Сальникова Наталья Михайловна
Особенности организации работы с детьми раннего возраста. Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок – это вселенная, которая развивается и растёт по определённым законам. Сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая
Президент Российской Федерации Владимир Путин в рамках новых «майских указов» поручил Правительству при разработке национального проекта в сфере образования учитывать необходимость обеспечить к 2024 году решение ряда стратегических задач, в том числе создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
Публикация «Особенности организации работы с детьми раннего возраста, Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ» размещена в разделах
Именно в ранние годы жизни закладывается основа для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. Важнейшей целью является создание условий для раскрытия талантов и реализации возможностей каждого человека.
В декабре 2017 года Президент поручил кабинету министров разработать программу, которая обеспечила бы 100-процентную доступность дошкольного образования для детей от двух месяцев до трех лет. Согласно распоряжению главы РФ, полная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от двух месяцев до трёх лет должна быть достигнута к 2021 году. По словам президента, обеспеченность дошкольными учреждениями для детей раннего возраста особенно важна для тех молодых мам, не желающих выпасть из своей профессии либо желающих ее приобрести.
В Пятигорске проблема обеспечения местами детей в возрасте до трех лет успешно решается. В данный момент завершается строительство еще одного детского сада № 50, что позволит предоставить места нуждающимся в дошкольном образовании семьям.
В соответствии со «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» программа направляет воспитание детей на развитие умственных и физических способностей в их самом полном объеме.
Цель воспитательной системы : воспитание успешного, счастливого, социально-адаптированного ребёнка с устойчивой мотивацией и сформированной гражданской позицией.
Реализацию этой цели мы видим через решение следующих задач:
- создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;
- обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей к воспитанию детей;
- формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
- создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в ДОУ.
Реализуя «Стратегию развития воспитания в Российской Федерации» воспитательный процесс в ДОУ строится по следующим направлениям:
- Развитие социальных институтов воспитания.
- Обновление воспитательного процесса с учётом современных достижений науки и на основе отечественных традиций.
Воспитательный процесс осуществляется в каждой из форм организации детей : специально организованная учебная деятельность, игры, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа, наблюдение, экскурсии, походы, праздники и развлечения.
Работа строится с учетом индивидуальной траектории развития каждого ребенка.
Именно в ранние годы жизни закладывается основа для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.
Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из актуальных проблем современности. Важно установить взаимопонимание между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми, родителями и воспитателями, ведь воспитание предполагает активность всех участников воспитательного процесса.
Уровни образования определяются спецификой услуг, предоставляемых в нашем детском саду, и реализуются в соответствии с основной образовательной программой учреждения, разработанной с учётом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», обеспечивающей базовый объем знаний, предусмотренный Госстандартом.
Очевидно, что работа педагогов ДОУ предполагает, прежде всего, ориентацию на возрастные особенности детей и на понимание тех трудностей, с которыми сталкиваются воспитатели – одна из которых – проблема адаптации к новым условиям и к детскому учреждению.
Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребёнку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение.
В педагогике раннего возраста основные методы обучения – игровые. Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства.
Содержание указанных в фгосстандарте 5 образовательных областей может быть реализовано при помощи следующих видов игр, которые мы используем для организации совместной деятельности детей с педагогом либо самостоятельной деятельности малышей.
- дидактические игры;
- сюжетно – отобразительные игры;
- подвижные игры;
- словесные игры:
- пальчиковые игры;
- музыкальные игры;
- конструктивные игры и др.
Исходя из программных задач, и в соответствии с санитарными требованиями, в ДОУ разработана сетка организованной образовательной деятельности, которая проводится в соответствии с комплексно-тематическим планированием.
Педагогическая работа с детьми раннего возраста имеет свою специфику и во многом отличатся от тех, которая обычно используются для детей дошкольного возраста. Эта специфика определяется особенностями психологии маленьких детей.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами деятельности для детей раннего возраста являются :
— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
— общение с взрослым;
— совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
— двигательная активность.
Но никакая самая лучшая программа, никакая методика не будут работать и не дадут результатов, если не будет главного звена — современного профессионального воспитателя, владеющего принципом комплексного подхода к воспитанию и обучению детей раннего возраста.
Прежде всего, воспитателям необходимо хорошо усвоить методологическую и теоретическую сущность принципа воспитания, а также овладеть системой методических умений, с помощью которых можно осуществить его в практической деятельности условиях ДОУ.
Надо подчеркнуть, что речь идет не только об умении проводить отдельные виды познавательного, нравственного, трудового воспитания, а о сочетании их в реальном воспитательном процессе.
