Получи документы

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для познавательного развития дошкольников

Рябошапко Наталья
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для познавательного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для познавательного развития дошкольников

Процесс познания - это творческий процесс и задача воспитателя поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые условия для этого.

Публикация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для познавательного развития дошкольников» размещена в разделах

Предметно - развивающая среда играет особую роль в самостоятельной деятельности дошкольника, т. к. его деятельность зависит от того, как устроена предметно - пространственная организация его жизни, из каких игрушек и предметов она состоит, каков их развивающий потенциал.

Непременным условием построения развивающей среды в дошкольном учреждении является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми. Необходимо создать такой климатический климат, при котором каждый ребенок может свободно проявлять свои желания и интересы.

По мнению Т. Гризик у детей можно выделить четыре направления познавательной активности, как следствие - формирования положительного отношения к миру:

знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы их непосредственного восприятия и опыта;

установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, что приводит к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;

формирование избирательных интересов.

Немаловажное влияние на рост познавательной активности ребенка оказывает разнообразие и доступность предметов, которые он может время от времени использовать: «доходить до сути», экспериментировать с ними, смотреть на них, манипулировать ими, делать о них маленькие открытия, приводить их в движение и т. п.

Важным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми, которая предполагает реализацию ряда принципов.

Принцип уважения к интересам и потребностям ребенка предполагает предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени. Необходимо активизировать самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению, к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в процессе ее выполнения. Для этого нужно соблюдать следующие условия:

разнообразие и сменяемость предметной среды, окружающей ребенка;

включение в нее максимального количества предметов взрослого обихода;

предоставление свободы исследования для каждого ребенка;

предоставление возможности каждому ребенку свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению;

определение максимального уровня размещение игрового, дидактического материала.

Позиция взрослого заключается в том, чтобы исходить из интересов ребенка, удовлетворять его потребности и желания.

Не менее важным является, среда в дошкольном учреждении должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Среда развития должна побуждать у детей двигательную активность, давать им возможность осуществлять разнообразную подвижную деятельность. Предметно - пространственная среда в детском саду должна предоставлять возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности.

Деятельность специфична для каждого периода развития ребенка. Для малыша первого года жизни - это общение и предметная деятельность, а для пятилетнего ребенка - игра и использование общих способов стимулирования творческой активности:

обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными и новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

поощрение высказывания оригинальных идей;

обеспечение возможности для практической деятельности;

использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

предоставление детям активно задавать вопросы.

Принцип учета возрастных особенностей детей подразумевает выявление отличительных признаков в организации предметно-развивающей среды.

Для детей существенна потребность в игре со сверстниками, особенно уединение, создание своего мира игры в укромных уголках. Поэтому дети дошкольного возраста с удовольствием используют созданные места уединения, рассчитанные на 2-3 детей.

Среда развития должна служить фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии взрослого и детей. Необходимо так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя комфортно, имел возможность реализовать свою индивидуальность и быть личностью среди других в группе.

Дошкольный возраст является решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Все эти важные качества формируются не в процессе учебных занятий, а в главной деятельности дошкольника - в игре.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Монтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности ребенка, который формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются условия для формирования способностей производить действия, в умственном плане осуществлять психологические замены реальных объектов.

Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Е. В. Зварыгин в своих исследованиях говорили об использовании игровых действий с игрушками, воображаемыми предметами и предметами-заместителями.

Д. Б. Богоявленская, Т. Н. Овчиникова считали, что не возможно изучать психологические аспекты деятельности ребенка, не анализируя ее как деятельность личности.

Интерес представляют работы, изучения проблемы интеллектуальной активности, в структуру которой входят как умственные способности, так и мотивационные факторы. Интеллектуальная инициатива ведет к установлению новых закономерностей. Воспитатель должен руководить игрой исходя из возможности ребенка, не подавляя его интересов. Эффективным методом руководства игрой является создание взрослым проблемной ситуации с помощью, которой игра усложняется. Исследования Н. А. Менчинской и А. М. Матюшкиной показали преимущество метода проблемного обучения.

