Ангелина Аладьина
Особенности организации массовых мероприятий для детей РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед педагогами образовательных учреждений, где учатся дети с расстройствами аутистического спектра, - организация внеклассных мероприятий, в том числе связанных с внеурочной деятельностью. Организованные выездные программы позволяют детям с РАС приобрести опыт неформального общения и взаимодействия вне стен учебного заведения, что способствует социальной адаптации и формированию необходимых социальных навыков.
При организации инклюзивных мероприятий для людей с ментальными нарушениями могут возникнуть следующие проблемы:
Публикация «Особенности организации массовых мероприятий для детей РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
1. Неготовность персонала и других присутствующих к взаимодействию с детьми с ментальными нарушениями.
2. Страх у родителей, что общество «не примет» ребенка с ментальными нарушениями.
3. Обесценивание поведенческих проблем ребенка с ментальными нарушениями.
4. Отсутствие разумного подхода к продолжительности мероприятия.
5. Не все помещения пригодны для детей с ментальными нарушениями.
В условиях массовых мероприятий у детей с РАС могут активироваться следующие поведенческие проблемы:
1. Выход эмоций из-под контроля, переутомление.
2. Сенсорные перегрузки.
3. Непонимание эмоции и социальных ситуаций.
4. Частичное или неполное понимание речи.
5. Дефицит внимания.
6. «Буквализм» : буквальное понимание образных выражений, абстракций, метафор.
Чтобы все участники мероприятия чувствовали себя комфортно, необходимо преодолеть барьер по отношению к детям с ментальными нарушениями, знать особенности поведения и способы реагирования на нетипичное поведение.
К проведению инклюзивного мероприятия необходима тщательная подготовка не только организатора, но и самих участников и их сопровождающих. Так же необходимо учитывать особенности развития детей.
Учет гипо- и гиперчувствительности, профилактика сенсорных перегрузок.
У детей с РАС часто наблюдаются сенсорные дисфункции.
Нарушения чувствительности сенсорной системы приводят к повышенной или пониженной реакции на соответствующие стимулы. В случаях повышенной чувствительности даже нейтральный для других людей раздражитель воспринимается как очень сильный, а в ряде случаев как болезненный. При снижении чувствительности, наоборот, стимул не воспринимается, и реакция на него может отсутствовать.
Слишком длительное и/или интенсивное воздействие на органы чувств, особенно у детей с повышенной чувствительностью к сенсорным стимулам, может привести к сенсорной перегрузке. В свою очередь, такая перегрузка может вызвать срыв или истерику.
Признаками, указывающими на сенсорную перегрузку у ребенка с РАС, могут быть внезапно возникшие: крики, агрессия, аутоагрессия, попытки убежать или спрятаться.
Возможные меры профилактики и реагирования:
- избегать внезапных громких звуков, сильных запахов, мерцающего света;
- минимизировать тактильные контакты;
- при восприятии речи не допускать фоновых шумов;
- разработать карту с указанием сенсорных стимулов, способных вызвать сенсорную перегрузку;
- применять специальные средства защиты (наушники, очки, капюшон и др.);
- предусмотреть тихое помещение для отдыха.
Облегчение взаимопонимания.
Независимо от уровня развития интеллекта и речи, у детей с РАС на массовых мероприятиях, могут проявиться такие особенности как : импульсивность, стиминг (стереотипные действия, плохое понимание личного пространства и др.
Возможные меры профилактики и реагирования:
- побеседовать с ребенком о предстоящем мероприятии, проговорить правила поведения;
- мероприятие стоит начинать с представления (бейджики с именами, кратко напомнить правила поведения использую доступные методы;
- соблюдать очередность общения;
- спокойно останавливать нежелательное и/или опасное поведение;
- не навязывать контакт глаза в глаза.
Адаптация подачи речевого материала.
Трудности слушания собеседника возникают в связи с отсутствием мотивации к общению и специфическими особенностями переработки слухоречевой информации. В результате ребенок не хочет слушать собеседника и/или не способен понять его речь.
Возможные меры профилактики и реагирования:
- речь должна быть разборчивой, эмоционально сдержанной, предложения короткие;
- использование альтернативных средств коммуникации (карточки, текст);
- отсутствие в речи метафор, образных выражений и др.
Используемая литература:
1. Методические рекомендации для педагогических работников по психолого-педагогическому сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра / А. А. Бучек, И. В. Возняк, О. П. Нагель. – Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021. – 147 с.
2. Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи. Методическое пособие / Манелис Н. Г., Никитина Ю. В., Феррои Л. М., Комарова О. П. / Под общ. ред. А. В. Хаустова, Н. Г. Манелис. М. : ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018 70 с.