Хоткевич Елена
Особенности организации логопедической работы с детьми с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации логопедической работы с детьми с нарушением зрения
Зрительные нарушения у детей, посещающих наш детский сад осложняют формирование речи.
Нарушение зрения отрицательно сказывается на:
- нервно-психическом статусе детей
- двигательной активности и ориентировке в пространстве
- развитии познавательной деятельности
- общем речевом развитии
Публикация «Особенности организации логопедической работы с детьми с нарушением зрения» размещена в разделах
Это объясняется замедленностью зрительного восприятия и расстройствами двигательной системы.
Речевые нарушения не является единственным ядром аномалии. Формирование речи у таких детей протекает в более сложных условиях, чем у хорошо видящих.
Специфика речевых нарушений у детей со зрительной патологией:
- не понимают смысловую сторону слова;
- используют слова, усвоенные на чисто вербальной основе;
- накапливают в речи слова без конкретного содержания.
Ограничение визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения приводят к тому, что проблемы со звукопроизношением встречаются в 2 раза чаще, чем у детей с нормой.
Принимаются дети в наш детский сад по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Они имеют разные речевые диагнозы:
- фонематическое нарушение речи (ФНР);
- фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР);
- общее недоразвитие речи разного уровня (ОНР);
- задержка речевого развития (ЗРР).
В сентябре, изучаю анамнез и офтальмологический диагноз, т. к. в зависимости зрительной патологии подбирается диагностический материал и способы его подачи. Обследовав детей, заполняю речевые карты на каждого ребёнка и с учётом выявленных проблем речи составляю индивидуальный план работы.
Система логопедической работы включает три крупных блока:
1. Работа с детьми.
2. Взаимодействие с воспитателями, узкими специалистами
3. Работа с родителями
Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушение зрения :
- использую стимульный материал в зависимости от зрительной патологии ребенка;
- учитываю зрительную нагрузку, включаю в занятия гимнастику для глаз;
- размещаю детей на занятии с учётом рекомендаций тифлопедагога;
- осуществляю индивидуальный подход к коррекции речи детей.
Основные требования к дидактическому материалу:
- иллюстративный материал максимально реальный и чёткий;
- для наглядных пособий использую жёлтый, зелёный, красный цвет;
-не использую картины с блестящей поверхностью, т. к. они дают отблеск и плохо видны детям с нарушением зрения;
- картины вешаю на уровне глаз.
Оберегая зрение детей, использую рекомендации учителя-дефектолога (тифлопедагога, врача-офтальмолога, медсестры-ортоптистки, учитываю состояние зрительных функций у детей. Рассаживаю их с учётом окклюзии глаза.
Взаимодействие с воспитателями, узкими специалистами
Эффективность работы специалистов достигается посредством взаимодействия, которое осуществляется по следующим направлениям: диагностическое, коррекционное, консультативно-просветительское.
В работе с родителями использую следующие формы: индивидуальные, подгрупповые консультации, памятки для родителей, выступление на родительских собраниях, организация совместной работы родителей с детьми по выполнению домашних логопедических заданий и т. д.
Система получения точных данных о состоянии моей деятельности может быть обеспечена посредством мониторинга.
В результате проводимой коррекционно-логопедической работы удаётся :
- сформировать фонематические представления;
- улучшить звукопроизношение;
- развить лексико-грамматические категории;
- сформировать умение логически строить высказывания;
- пользоваться различными моделями предложений;
- овладеть послоговым чтением.
Изо дня в день я вижу результаты. Они бывают радостными и наоборот, меня что-то не устраивает, хочется добиться большего. Но я намерена продолжать свою работу и искать новые пути к достижению своей цели: чистая речь, успешное обучение в школе, уверенный, успешный, общительный, любознательный ребёнок.