобы дошкольник имел возможность проявлять инициативу и самостоятельность при выборе занятий по своим интересам, а также обеспечение самореализации через виды детской деятельности характерные для данного возраста.
Для обеспечения такой возможности, пространство группы делится на центры активности [1, с. 52], которые наполняются различным дидактическим материалом. Одно из требований программы – центры активности должны быть чётко выделены ширмами, ковровыми покрытиями или другими различными элементами.
В РППС группы должно присутствовать место для отдыха [4]. Это специально организованное пространство, которое оснащают мягкой мебелью или мягкими модулями, создавая его максимально комфортным и удобным.
Также необходимый элемент в организации РППС – это наличие уголков уединения [4]. Основная цель этого уголка – дать ребёнку возможность побыть одному, если в этом есть необходимость. В соответствии с комплексной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» любой модульный центр предоставляющий место только для одного или двух детей, можно использовать в качестве уголка уединения.
Также в программе [1, с. 50] большое внимание уделяется оптимальному использованию помещений, максимальной реализации образовательного пространства, как дошкольного учреждения, так и самой группы. Программа допускает нахождение в спальне одного или нескольких тихих центров активности, например: литературный центр, центр грамотности и письма, центр мелкой моторики, центр настольно-печатных игр и т. д. Также акцент делается на эффективное использование таких помещений как рекреации, коридоры и любые другие свободные места дошкольной образовательной организации. Эти пространства можно использовать для занятий дошкольников по интересам, обеспечения физической активности, для выставок результатов творческой деятельности детей, а так же как место передачи информации (объявления, новости и др.) участникам образовательных отношений.
В отдельных помещениях дошкольной образовательной организации Программа [1, с. 50] рекомендует оборудовать мастерские, студии, лаборатории, а территорию детского сада использовать максимально продуктивно, создавая такие условия, чтобы дети не ограничивались пространством своего прогулочного участка, а имели возможность межгруппового общения.
Значительным элементом в оформлении развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с комплексной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», а также эффективным средством развития детей является групповой стенд [1, с. 50]. Это специально организованное место, предназначенное для плакатов, объявлений, детских работ, фотографий и т. д.
Информация, которая размещается на стенде, должна быть нужна и интересна дошкольникам. Стенд подходит для размещения такой актуальной информации, как: меню на день, материал, который дети учат к различным мероприятиям, список дежурных на день, поздравления именинников и т. д. Стенд также может находиться и в различных центрах активности [1, с. 51]. В таком случае в нём помещается информация помогающая детям в их занятиях (например, в центре математики – на стенде размещают плакат с числами и т. д). Важно, чтобы материал стенда регулярно обновлялся, а также соответствовал возрастным особенностям детей группы.
Материал, который размещается на стендах необходимо снабжать надписями. Это работа стимулирует интерес к чтению, являясь пропедевтической для знакомства дошкольников с буквами и понятием «печатный текст».
Хотелось бы отметить важность наличия в группе стенда с фотографиями [1, с. 51], где дети занимаются той или иной деятельностью, поскольку он вызывает у дошкольников большой интерес и помогают почувствовать себя полноценным членом группы. Фотографии необходимо подбирать так, чтобы на стенде присутствовали все дети группы.
Кроме всего прочего, стенд можно использовать в качестве размещения на нём продуктов творческой деятельности [1, с. 52]. Важно, чтобы это были работы сделанные ребёнком самостоятельно, а не по заданию педагога на групповых занятиях. Такую выставку необходимо представлять на уровне глаз детей, с целью обмена мнениями между дошкольниками и для удобства при рассматривании.
Таким образом, при построении развивающей предметно-пространственной среды по комплексной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» пространство дошкольной образовательной организации и помещение группы необходимо оптимально использовать, учитывая при этом определённые особенности оформления пространства, организации центров активности. Также важно предусмотреть наличие определённых элементов РППС, например, таких как групповой стенд.
Литература
1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – 5-е изд. (инновационное, испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с. – Текст : непосредственный.
2. Рабочая программа воспитания к основной образовательной программе ДОО/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Э. М. Дорофеевой, И. И. Комаровой. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. – 40 с. – Текст : непосредственный.
3. Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников / Р. Р. Файзулаева, Н. В. Артемьева, Т. Н. Соломахина [и др. ]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 124-126. — URL : https://moluch.ru/archive/177/46083/ (дата обращения : 19.09.2022) – Текст : электронный.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования URL : https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения : 20.09. 2022г.) – Текст : электронный.
5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года URL : https://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения : 20.09. 2022г.) – Текст : электронный.