Игра - это путь к познанию. Возросшая активность ребенка проявляется в самостоятельности, умении и желании выполнять что-то своими руками: рисовать, конструировать, строить и т. п. Расширяется ориентировка в окружающем, возникает способность отразить в игре более широкий круг явлений. Ребенок может действовать в плане образа, ему доступно выполнение заданий по представлению. Детям легче выделять в предметах существенные признаки: возрастает их способность к обобщению и сравнению. Построить окружающее пространство нужно так, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя комфортно, имел возможность реализовать свою индивидуальность и быть личностью среди других в группе.

Дошкольный возраст является решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность.

Задания с дидактическими игрушками рассчитаны на развитие умственной активности ребенка, его воображения, они побуждают к самостоятельному поиску способов и средств решения поставленной перед ним задачи. Способы действия с предметами у детей почти автоматизированы, ребенок не задумывается над техникой их выполнения, а с более сложными умственными действиями. При систематических упражнениях ребенок учится действовать в плане образа, проявляя способность к моделированию различных конструкций не только по словесному указанию, но и графическому изображению.

Различные виды занятий с дидактическими игрушками способствуют разностороннему развитию ребенка и воспитывают умственно, физически, эстетически, повышают работоспособность, формируют умение учиться, тренирует морально-волевую сферу, предоставляют возможность действовать в коллективе сверстников и выполнять задания вместе с ними. В системе обучения детей имеются изменения, связанные с усложнением программного материала и методов обучения. Дети учатся действовать по словесной инструкции и в отдельных случаях по представлению.

Организуя наблюдение за окружающим, знакомя с предметами и явлениями, обучая различным действиям, воспитатель расширяет и углубляет знания ребенка. У него формируется активное сознательное отношение к миру, целенаправленно развиваются познавательные интересы, мышление, речь. Ребенок учится обобщать, сравнивать, устанавливать связь, наблюдаемую с предшествующими впечатлениями. У ребенка постепенно расширяется его ориентировка в окружающем.

Для успешного развития ребенка значение имеет приобретение достаточных сведений об окружающем. Многие знания о предметах дети получают практически и в быту. Однако без конкретизации и уточнения на занятиях они останутся неполными, тем более что предметы домашнего обихода быстро становятся для детей привычными, теряя элемент новизны. На занятиях у детей закрепляются те знания, которые освоены ими во время действий с предметами, игр, наблюдений на прогулке и т. д. Чем богаче и содержательнее впечатления повседневной жизни ребенка, тем больше познавательных возможностей имеющихся для проведения занятий.

Для ребенка большое значение имеет овладение способами действий с предметами и игрушками. Занятия с использованием игрушек могут быть разных видов:

- показ одной игрушки с целью ознакомления с ее особенностями;

- сравнение двух игрушек для определения сходства или различия между ними;

- выбор одной игрушки среди нескольких;

- показ нескольких игрушек («Чудесный мешочек»).

Занятия необходимо проводить так, чтобы дети имели возможность не просто рассматривать или держать игрушку, но и действовать с ней. Занятия с игрушками нужно строить из двух частей. В первой части во время показа предмета, выполнения действий с ним и произнесение различных слов воспитатель целенаправленно активизирует речь ребенка. Во второй части занятия детям раздают игрушки и предоставляют возможность самостоятельно действовать с ними, произносить слова, которые давались в первой части занятия.

Необходимым условием умственного развития ребенка является тесная взаимосвязь процессов развития речи и познания окружающего. Ознакомление с окружающим способствует развитию содержательной стороны речи ребенка.

С дошкольниками рекомендуется проводить 4 вида занятий:

наблюдение реальных объектов и предметов ближайшего окружения (живых и неживых объектов);

инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций;

рассматривание изображения знакомых предметов на картинках (узнавание, называние, рассказывания изображенного сюжета);

чтение художественной литературы, созданной на реальной и сказочной основе.