Достигают этого педагоги ДОУ путем постоянного самообразования, изучением опыта коллег, анализом собственного опыта, выявлением типичных затруднений. Так, на базе МБДОУ проводятся медико-педагогические совещания, на которых рассматриваются вопросы адаптации, вырабатываются рекомендации специалистов, анализируются листы нервно-психического развития каждого ребенка раннего возраста, с целью улучшения качества воспитательно-образовательного процесса и учета индивидуальных особенностей его участников. Педагоги МБДОУ являются активными участниками городских методических объединений, семинаров, круглых столов на базе учреждения. В методическом кабинете детского сада сосредоточена литература, наглядные пособия и приборы, позволяющие решать не только образовательные, но и воспитательные задачи, диафильмы о применении науки в практике воспитания, наглядные пособия нравственно-воспитательного характера, приборы и приспособления для проведения инновационных занятий, позволяющих каждому воспитаннику приобретать умения и навыки в комплексе.
Организационно-педагогические условия для осуществления комплексного подхода в первую очередь предполагают взаимодействие всех участников воспитательного процесса — воспитателей, детей, родителей.
Ведущие цели нашей работы по взаимодействию с семьёй – создание необходимых условий для развития взаимозависимых отношений детского сада и семей воспитанников, повышение компетентности родителей в области воспитания, формирование ответственного отношения родителей к воспитанию детей. Я расскажу лишь о нескольких направлениях в работе с семьями воспитанников :
- Информационно-аналитическое направление
- Участие семей воспитанников в управлении ДОУ.
- Вовлечение родителей в организационно-методическую деятельность.
Мы разработали четыре этапа построения работы по взаимодействию ДОУ и семьи.
1. Изучение семей, детско-родительских отношений.
2. Разработка плана сотрудничества, выбор форм и методов.
3. Реализация плана сотрудничества.
4. Отслеживание результатов взаимодействия, их оценка.
Разработана модель сотрудничества семьи и детского сада.
Основной формой работы при реализации информационно-аналитического направления является родительское собрание, где родителей знакомят с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания. Воспитатели показывают видеофрагменты различные видов деятельности, режимных моментов, фотографии, выставки детских работ, стенды, папки-передвижки.
Проводятся социологические срезы и опросы.
Официальный сайт детского сада помогает родителям получить полную информацию и представление о деятельности ДОУ.
В практике работы дошкольных учреждений в последние годы возникло много ценных организационных форм, которые непосредственно направлены на успешное осуществление комплексного подхода. В системе работы нашего детского сада с 01.09.2013г. по настоящее время работает Консультативный пункт для родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи.
Организована ранняя помощь детям до 3 лет с нарушениями в развитии (с нарушением слуха).
Обращаясь к специалистам Консультативного пункта, родители имеют возможность получить необходимую консультацию по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, а также психологическую консультацию.
Задачу психолого-педагогического сопровождения семей помогает решить «Родительский клуб», руководителем которого является педагог-психолог. Цель – развитие педагогической компетентности родителей, помощь семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей. Эта форма работы интересна тем, что тематика клуба и содержание практических занятий варьируются в зависимости от запросов родителей.
Воспитанники вовлекаются в самые разнообразные виды деятельности, которая развивает их личностно, нравственно, эстетически, формирует ценные умения и навыки. В нашем детском саду используются кроме стандартных, парциальные программы с различным уклоном с учетом возрастных особенностей, где дети могут дополнительно заниматься различными видами деятельности. Все названные условия специально ориентированы на то, чтобы всесторонне развивать детей, а следовательно, они содействуют комплексному подходу к воспитанию.
Таким образом, используя комплексный подход в работе с детьми раннего возраста, воспитатель главное внимание уделяет обеспечению целостного подхода к воспитанию и развитию личности ребенка, созданию единой комплексной системы воспитательных возможностей детского сада, семьи и общественности. Задача педагогов состоит в том, чтобы осознать комплексный характер всех основных видов деятельности детей раннего возраста с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей.
Каждому направлению воспитательной работы присущи свои специфические воспитательные возможности, и они должны быть полностью реализованы. Воспитательный процесс - это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса.
В заключении, можно сделать вывод о том, что главную роль в развитии ребенка раннего возраста играет взрослый, который непосредственно взаимодействует с ним в повседневной жизни, и от того, насколько профессионально будет организована эта деятельность, зависит психологическое и физическое развитие ребенка в данном возрасте.
Говоря словами великого педагога А. С. Макаренко: «Воспитывая детей, мы воспитываем будущую историю нашей страны, а значит и мира».