В качестве наглядных средств на занятиях фигурируют предметы домашнего обихода, игрушки, картинки, книги. Все занятия отражают разную степень отвлеченности мышления

Ведущим видом деятельности ребенка становится ролевая игра. Дети используют в игре предметы-заместители (например, вместо градусника - палочка). В процессе различных видов деятельности (бытовой, трудовой, художественной, игровой) формируется обобщенное понимание названий предметов, относящихся к одной группе.

На высоком уровне должна осуществляться ориентировка ребенка в окружающем, дальнейшая систематизация знаний: человек и результаты его труда; человек и растительный мир (уход за комнатными растениями, работа на участке, на огороде); человек и животный мир (забота о животных, их значение в жизни людей).

Эти представления формируются постепенно - в процессе неоднократных наблюдений, рассказов взрослого, обобщения и сравнения. Программное содержание ознакомления с окружающим постепенно усложняется, воспитатель ведет ребенка от простого к сложному.

Любая информация для ребенка должна быть в доступной форме. Дети свободно ориентируются среди окружающих предметов и получают более точные представления об их качествах и взаимодействиях. Они познают такие свойства, как (твердый - мягкий, расположение предметов в пространстве, их количество, особенности движения и динамические свойства. Ребенок проявляет целенаправленный познавательный интерес к обнаружению скрытых свойств в предметах. У него увеличивается число высказываний, в которых он хочет уточнить цель, причину и следствие заинтересовавшей его ситуации. Общение со взрослыми носит познавательный характер. Дети проявляют особое отношение к взрослым, которые стремятся удовлетворить их интерес и любопытство. С познанием окружающего мира у ребенка разнообразнее и содержательнее становятся интересы, потребности и эмоциональные переживания.

Ребенка увлекает изменчивость ситуаций. Играя, в действиях ребенка обнаруживаются элементы экспериментирования. Экспериментирование стимулирует интеллектуальность и любознательность ребенка. Ребенка удивляет то, что предметы по-разному проявляют свои свойства.

Элементы экспериментирования проявляются у ребенка и в других видах деятельности. Например, во время рисования он обнаруживает возникновение новых цветов при смешивании различных красок. В лепке его удивляет свойство глины быть мягкой, а затем затвердевать. На огороде, в саду его увлекают растения, созревающие овощи и фрукты.

Познавательная активность ребенка характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.

Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования, и ее достижения.

Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно- предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.). Каждое фундаментальное естественно-научное понятие, с которым знакомится ребенок (температура, жидкость, твердое тело, движение, звук и т. д., экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет) и т. п.

Дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком. В дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям:

- максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;

- безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов;

- показ существенных сторон явления или процесса;

- отчетливая видимость изучаемого явления;

- возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

В ДОУ приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме без заучивания.

Эксперимент позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку и т. д. Эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка.

Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, возможно при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Оценка педагогом найденных им способов должна включать анализ критериев - насколько пригоден найденный способ для достижения целей эксперимента: решения задачи или ситуации. Разрешение проблемной ситуации возможно различными способами - позитивными, негативными, и в зависимости от выбора способа ее разрешения формируется общая негативная или позитивная картина мира в сознании ребенка, а следовательно, и стратегия его проведения во взаимоотношениях с людьми и объектами.

Ситуации экспериментирования полезны для формирования этих представлений. Инициатива эксперимента должны быть поддержана и развиваема в ребенке.

Таким образом, правильно организованные педагогические условия способствуют правильному развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Значение развивающей предметно-пространственной среды в системно-деятельностном подходе воспитания дошкольниковЗначение развивающей предметно-пространственной среды в системно-деятельностном подходе воспитания дошкольников Цель работы: Воспитание личности, способной выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны.

Использование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участкаИспользование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участка Если у вас сломался зонт, не спешите его выбрасывать. Его можно использовать для создания развивающей предметно-пространственной среды группы.

Обобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУОбобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУ Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения, инициативы и самостоятельности детей, проектирую образовательную среду.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для познавательного развития дошкольников
Опубликовано: 24 марта 2021 в 09:16
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для познавательного развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Рябошапко Наталья (УИ 253258) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД